"Сначала надавят до последнего, затем отпустят - и все рады"
Когда Москва встанет на ноги, восстановление экономики в Кировской области только начнется. Преференции от государства похожи на бесплатный сыр в мышеловке, да и те получить непросто. Мнением об этом, ситуации на строительном рынке, налоге на самозанятых и поправках к Конституции с "Бизнес новостями" поделился руководитель компании "Покров-строй" Сергей Куцын.
БН Сергей Владимирович, что сегодня происходит с вашим бизнесом?
– По сравнению с прошлым годом объемы упали раза в два. Сейчас стараемся загрузить производство, чтобы дать возможность работать людям. Никого не сократили-не выгнали, работой обеспечили, просто не в том объеме, в котором могли бы.
Пока речи о каком-то дальнейшем развитии или резком скачке не идет. Все в сонном состоянии. Ждем прояснения ситуации, чтобы начать набирать хотя бы прошлогодние темпы.
Думаю, что спад нас еще ждет впереди, в августе-сентябре. Те 2-3 месяца, пока вся страна сидела на карантине, еще не раз скажутся на общей экономике. Реакция, как вирус, докатится и до периферии. Да, говорят, что Москва «выздоравливает», но к нам все процессы приходят с отставанием. Когда столица встанет на ноги, у нас восстановление только начнется.
БН Подходят ли вам предложенные властями меры господдержки и смогли ли вы ими воспользоваться?
– Мы как строительная компания практически под них не подпадаем.
БН Потому что строительная отрасль не признана особо пострадавшей?
– Совершенно верно. Тех же туроператоров закрыли и признали потерпевшими. В авиаперевозках доход упал – их тоже признали. А строительному бизнесу сказали: у вас производственные площадки большие, скопления людей можно избежать, распределяйте потоки и работайте. Под критерии особо пострадавших вы не попадаете.
БН В мае региональный союз строителей направил в минстрой письмо, где просил включить отрасль в перечень наиболее пострадавших от пандемии. Для поддержания отрасли, в частности, предлагают на 50% субсидировать строительные подряды или предоставлять целевые кредиты по сниженным процентам. Как думаете, пройдет?
- Конечно, это было бы здорово. Однако зная наше государство, понимаю: бесплатного сыра не бывает. Как и по налоговым льготам или отсрочкам: месяц можешь не платить, а через два заплатишь по полной. Требование хорошее, но, думаю, вряд ли одобрят. Как сказали наши чиновники? Контракт есть? Есть. Выполнение сроков никто не отменял? Не отменял. Финансирование не прекращалось? Не прекращалось. Значит, как работали, так и работайте, только меры безопасности соблюдайте.
БН Еще одно из озвученных в обращении требований связано с индексацией строительных контрактов в связи с резким снижением курса национальной валюты. Цены на стройматериалы поднялись?
– Анализ рынка весной показал рост. Резкий скачок был первые дней 10 после введения карантина. Ну и сказалось сезонное подорожание. Тогда еще ни у кого не было понимания, сколько мы просидим в карантине, что и как делаем. Как понимание более-менее пришло, по ценам произошел откат назад.
Привязываться к рублю считаю не совсем целесообразным, а к индексации цен – да, согласен. Особенно по долгосрочным контрактам. Растет стоимость продуктов, стройматериалов, зарплаты, поэтому индексация логична.
БН Поставщики уронили цены потому что поняли, что в сегодняшних условиях рынка им дороже не продать?
– Думаю, по тому же металлу или материалам, которые отправляются на экспорт, после объявления карантина никто не знал, что с товаром делать. Перестали отпускать или отпускали по завышенным ценам. Когда все поняли, что работа продолжается - а сообщение со смежными государствами закрылось и отгрузка встала - поставщики были вынуждены сконцентрироваться на внутреннем рынке и опустить цены примерно до прежнего уровня.
БН На ваш взгляд, может ли коронавирус простимулировать импортозамещение? Минпромторг уже выступил с инициативой ограничить импорт в госзаказе электроники.
- В какой-то степени да. По незначительным или не очень высокотехнологичным группам товаров это возможно. У нас есть узконаправленные предприятия, которые связаны, к примеру, с космосом или военными разработками. По ним — да. По продукции, которая, скажем, применяется в гражданском строительстве или IT-сфере сложно. Нет базы, и мы вынуждены закупать компоненты за рубежом. Конечно, хотелось бы, чтобы ситуация изменилась.
БН Что сегодня, на ваш взгляд, больше всего мешает развитию строительной отрасли?
– У нас настолько стремительно меняется законодательство, что бизнес не успевает перестроиться под новые требования. Возьмем для примера получение разрешительной документации. Бизнес потратил деньги на земельный участок, на проектировщика. На проектное решение даны предварительное согласование и время на внесение изменений (а это опять же деньги). Меняется законодательство – и тебе говорят: все, ты на этой земле уже строить не можешь. Считаю, что какие-то основные законодательные нормативы не должны меняться ежегодно. Они могут дополняться, но не меняться, чтобы строители не попадали в ситуации, когда сегодня говорят «да», через полгода «нет», и ты не знаешь, что со всеми наработками делать. Если меняются, то как минимум с переходным периодом и предварительными уведомлениями. Это вопрос не к администрации города или области, все равно все идет сверху.
БН Еще одно из предложений Союза строителей – предоставить строительным организациям налоговые каникулы по НДС и налогу на прибыль до конца 2021 года.
– Это маловероятно. Государство - это большой механизм, который без подпитки тоже может давать сбой. Даже если дадут какие-то послабления, потом спросят сполна.
БН Вы сталкивались с ситуацией отказа в возмещении НДС из-за действий контрагентов? Недавно Верховный суд вынес решение в пользу компании, затем появилось еще как минимум одно. Эксперты считают, что сейчас сформируется практика, при которой обязанности по проверке контрагентов перенесут с плеч бизнеса на плечи налоговых органов.
– Недобросовестные подрядчики действительно есть. Когда мы берем большой объем работ, по общестроительным кого-то привлекаем на субподряд. У нас было несколько ситуаций, когда мы как генподрядчик работы выполнили, сдали заказчику, рассчитались с подрядчиком, а тот по каким-либо причинам не уплатил НДС. Налоговые органы при проверке документов просматривают всю цепочку: заказчик – генподрядчик – подрядчики – субподрядчики... Если из этой цепочки какое-то последнее звено не заплатило налоги, они возвращаются к тому, кто их может заплатить. Приходят и говорят: «Ваш контрагент не отчитался. Это ваша вина». А наша-то вина в чем? Мы работы выполнили, деньги перечислены, с подрядчиками рассчитались, движение по расчетным счетам прошло, документы все оформлены. Нет, кто-то там не заплатил – и все. Мне что, взять его за руку, привести в налоговую, пригрозить пальцем и сказать: «Ребята, заплатите?» Абсурд. Две такие наших ситуации дошли до Арбитражного суда.
БН Кто кого?
– Мы оба дела выиграли, НДС зачли в счет будущих налоговых платежей. Однако это время, нервы, процесс может длиться год, а то и дольше. И начинают дергать заказчиков – кому это понравится? Чтобы минимизировать подобные ситуации, мы сейчас работаем с проверенными постоянными партнерами. Посторонних подключаем в крайнем случае.
БН Сейчас вновь обсуждается тема индексации пенсий работающим пенсионерам. Мы недавно делали аналитическую публикацию (ред.: материал "Пенсионный крен"), где показали, сколько пенсионеров (а это очень ценные кадры для многих отраслей) после отмены индексации ушли на заработки «в конвертах». В регионе вот-вот заработает налог на самозанятых. На ваш взгляд, это поможет в развитии бизнеса или все-таки ключевая цель – пополнение бюджетов за счет вывода денег из тени?
– Не знаю, как ответить однозначно. С индексацией пенсий согласен. Иначе как получается? Человек отработал жизнь и свою пенсию заработал. Если пенсионер где-то работает дополнительно и получает деньги, они не должны пересекаться с доходом за его предыдущую трудовую деятельность.
По поводу самозанятых... Сомневаюсь, что государство сможет регулировать эту нишу, по крайней мере на данном этапе. Это равносильно тому, что я переведу весь свой персонал в самозанятые, кто-то начнет вышивать и продавать изделия, кто-то займется сварными работами, кто-то начнет оказывать бухгалтерские услуги. Проконтролировать сложно.
БН Эта лазейка прикрыта. Самозанятый не может оказывать услуги бывшему работодателю, от которого уволился менее чем два года назад.
– Это я условно. «Работоспособность» налога на профессиональный доход зависит от сознательности людей. Если человек понимает, что на этих услугах сможет зарабатывать на жизнь, не привлекая внимания государственных огранов, он зарегистрируется в качестве самозанятого.
Большинству заказчиков не важно, кто ему оказал услугу – официальный самозанятый или неофициальный (это не касается больших предприятий, скорее, относится к частному сектору или небольшим компаниям). Ему важна, к примеру, цена. У нас многие работают неофициально – «шабашат», занимаются собирательством, сдают жилье. Ниша пока просто не всем понятна и не отрегулирована. Когда государство говорит, что это будет лучше для вас, это не всегда получается лучше для нас.
БН Ваше мнение по поводу внесенного в Госдуму законопроекта о минимальной почасовой оплате труда? Минимальный порог в 150 рублей за час предлагается установить для работников по срочным договорам и на режиме неполного дня.
– Не согласен с этим. Если человек не может выполнять свой функционал за 150 рублей или уровень его квалификации очень низкий, почему работодатель должен ему столько платить? Только потому что он пришел на работу? Бизнес ищет разницу между тем, что может заплатить, и хочет. Если разница этих ценовых предложений большая, но не в ущерб качеству или срокам, тогда почему 150 рублей, а не меньше? Хороший сотрудник всегда повышает уровень своей квалификации и ответственности, и его час стоит больше 150 рублей. Для всех остальных это стимул поднять свой уровень.
БН Как вы относитесь к повсеместной отмене ограничительных мероприятий перед всеобщим голосованием к поправкам в Конституцию?
– Хороший ход. Это как притча про осла. На него положили мешок с зерном – ослик идет. Положили второй – все идет. Кладут третий, смотрят - у ослика ноги подкашиваются. Убирают. Осел идет дальше, тащит на себе два мешка и ему хорошо. Точно так же и в государстве: сначала надавят до последнего, затем отпустят. И все рады.
БН И дружно бегут голосовать, не воспринимая происходящее как пир во время чумы?
– Совершенно верно.
БН А вы пойдете голосовать?
– Пойду.
БН Почему?
– Хотя бы для того, чтобы еще раз внимательно ознакомиться со всеми поправками, которые нам предлагают. Сходить обязательно надо. Даже если не согласен с поправками – приди и скажи об этом. Не дома на диване, а поставив галочку на бюллетене. По крайней мере не получится так, что из 100 человек пришли два, проголосовали «за» и их голоса можно считать выражением мнения всей сотни.
БН Вы верите в то, что если большинство проголосуют «против», поправки не примут?
– Честно? Нет.
БН На неделе произошло смертельное «пьяное» ДТП с участием артиста Михаила Ефремова. Чем, думаете, закончится резонансное дело?
– Такие ситуации происходят ежедневно. Резонансными становятся из-за большого количества жертв или участия известных людей. И здесь есть двойственность, которая мне очень не нравится. Если человек - большой начальник, известный актер, замминистра или даже его сын, то рычагов давления или влияния у него больше. Соответственно, и внимания к нему больше, однако полноценное наказание не всегда доходит. Сначала – шумиха, затем она идет на спад, еще через какое-то время про это забывают. Остается осадок, после которого вера в правосудие у народа вызывает сомнения.
Что касается темы пьяных за рулем, такое недопустимо. Если у нас ужесточатся правила или наказание за езду в нетрезвом виде, я буду только за.
БН В аварии погиб обычный человек. А если бы кто-нибудь из высокопоставленных чиновников? Итоги судебного процесса, на ваш взгляд, были бы одинаковыми или разными?
– Если заседание суда пройдет открыто, будете освещено в прессе, думаю, никто – несмотря на величину и известность виновной стороны – наперекор человеческой логике не пойдет. Если в закрытом режиме – не исключаю, что решится по-другому.
Здесь ситуация тоже двойственная. Если рассуждать по-человечески… Пьяному оправдания нет, это не обсуждается. Однако происходят другие ситуации: человек уснул за рулем, выехал на «встречку» – авария. Сам выжил, пассажир – погиб. Понимаю, что виноват и, скорее всего, сам будет себя винить до конца жизни. С другой стороны и погибшего не вернуть. Есть рамки закона, а есть человеческие отношения. Кто-то из родственников погибшего настроен на компенсацию, кто-то на жесткое наказание, а кто-то скажет: «Сына все равно не вернуть, зачем вам буду жизнь коверкать?» Прощает, отпускает - и живет дальше. Жизнь - непростая штука. Как и бизнес.
Беседовала Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru