Рынок антиквариата, или Как живет торговля искусством

09.02.2020 15:29:00 2616 0

Несмотря на усиление общемировой нестабильности, продажи многих аукционных домов, антикварных лавок и салонов говорят об устойчивости рынка: в международном масштабе на рынке торговли искусством уверенный спрос.

Однако в России интерес к предметам старины падает, а круг покупателей стремительно сужается. О региональном сегменте, по мнению экспертов, и говорить нечего – по сути, его и нет.

Сужение федерального рынка

Антиквариат – это предметы «в возрасте» старше 70 лет, имеющие художественную составляющую: авторство известного мастера, условия и периоды создания. Каждый из нюансов влияют на ценность предмета и его себестоимость.

Один из ярких показателей ситуации на рынке антиквариата – выставка «Российский антикварный салон». В 2019 году он прошел в 45 раз. Участники мероприятия отметили «The Art Newspaper», что продажами и заключенными сделками по выставленным экспонатам похвастаться не могут – продавать стало сложно, цены на внутреннем рынке сильно просели. Круг собирателей, покупателей антиквариата стремительно сужается. Новых акционеров все меньше, а молодое поколение отдает предпочтение экспонатам современного искусства (в России в этом сегменте рынка дела идут в разы лучше).

Ценят ли в Кирове старину?

Киров, по мнению эксперта по антиквариату, пожелавшему не называть своего имени, «слишком прост, беден и провинциален для того, чтобы осознавать цену предметам старины». Скорее, в регионе царит любовь к гаражным ярмаркам (излюбленное место городской молодежи, которая ударилась в стиль жизни, одежды и интерьера гранж) и блошиным лавкам, где также покупают и продают предметы старины. Но, заверяет эксперт, не антиквариат.

«Весь рынок, если он вообще существует, сформирован на покупателях-продавцах предметов старины. В Кирове антикварный сегмент минимален. Город далек от этой сферы деятельности и интересов. Почему? Не понятно, - говорит собеседник «Бизнес новостей». - В крупных городах проходят слеты, салоны, а у нас люди открывают пародию на антикварный магазин, зарабатывают и лукавят. Обычные блошиные лавки – это генерация между ломбардом и антикварным салоном».

«Рынок антиквариата – очень узкая отрасль. Нельзя выделить региональный сегмент, нужно оценивать более масштабно: за редкой вещью люди готовы ехать или лететь за тысячи километров, – рассказывает владелец федеральной сети магазинов «КупецЪ» Артур Пленкин. – Наш регион не богатый, при этом большинство редких и уникальных вещей уже куплено и продано».

Антиквары и перекупщики

«Про выручку и деньги говорить не вижу смысла: покупательская способность клиентов упала. Пять лет назад товар расходился лучше, – продолжил Артур Пленкин. – Этот бизнес прежде всего для души: миллионы на нем не заработать. Какие-то деньги заработать, конечно, можно, но только старожилам бизнеса. Если начинать с ноля, вряд ли что получится: годы уйдут на обучение, набор клиентской базы и многие другие нюансы». Предприниматель подчеркнул, что цена на старинные вещи не зависит от региона и его экономической ситуации. «Люди, которые занимаются продажей антиквариата, способны правильно атрибутировать предметы, выставить на аукцион. У них есть выходы на всероссийские, международные рынки, - рассказал «Бизнес Новостям» эксперт по антиквариату. - А владельцы блошиных лавок не способны объективно определить ценность предмета старины и по достоинству его реализовать. Максимум - перепродать спекулянтам в крупные города».

Собеседник дополнил, что еще лет пять назад в городе не было перекупщиков и такого большого количества лавок. Стимулом для развития стал интернет. «Если раньше существовало телевидение, а сегодня прямую конкуренцию ему создает ютуб, то по этой аналогии блошиные лавки и ломбарды – конкуренты антикварных салонов. В сети создаются такие площадки, как «Мешок», которые предоставляют место для online-продаж любых вещей «деятелей культуры»! - говорит эксперт.

Кто идет за яйцом Фаберже

«Серьезные люди не продают на «Авито» за три рубля ложки, купленные у бабушки в два раза дешевле. Они вращаются в антикварных кругах, работают с крупными коллекционерами. У антиквара есть определенный пул клиентов, которые никогда в жизни не зайдут в блошиную лавку. Условно, яйцо Фаберже может появится только - я подчеркиваю - в антикварном магазине. Если хочешь узнать действительную стоимость бриллиантового колье своей бабушки, надо идти в ювелирные или антикварные салоны, но никак не в блошиную лавку», - уверен анонимный собеседник.

Закономерности или отдельного портрета кировского постояльца антикварных магазинов и блошиных лавок нет. Туда заглядывают люди элегантного возраста. Бывает, и молодые люди, которым досталось ненужное наследство. «Такие клиенты не знают что с делать «со старьем» и просто продают. Они не ценят вещи, не относятся к ним с уважением, а просто избавляются, – подчеркивает Артур Пленкин. – Раз вещь прожила 100, 200, 300 лет, то она заслужила, чтобы к ней относились подобающе.» Подпись к фото: Чем отличается антикварный магазин от блошиной лавки - неопытный взгляд сразу не поймет. Хотя эксперты заверяют: истинные ценители сразу определят — где старинное искусство, а где старье. 

Елизавета Захарова

zakharova.eli.job@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте