Сбои в переселении
В 2018 году в Кировской области планировалось переселить 1932 человека из 875 аварийных помещений общей площадью 32,5 тыс. кв.м. Однако запланированные работы в течение года не закончены.
На эти цели регион получил 726,4 млн рублей от федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Почему так получилось и как не повторить ошибок — обсудили в минувшую пятницу на депутатских слушаниях в ОЗС.
Срок продлили
Как пояснил глава региональногоминстроя Руслан Бондарчук, планов не достигли из-за изначально сжатых сроков исполнения программы. На темпы строительства жилья повлиял инедостаток оборотных средств у застройщиков. В конце 2018 года с федеральным минстроем и ЖКХ достигнуто соглашение о продлении срока областной программы. Полностью расселить аварийные дома необходимо до 30 декабря 2019 года.
На следующем этапе, в программе на 2019 – 2025 годы, каждый этап программы будет реализовываться в течение двух лет. За это время планируется переселить более 7,2 тысячи человек из аварийного жилфонда площадью 120,9 тыс. квадратов (360 аварийных домов).
- На это потребуется свыше 4,2 млрд рублей, большая часть средств поступит из федерального бюджета, - отметил Бондарчук.
Выше нормативов
После заслушивания отчета и планов участники слушаний перешли к обсуждению проблематики. Одна их них - низкая стоимость строительства «квадрата», утвержденная для региона федеральным минстроем. По факту цена кв. метра 1-этажных многоквартирных домов превышает нормативную в 2-3 раза, 2-этажных — на 32%, 3-этажных - на 17%. Средняя стоимость жилья, построенного за счет бюджета, в 2018 году составила 27 427 рубля. При этом на первичном рынке региона сумма составляет 42 691 рубль.
- Необходимо на федеральном уровне рассматривать вопрос об увеличении стоимости 1 кв. метра жилья в целях реализации мероприятий программы с учетом стоимости кв. метра на первичном рынке в Кировской области, - предложил Бондарчук.
Министр также считает целесообразным обратиться в Госдуму, чтобы часть федеральных денег для переселенцев направлялась на разработку проектной документации. Отдельно остановился на проблеме выкупа жилья на вторичном рынке по максимально возможной цене. Сейчас по таким фактам проводят проверки правоохранительные органы, добавил министр.
Две схемы
Еще ряд проблем озвучил спикер ОЗС Роман Титов. Местные власти (за исключением Кирова, где функцию технического заказчика выполняет «УКС») используютдве основные модели. Первая - договоренностьс застройщиком, который возводит объект заданной конфигурации, а в конце работ этот объект поквартирно приобретается по безальтернативному аукциону (эта модель использовалась до 2018 года). Во второй модели муниципалитет выступает единственным дольщиком строительства дома(2018-2019 годы).
- Первая модель делает муниципальное образование фактическим заложником строительной компании, которая перед сдачей объекта, когда сроки "горят", начинает выкручивать руки и требовать подписания актов на ввод фактически неготовых к сдаче домов, - считает Титов. - Находясь между молотом и наковальней, чиновники администрации вынуждены вводить неготовые объекты, что приводило к многочисленным нарушениям, в том числе возбуждению уголовных дел.
Он подчеркнул: изначально ситуации с таким договорным строительством имеет определенные коррупционные признаки. До момента ввода жилья по такой схеме у муниципалитета нет никаких законных полномочий осуществлять полноценный контрольный надзор. Вторая модель, по мнению Титова, не имеет никаких преимуществ перед первой - за исключением альтернативности конкурсных процедур.
- Ни в одной из этих моделей невозможно полноценное привлечьсаморегулируемуюорганизациюдля компенсации ущерба при неисполнении подрядных обязательств, так как нет полноценного договора на строительство между муниципалитетом и организацией, - добавил он.
Еще одной из причин сложившейся ситуации назвал отсутствия единого ответственного за все этапы реализации программы.
- Считаю, что сложившаяся в регионах РФ практика передачи функций единого технического заказчика с уровня муниципалитета на уровень региона. И мы делаем особый акцент на этой практике, на необходимость изучить опыт и возможность применить его в Кировской области, - подчеркнул Титов.
Озвучил и еще одну проблему: муниципалитеты часто приобретают вторичное, некачественное жилье. При этом в областном центре у некоторых застройщиков стоит непроданным до 40% готовых квартир.
- Стимулируют риелторов, но никак не стимулируют региональный строительный рынок, который переживает не самые лучшие вренмена. Эти деньги, на мой взгляд, должны идти на строительство нового жилья, на рост ввода и на выполнение задач, поставленных президентом страны, - подчеркнул Титов.
Более подробное на теме покупки жилья на вторичном рынке остановился спикер ОЗС Владимир Костин. Привел в пример Мурашинский район, закупивший в прошлом году жилье 60-ых годов постройки с деревянными межэтажными перекрытиями.
- Неэффективное расходование денежных средств. Бюджетные деньги можно потратить на строительство, а мы их тратим на приобретение жилогофонда,которой уже завтра наверняка станет аварийным, - сказал Костин.
Жилье еще и приобретается по завышенной цене. В пример вице-спикер привел покупку для переселенцев квартиры в Слободском районе — за 1,240 тыс. рублей. При этом на авито, обратил внимание вице-спикер, квартира с ремонтом в этом же доме большей площадью стоит 770-900 тыс. рублей.
Должности и халатность
Видение надзорных ведомств представил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры региона Александр Шишкин. Он подчеркнул: нарушения выявляются на всех стадиях реализации программы. Первое связано с переформированиемпрограммы.
- Этап 2018-2019 годов вызван по существу недостатками формирования первоначальной программы переселения семь лет назад, когда значительное количество домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2012 года по различным причинам не были включены в программу, - пояснил Шишкин. -Как правило, эти причины связаны с явно халатным отношением должностных лиц органов местного управления, подготовкой документации и отсутствием контроля со стороны министерства строительства и ЖКХ области. По существу в программу не была включена треть домов фактически признанных аварийными на тот период.
В прокуратуре выборочно посмотрели формирование программы на 2019-2025 год. Выяснили, что по Кирову уже два аварийных дома не включены в программу. Возможность их попадания будет только при экономии средств или выделении дополнительных со стороны фонда ЖКХ.
Он также коснулся темы закупки жилья на вторичном рынке.
- В настоящее время нами проводятся проверки по ряду районов связанные с завышением начальной стоимости конкурсных процедур, По ряду муниципалитетов направлены материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел, - подчеркнул Шишкин.
Еще одна проблема связана с качеством строительства: нарушения выявлялись практически во всех районах области.
- Муниципалитет указывал, что жилье приобретено надлежащего качества, и, когда в рамках расследования уголовных дел государственные экспертизы указывали, что жилье действительно не отвечает определенным требованиям, тогда начинались работы по устранению недостатков, - отметил прокурор.
Прозвучало много и других мнений. К примеру, дерпутат ОЗС Сергей Мамаев обратил внимание на то, что мероприятия программы слабо контролируются муниципальными властями. А Федор Сураев высказал мнение, что областная программа должна сделать упор на возведении новых объектов. При этом все этапы с момента проектирования и до введения нового жилья в эксплуатацию должны отслеживаться профессионалами, которые будут входить в профильные комиссии местных администраций. О наболевшем рассказали и местные власти. К примеру, глава Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Виктор Клинов обратил внимание, что программа по переселению считается невыполненной, пока на муниципальной территории не снесены расселенные аварийные дома. Таких зданий в Красной Поляне насчитывается более 20, на их снос, по предварительным оценкам, необходимо 4 – 5 млн рублей. Таких денег у муниципалитета нет.
В итоге депутаты составили перечень рекомендаций в адрес регионального правительства, минстроя, органов местного самоуправления и прокуратуры — чтобы не повторять ошибки прошлого.
Юлия Усинская