Снимать ли шляпу?
Поговорим об инновациях в производстве пищевых продуктов. Прежде всего, неплохо было бы разобраться с терминами. Само по себе слово «инновация» означает «нововведение» или «обновление». Тогда логично было бы считать, что инновация является результатом творческой деятельности человека, благодаря которой на рынок выводится продукция с новыми потребительскими свойствами или серьезным повышением эффективности производственных процессов.
Блистательные результаты инновационной деятельности человека в пищевом производстве любой из нас может увидеть в современном гастрономе. Скоропортящиеся продукты с невероятно большими сроками хранения, имитация вкуса, запаха и органолептических свойств знакомых продуктов. Сегодня можно делать (и в большинстве случаев так и происходит) колбасу без мяса, йогурт без молока, сок без фруктовой составляющей и т.д. Неискушенный потребитель вряд ли что-то заметит. Химическим путем получены все существующие вкусы и запахи, технологически есть возможность соединить несмешиваемые субстанции (например, масло и воду). Единственной целью таких инноваций является снижение себестоимости выпускаемой продукции, а значит, рост прибыли производителя. Законсервировать при помощи химических веществ можно все, что угодно. Нашумевший случай в Германии: гамбургер из известного фаст-фуда, упавший за кухонный стол и случайно найденный хозяйкой через 7 месяцев, не испортился, а слегка подсох. Это очень показательно. Можно снять шляпу перед производителем, добившимся таких результатов, но вопрос к потребителям: нужен ли вам такой продукт? Задумайтесь.
Выход есть. Традиционное пищевое производство можно разделить на основные процессы (для примера представьте свою кухню) – это измельчение, смешивание и тепловая обработка. Для всего этого сегодня есть качественная стерильная упаковка. Можно брать натуральный продукт, готовить его и упаковывать. Конечно, оппоненты возразят, что такое могут позволить себе только компании малой величины. Да, возможно это так, но по Марксу – бытие определяет сознание. Если сегодня созданы качественные и стерильные упаковки, защищающие продукт, зачем от них отказываться. Лучше избежать инноваций, «улучшающих» сам продукт, изменяющих то, что создано природой. Человек – это часть природы и должен питаться тем, что ею создано.
Владимир Метелев, руководитель предприятий «Принто», депутат Кировской гордумы.