Столпы каркасного бизнеса — материалы газеты
По данным РБК, в 2022 году строить загородный дом по каркасной технологии собирались 39,65% из двух тысяч опрошенных посетителей выставки компании «Малоэтажная страна». Это на 15,69% больше, чем в 2018-2019 годах (23,96%). Аналитики отрасли видят причину этого прежде всего в скорости возведения каркасных домов. К примеру, коттедж площадью 150 квадратных метров на уже готовом фундаменте можно построить примерно за один месяц. При этом технология позволяет по итогу получить легкую и теплую постройку, которая прослужит долго. Cтимулом для развития каркасного домостроения стала и ипотека.
Парадокс в том, что эта технология строительства не сразу завоевала доверие россиян (процесс идет до сих пор), так как преимущественно западные традиции не адаптировались для наших условий, а материалы часто выбирались низкого качества. К примеру, хорошего утеплителя некоторое время не было на отечественном рынке в принципе. Поэтому в основной своей массе строительные компании на собственном опыте осваивали все нюансы технологии.
Неприятные сюрпризы
Кировская компания «Фабрика каркасных домов» занималась отделкой деревянных домов с 2014 года. «Довольно часто строительная компания оставляет заказчику дом, который надо доводить до ума. Мы как раз это и делали, что позволило внимательно ознакомиться со всеми технологиями домостроения, распространенными у нас в области, – рассказал руководитель компании Александр Сюткин. – Чтобы качественно решать вопросы с отоплением дома, в 2018 году мы приобрели тепловизор. И были очень неприятно удивлены тем, как делаются каркасные дома. При этом почти в любом доме есть, как минимум, какие-то каркасные элементы. Начали проводить полноценные тепловизионные обследования, и уровень негодования рос. В результате разработали технологию, позволяющую минимизировать ошибки. Каркас у нас делается в цехе в комфортных условиях. Утепляется и обшивается также. При таком подходе, как оказалось, специалист, который выполняет работу, имеет возможность делать как лучше, а не как получится. Сама по себе идея не новая, однако, практичная».
Подтверждают мысль о первоначальном недоверии к каркасной технологии и в строительной компании «Any Home». «Наша компания существует уже девять лет. Однако в родном Кирове о нас мало кто знал, – отметил собственник организации Сергей Кабачей. – Мы работали преимущественно в Московской, Ленинградской, Тульской, Владимирской и других областях. Всё дело в том, что в нашем регионе долго бытовало мнение о том, что «каркасник» – это нечто ненадежное, дешевое, временное. Со временем ситуация изменилась. Практически с самого начала нашей работы о нас узнавали преимущественно по сарафанному радио, передавая контакты друзьям и знакомым. И сейчас рекомендации остаются нашим главным рекламным каналом. Со временем к ним добавились социальные сети, реклама в Яндекс, участие в профильных выставках».
Трудности с заказами на старте испытывал и владелец строительной компании «Главный объект» Алексей Крупин. По его словам, первоначальные вложения в бизнес составили порядка 50 тысяч рублей. Вместе с напарником Алексей начинал дело без офиса, производства, бухгалтера и работников. «О выгодности и окупаемости бизнеса стало возможным говорить в момент, когда я научился генерировать постоянный поток заказов. О фирме теперь узнают через сайты, соцсети, рекламные площадки, личный бренд и, конечно же, через сарафанное радио», – пояснил Алексей.
Выглядит как дом – берём!
Несмотря на изменения в отношении к каркасному домостроению, его в нашем регионе, по мнению участников рынка, всё еще нельзя назвать полностью позитивным.
Так, в «Any Home» рассказали о том, что и сейчас сталкиваются с результатами недобросовестности строителей: «Основные проблемы – пренебрежительное отношение к выбору материалов для строительства и несоблюдение технологии. Эти два фактора определяют в итоге, какой дом мы получим: проблемный, в котором невозможно жить, или прочный и уютный. Пользуясь тем, что внутрь каркаса можно зашить что угодно, строители часто экономят на всём, сознательно обманывая заказчиков. Используют сырой пиломатериал, собирают силовой каркас на паре гвоздей, или наоборот, пробивают саморезами кровлю, ставят мембраны не теми сторонами и так далее. Чтобы решить проблему, стараемся просвещать людей: как должно быть по строительным нормам, как выглядит качественная доска, зачем применяется тот или иной материал. Делаем это, в том числе, через свои соцсети».
О необходимости более ответственного подхода со стороны клиентов говорят и в «Фабрике каркасных домов». «Если человек покупает, к примеру, автомобиль, то он изучает его с автоподборщиком, эндоскопом и толщиномером. А вот если покупает дом, то логика вдруг такая: «С виду нравится, берем». Что там внутри? Из чего это сделано? Почему продается на «Авито» от частного лица? Нет, зачем эти вопросы, выглядит как дом – берем!», – отметил Александр Сюткин. С другой стороны, низкий уровень знаний по теме деревянного строительства, в том числе каркасного, мотивировал владельца «Any Home» Сергея Кабачея заняться его повышением: «Идея строить дома появилась в процессе диалогов на профессиональном форуме: уровень осведомленности о древесине, технологии заготовки леса и возможностях строительства у народа была не просто низкой, она уходила в минус. Я потратил почти год, экспериментируя на своей производственной площадке: строил дом, разбирал и строил заново. Лично проверял руками каждый узел, каждое соединение. И для понимания, как все устроено и для того, чтобы не экспериментировать на клиентах. Все теории и мифы о «каркасниках» проверял на месте: и про усадку утеплителя, и про шаткость конструкции, и про вибрацию полов».
Золотая жила
Как бы то ни было, но конкуренция в нашем регионе среди компаний-застройщиков отмечается высокая. В «Any Home» отметили, что одна из причин этому – изобилие в регионе леса и пиломатериалов. Однако профессионалов, которые могут выдать качество, объективно мало.
«В основном такая конкуренция, потому что люди думают, этот бизнес – золотая жила. Но через год-два закрываются, причем чаще всего с долгами. Наблюдал такое не раз. Основная причина, на мой взгляд, в банальном неумении считать деньги. Я имею в виду в большей степени юнит-экономику», – отмечает Алексей Крупин. «Если рассматривать бизнес как окупаемость затрат, то это не про стройку, – считает Александр Сюткин. – Возможно про «построить и продать», но не про «строить». Потому что всегда хочется более качественные станки, инструменты, пробовать новые материалы, технические решения. Все это делается за свой счет. Бизнес в данной сфере будет выгоден тогда, когда люди начнут разбираться в том, что они приобретают или заказывают. Мы знаем, как сделать с виду такой же дом, как делаем мы, но на 30% дешевле. Однако это не уживается с нашей совестью».
Александр назвал сумму основных постоянных расходов вне зависимости от выполняемых работ – 589 000 рублей. В нее входят зарплаты, аренда, реклама, амортизационные издержки. Алексей Крупин добавил к ним еще расходы на материалы, IT-технологии и программы, транспортную логистику, маркетинг и обучение. «Строительство в целом – выгодная сфера, но требует очень много внимания и ответственности», – отмечает Алексей Крупин.
Кадровый вопрос
Логично, что в таких обстоятельствах кадровый вопрос становится краеугольным. Решают его преимущественно практическим обучением сразу в строительной компании.
«Для нашей компании важны сотрудники в штате. Это наше конкурентное преимущество, особенно при работе в других регионах. В связи с мировыми событиями проблема кадрового голода чувствуется. Однако мы уже достигли необходимой экспертности в строительной отрасли, когда готовы взять студента после вуза и «дорастить» до необходимого уровня компетенций», – рассказали в «Any Home».
Александр Сюткин отметил, что костяк команды «Фабрики каркасных домов» не меняется на протяжении 10 лет: «Люди – а их сейчас 19 сотрудников – остаются с нами, если разделяют наше отношение к работе, которое заключается в простой мысли: «Себе как сделаешь, так и будет, а людям нужно делать, как положено».
Говоря о непростой кадровой ситуации, Алексей Крупин дополнил: «Сейчас в команде «Главного объекта» работают порядка 40 специалистов как на постоянной основе, так и на аутсорсинге. Больше всего проблем возникает в стабилизации сотрудников, особенно линейных. Их отбором занимается отдельный hr-специалист. Расширение происходит постоянно. Это касается не только количества, но и качества подготовки наших кадров. Проводим обучения, внедряем автоматизированные процессы, новое оборудование, обновляем технологические процессы и так далее».
Судя по собранным мнениям строительных компаний, пик популярности каркасного домостроения еще только предстоит. Спрос на него растет, а значит и предложение не заставит себя ждать.
Мнение эксперта
Семен Гоглев, директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения:
«Технически каркасные дома – хороший выбор, благодаря тому что в простой постройке можно добиться хороших показателей энергоэффективности. При этом как таковых минусов у технологии нет, при условии, что строители и производители соблюдают определенные принципы, принимают грамотные технические решения и применяют их на строительных площадках.
Если брать во внимании опыт таких стран, как США и Япония, то там сложились вековые традиции каркасного домостроения. Сформирована четкая система стандартов, так как технология только на первый взгляд кажется простой. На самом деле там много нюансов и точек контроля. К примеру, в западной традиции срок службы дома ограничен 50 годами, а далее он должен обновляться. Так сложилось исторически, что в России первые каркасные дома быстро приходили в негодность. Да и квалифицированных кадров мало.
Предпринимателям в этой сфере я бы советовал глубже изучать технологию, стандарты, а не опираться только на свою практику. Если смотреть на перспективу, у каркасного домостроения всегда будет своя доля на рынке».