По словам Елены Ковалевой, областной бюджет-2013 построен по программно-целевому принципу, согласно которому львиная доля расходов проводится через 26 государственных программ.

Суперсоциальный бюджет

29.10.2012 00:06:00 1674 0

Областной бюджет-2013 рискует стать одним из самых тяжелых за последние несколько лет.

«Худший», «тяжелый», «непростой» - такими эпитетами народные избранники награждают проект областного бюджета на 2013 год. Бюджет, правда, непростой: региональному правительству придется вновь почувствовать себя между молотом и наковальней. С одной стороны – нести на себе все текущие социальные обязательства, а с другой – исполнить распоряжение федерального центра о скорейшем решении проблем обманутых дольщиков и доведение зарплаты педагогов и медиков до средней по региону.

Областной бюджет-2013, который уже окрестили «суперсоциальным», едва не расколол местную оппозицию, но в итоге все же был принят в первом чтении. Вероятно потому, что предложить что-то лучшее народные избранники пока не могут.

Выкручивайтесь сами
Принятие главного финансового документа будущего года в этот раз отмечено рядом особенностей. Во-первых, само обсуждение документа на комитетах и первом пленарном заседании Заксобрания проходит хоть и содержательно, но относительно спокойно. Вызвано ли это недавним обновлением депутатского корпуса либо пониманием, что средств для маневра практически нет, сложно сказать. Но факт остается фактом: вопросов и предложений по существу этой осенью гораздо больше, чем громких заявлений.

Вторая особенность: «трудный» и «непростой» бюджет (по крайней мере, наверное, самый непростой для главы региона Никиты Белых за все время его губернаторства) составлен по умеренно-оптимистичному сценарию. Что будет, если сценарий, в том числе и в российской экономике, начнет развиваться не «оптимистично», представлять совершенно не хочется.

Депутаты Заксобрания уже окрестили принимаемый бюджет «суперсоциальным» из-за его доминирующей части в области расходных обязательств на социальную политику. Да, разумеется, региональный бюджет всегда был социальным с расходами на социальную политику более 60%, но в этот раз он превзошел сам себя. Дело в том, что федеральный центр требует в самое ближайшее время решения проблем обманутых дольщиков и доведения зарплат до средней по региону работникам социальной сферы. Однако на финансовую помощь Москва уже не так щедра, как на требования (как-никак, Олимпиада-2014 на носу), поэтому выкручиваться местному правительству придется большей частью самостоятельно.

Впрочем, сам глава региона уверен в том, что надо учиться жить на собственные средства, именно поэтому область поэтапно добивалась снижения дотационности бюджета с 49% в 2009 году до плановых 32% в 2012-м, и, тем самым, увеличивая рейтинг инвестиционной привлекательности субъекта. Кулуарные мнения о том, что «чем больше мы становимся самостоятельными, тем меньше нам дают», в расчет не принимаются. Ибо это патернализм-с, господа.

Ничего лишнего
По словам главы департамента финансов Елены Ковалевой, областной бюджет-2013 построен по программно-целевому принципу, согласно которому львиная доля расходов проводится через 26 государственных программ.

На данный момент доходы региональной казны в 2013 году определены в размере 37,4 млрд рублей (из них налоговые – 23,3 млрд рублей, неналоговые – 1 млрд рублей, федеральные трансферты — 11,6 млрд рублей), расходы в размере 41,9 млрд рублей. Дефицит, соответственно, 4,4 млрд рублей.

Вопрос сбалансированности бюджета, по словам Никиты Белых и Елены Ковалевой, один из самых принципиальных в предстоящем году. То, что размер госдолга не удастся удержать на уровне 60% от размера собственных доходов, понятно уже сейчас. Для покрытия дефицита придется традиционно занимать и у банков, и у федерального центра, что потянет за собой также рост суммы на обслуживание госдолга до 900 млн рублей за год.

«Тем не менее, хочу отметить, что на фоне регионов Приволжского федерального округа по уровню долговой нагрузки Кировская область выглядит одной из лучших, мы находимся на пятом месте из 14 территорий округа, - уверяет губернатор. - Это подтверждает осуществление Правительством области умеренной долговой политики».
Решение проблемы (или, как минимум, ее минимизацию) глава региона видит в жестких ограничениях и выставлении четких приоритетов по расходам бюджета.

По словам Елены Ковалевой, снижение расходов на ЖКХ, здравоохранение, физкультуру и спорт, вызвано завершением реконструкции или строительства крупных объектов в этих сферах, которые требовали привлечения серьезных сумм. Начинать новые проекты региональное правительство не рискует: пока нет резервов.
Тем не менее, именно этот бюджет с цифрами расходов «на самое основное» так возмутил представителей оппозиции в минувший четверг на пленарном заседании Заксобрания.

«Наша фракция будет голосовать против бюджета, - заявил на заседании лидер фракции ЛДПР Владислав Гукасов. - Это бюджет выживания, а не развития: ни динамики, ни роста».
С ним оказался солидарен и Виктор Женихов, руководитель фракции КПРФ:
«Фракция КПРФ не может поддержать данный законопроект, по ряду причин, - сказал Виктор Николаевич. – Во-первых, нас не устраивает деятельность правительства по использованию госимущества. В частности, ситуация с аэропортом «Победилово», куда вкачиваются средства, но отсутствует стратегия развития. Также нас не устраивает перенос действия по времени двух законов, принятых нами – это закон о соцвыплатах инвалидам и заслуженным работникам социальной сферы. В то же время, выделяется огромная, на мой личный взгляд, сумма в 40 млн рублей для содержания центра для лиц без гражданства. Нас не устраивает тот факт, что регион теряет налоговую базу. Я говорю о «Кировхлебе». Когда предприятие доводят до такого состояния, но при этом ни правительство, ни правоохранительные органы не реагируют, это сущее безобразие».

Депутат Дмитрий Русских, вообще, высказал сомнения в оптимистичном варианте исполнения бюджета, мотивируя это второй волной кризиса, которая сейчас больше всего ощущается в Европе.
«Я считаю, что сегодня надо говорить об ответственности за каждый потраченный рубль из областного бюджета», - заявил Дмитрий Михайлович.

По его мнению, бюджет может сэкономить до 1,5 млрд рублей, если внимательно пересмотрит программы ГЧП в сфере ремонта и содержания дорог, а также в сфере ЖКХ. И не станет выделять «Кировской региональной ипотечной корпорации» 300 млн рублей для решения проблем обманутых дольщиков.

Но несмотря на критику и заявления о том, что депутаты двух оппозиционных партий будут голосовать против бюджета в данном виде, законопроект был принят депутатами Заксобрания в первом чтении. «За» высказались 38 народных избранников, «против» - 8, а воздержались – 5. То ли, в данном случае, партийная дисциплина захромала, то ли часть оппозиционеров оказалась хоть и не в восторге от законопроекта, но ничего лучше предложить не смогла.

Аграрная уступка
Тем не менее, региональному правительству в процессе рассмотрения областного бюджета пришлось в некотором роде пойти на попятную и пообещать аграриям изыскать сумму на увеличение финансирования сельского хозяйства.

Дело в том, что на развитие агропромышленного комплекса Кировской области в 2013 году запланировано потратить 1,1 миллиарда рублей, то есть - с учетом инфляции – практически столько же, сколько в 2012 году, хотя до этого шла речь о сумме в 1,5 млрд рублей. Департмент экономики решил – в рамках экономии – несколько умерить аппетиты аграриев.

Председатель комитета по аграрным вопросам областного Заксобрания Николай Киселев расценивает этот факт как стагнацию сельского хозяйства региона, которая вскоре усугубится тяжкими последствиями вступления России в ВТО.
Такое положение дел депутат считает недопустимым, особенно после того как губернатор заявил, что развитие агропромышленного сектора входит и число приоритетных направлений деятельности власти. «При таком недостаточном финансировании сельское хозяйство в Кировской области просто обречено на гибель», - заявил Николай Киселев.

Дискуссия между депутатами и членами правительства возникла именно на этой почве: программа развития АПК - фундамент всей сельскохозяйственной отрасли региона - держится на финансировании, едва превышающем один миллиард рублей. А ежегодные бюджетные прибавки (по сто миллионов в год) съедает инфляция. То есть фактически роста бюджетных расходов не происходит, и в итоге получается, что сельское хозяйство области уже который год попросту «топчется на одном месте».

В итоге, губернатор Никита Белых, отметив, что считает важным и принципиальным сохранить позиции по поддержке агропромышленного комплекса, распорядился пересмотреть ряд расходных статей и изыскать средства на увеличение помощи аграрному сектору. Также, по мнению губернатора, необходимо рассмотреть вопрос о переносе ряда расходных обязательств на более поздние сроки, в основном это связано со строительством и реконструкцией объектов областной и муниципальной собственности.

Данная уступка дала проекту бюджета дополнительных сторонников в лице депутатов фракции «Справедливой России», которая активно продвигала интересы аграриев.

Без налоговых поблажек
В Кировской области по-прежнему острой остается проблема налоговой дисциплины, которая имеет самое непосредственное отношение к бюджету. Так, согласно данным налоговой инспекции, недоимка перед бюджетом области по налоговым платежам составляет на сегодняшний день почти 680 млн рублей. Эти деньги могли бы пойти на развитие экономики. В связи с этим, в своем бюджетном послании, Никита Белых высказался о необходимости ограничений по действию ряда налоговых льгот.

«У нас налоговые льготы часто воспринимаются и фигурируют в дискуссиях как универсальный инструмент стимулирования развития тех или иных направлений или сфер бизнеса, - говорит губернатор. - Такая постановка вопроса, конечно, имеет право на существование. Но иногда получается, что для предпринимателей получение льготы становится самоцелью. Строго говоря, их можно понять. Но подход государства и интересы общества не в том, чтобы просто дать льготу. Цель – получить эффект от этого. Эффект в виде дополнительных рабочих мест, роста инвестиций, и так далее. Иначе налоговые льготы - это только уменьшение бюджетных возможностей, которое мы не можем себе позволить».

Ни глава региона, ни депутаты Заксобрания не обошли вниманием и факт использования за пределами области доходов, возникающих в результате деятельности предприятий, находящихся на территории региона. Речь идет «о некоторых вертикально или горизонтально интегрированных компаниях или компаниях, имеющих или входящих в филиальную или дочернею структуру».

Возможно, это уже прямое следствие инвестиционной политики в регионе, а не злонамеренность руководства компаний, чьим конечным результатом является получение максимально возможной прибыли. И в данном случае – все в руках кировских законодателей, имеющих для этого необходимые юридические и финансовые инструменты. Возможно, их правильное использование в ближайший год облегчит задачу с поиском источников финансирования той или иной сферы при формировании областного бюджета-2014.

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте