Цена лошадиных сил
В конце прошлого года люди разбирали новые автомобили в салонах как «горячие пирожки». В этом ноябре-декабре пока о подобном ажиотаже речи не идет. Кроме того, наблюдается сильный спад рынка. Правда, кировские эксперты утверждают, что в Кирове он не так ощутим.
Олег Прохоренко, экс-главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
Сегодня мы говорим об авторынке и о том, что новый автомобиль скоро смогут позволить себе только избранные.
Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»: Статистика такова, что средняя цена на новый автомобиль за три квартала 2015 года выросла на 25%. И она увеличивается и дальше, так как продолжается процесс адаптации к курсу доллара. Сокращаются и продажи автомобилей: в массовом сегменте - на 34%, а в премиум-классе - на 22%. Все это - данные по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Скажите, как складывается ситуация на кировском рынке? Так же?
Сергей Гавриков, директор автосалона «Агат-Вятка»: Падение продаж действительно есть, но предпосылки к этому были в прошлом году. Главное, что сегодня под это очень хорошо подстраиваются дистрибьюторы. Например, высока лояльность клиентов к бренду «Тойота». Кроме того, гибкая политика самого производителя позволила нам держаться достаточно уверенно и в будущее мы смотрим только позитивно.
Светлана Занько: Но согласно российской статистике по «Тойоте», о которой вы говорите, продажи в стране упали на 48%.
Сергей Гавриков: Да, нужно иметь ввиду, что «Тойота» увела несколько своих моделей с нашего рынка, с чем отчасти и связано это падение. Сейчас у нас идет смена модельного ряда. Кроме того, укрепляется тенденция по привозу автомобилей под заказ.
Дмитрий Кислицын, коммерческий директор компании «Мотор-авто»: Авторынок Кирова падает меньше: если российский авторынок сократился на 34%, то по Кирову падение составило только 29%. Это из-за того, что у нас представлены не все бренды. Кроме того, традиционно в регионах отечественные бренды вытягивают рынок. Это тоже плюс Кировской области.
Светлана Занько: Правда ли, что импорт автомобилей сократился в этом году на 50%? Такие данные озвучены в федеральных СМИ.
Дмитрий Кислицын: Да, конечно, потому что дистрибьюторам невыгодно покупать автомобили по таким ценам, которые выставляют заводы. Все понимают, что так они не обеспечат высокого покупательского спроса. Курс доллара влияет на наш рынок в первую очередь.
Олег Прохоренко: В конце прошлого года был всплеск продаж. Все дилеры делали большие скидки на машины. Поэтому показатели были неплохие. А что сейчас?
Сергей Гавриков: Исходя из своей практики скажу, что ажиотаж создается не салонами и не производителями. Люди просто бегут и покупают все, что им предлагают. Начинается какая-то паника перед праздником. Такое у нас и было в прошлом году, а потом случился провал. Однако критичной ситуации нам удалось избежать. Падение продаж составило примерно 26%.
Дмитрий Кислицын: У нас тоже вырос спрос, но не по всем брендам. В основном, на «Хендай»: этой марки в декабре прошлого года мы продали чуть ли не в два раза больше, чем за все предыдущие месяцы. В феврале-марте мы почувствовали спад. Дистрибьютор, конечно, нам помогал – предлагал специальные меры по утилизации и кредитованию, которые действовали вкупе с аналогичными государственными программами. Но я не скажу, что мы сильно упали по продажам в 2015 году: у каждой марки было свое развитие.
Светлана Занько: Те тенденции, которые сейчас наблюдаются в экономике, политике и т.д., ведут ли вас к мысли об отказе от покупки автомобилей зарубежного производства и полной концентрации на машинах местной локализации?
Дмитрий Кислицын: На самом деле дистрибьюторы уже подстраховываются и те заводы, которые существуют в России, например, «Хендай» в Санкт- Петербурге, с начала следующего года будут выпускать новые машины российской сборки, а будущей осенью стартует производство нового автомобиля другой марки.
Олег Прохоренко: А у вас, Сергей, только одна модель собирается в России?
Сергей Гавриков: У нас тоже было локальное производство. Сейчас эти машины выпускаются уже в обновленной версии на японском заводе. А то, что связано с будущими задумками по локализации, то это коснется, в первую очередь, «Toyota RAV 4» под Санкт-Петербургом. Конвейер уже практически запущен. Для этого была проделана грандиозная работа. Сегодня это единственный в России проект - такого завода и оборудования нигде нет. Но при этом мы не отказываемся от наших моделей других классов.
Светлана Занько: Эксперты говорят о такой тенденции: в прошлом году люди стали переходить на более компактные автомобили, а джипы стали выбирать меньше, даже несмотря на любовь русских к размаху.
Сергей Гавриков: Да, в этих сегментах прослеживается тенденция к росту продаж.
Светлана Занько: Это связано с экономией?
Сергей Гавриков: Не совсем, внедорожников стало слишком много, людям хочется чего-то нового. К тому же в городе при постоянных пробках от небольшого автомобиля ты получаешь больше удовольствия.
Дмитрий Кислицын: Да, у нас тоже ощущается такая тенденция. Когда мы анализируем потребности наших граждан, оказывается, что для многих решающей становится именно экономия: люди не хотят платить большие налоги, переплачивать за бензин, они готовы поступиться престижем, но взять более выгодный в плане эксплуатации автомобиль.
Олег Прохоренко: У вас есть еще УАЗы в продаже? На них спрос падает?
Дмитрий Кислицын: Нет, объем продаж по ним не сокращается. Скажу даже так: если бы были квоты на дополнительные продажи, мы бы продавали больше машин этой марки. Он пользуется спросом.
Светлана Занько: Есть ли такая тенденция, чтобы отказаться от импортных автомобилей в пользу ВАЗовских?
Сергей Гавриков: Я не готов ответить на этот вопрос. Но я не считаю, что «Лада» - плохой бренд. То соотношение цены и качества, которое предлагает ее производитель, находится на очень достойном уровне. Но к вопросу об этом скажу, что среди наших клиентов прослеживается другая тенденция: не покупать более дешевую машину, а откладывать покупку и смотреть, что будет с ценами дальше. Рынок диктует такие условия, и люди занимают выжидательную позицию.
Светлана Занько: Владимир Моженков, президент Ассоциации российских автомобильных дилеров сказал, что 2015 год по продажам в этой сфере в большей степени был вытянут на господдержке. В августе 2015-го от ассоциации было направлено письмо в правительство с просьбой поддержать автомобильный рынок. Многие считают, что он может рухнуть еще ниже. Дилеры просят: программу господдержки на 30 млрд рублей, поднятие пороговой цены автомобиля по льготным кредитам до полутора миллионов, развитие программы лизинга для физических лиц и принятие европейских правил, по которым бы покупатель автомобиля не платил НДС. Что-нибудь слышно ли по реакции правительства на это обращение автомобильных дилеров?
Дмитрий Кислицын: Сейчас мы ждем информацию от Минпромторга, но пока государственная программа не действует. Мы работаем только по тем правилам, которые установлены самими производителями. Действует, например, госпрограмма автокредитования, но только на автомобили отечественной сборки, которые стоят до 1 млн рублей. Что касается лизинга, то некоторые бренды уже запустили свои программы для физических лиц, у других это планируется в следующем году. То есть все программы сейчас действуют, но пока без поддержки государства.
Светлана Занько: А смогут дилеры выжить без этой поддержки в следующем году?
Сергей Гавриков: Кризис, ситуация тяжелая, и если говорить честно и откровенно, выживут сильнейшие. Не все выстоят. И сейчас уже в некоторых регионах закрываются дилерские центры.
Олег Прохоренко: У нас закрылся «Форд», насколько мне известно. А саму эту марку перехватил «Союз». Пока это, наверное, единственный случай.
Светлана Занько: То есть без господдержки рынок просто «схлопнется»?
Сергей Гавриков: Нет, этого не произойдет. За любым падением всегда будет рост. Это закон бизнеса.
Светлана Занько: Опять же Владимир Моженков сказал: «Я верю в российский рынок, Россия – страна автолюбителей, страна строящихся дорог, поэтому мы обречены увидеть рост рынка, вопрос только в том, когда он произойдет».
Сергей Гавриков: Если говорить честно, мы не знаем, кто выживет, а кто – нет. Конечно, поддержка государства на локальном уровне очень важна. Она не только автодилерам поможет выдохнуть, но и отразится на простых клиентах. Автобизнес в России занимает большую часть рынка в целом, поэтому нас надо услышать.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru