Ценители останутся

Ценители останутся

18.10.2020 20:25:49 570 0
Пандемия по-разному отразилась на промысловиках. Кому-то закрытые границы с Китаем помогли получить неплохую прибыль. Производители дымковской игрушки и изделий из лозы оказались в другой ситуации: ключевые рынки сбыта были перекрыты. Директор Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» Надежда Копосова считает: даже полгода не хватит, чтобы «отряхнуться». Как оптимист по жизни, она уверена: отрасль встанет на ноги. Ценители ручного труда были, есть и будут. Даже через сто лет.

БН Надежда Петровна, что сегодня происходит на рынке народных художес-твенных промыслов и как на него повлияла пандемия?

– Естественно, возникшую с конца марта ситуацию мы не предвидели. Только в середине месяца вернулись с выставки «Ладья. Весенняя фантазия», готовились к следующей, «Жар-птица», которая ежегодно проводится в апреле… Не срослось. Пришлось быстро перестраивать свою работу. Первый квартал отработали на уровне 2019 года, даже немного с плюсом. Второй квартал были в простое – всё по нулям. В третий возобновили работу с прежними партнерами – салонами, российскими музеями. Потихоньку начали оживляться. Конечно, на ноги встали далеко не на 100%. Обороты 2019 года и запланированные на 2020-й пока остались в мечтах.

БН Помогло ли как-то ремесленникам включение отрасли в список особо пострадавших?

– Мы все считаемся народниками, нас называют ремесленниками, но в перечень получателей господдержки попали не все из тех, кто занимается производством промыслов. ОКВЭД не у всех оказался соответствующим. У нас соответствует, поэтому получили субсидии на сотрудников за апрель-май. В нашем партнерстве у большинства ОКВЭДы подошли.

Мы все разные. У нас есть гончары, матрешечники, предприятия по плетению изделий из лозы, есть кружевоплетение, текстильная промышленность... И каждый пандемию пережил по-разному. Допустим, когда перекрыли границы и Китай встал, продукция утилитарного назначения ряда предприятий пользовалась огромным спросом: делать не успевали, хоть в три смены работай. А нашу компанию «подкосило», потому что были закрыты все музеи, выставки-ярмарки, сократились туристические потоки. Всё, где представлялась наша продукция, закрылось. В интернет-магазинах спрос упал. Конкретно по нам ударило жестко. 

БН Приходилось ли сталкиваться со сложностями в получении обещанной от государства в период пандемии поддержки?

– Нет. Для получения субсидии необходимо было только заполнить документы. Мы все сделали, отправили заявку на сайте налоговой и через неделю получили деньги. Задолженности по налогам и взносам отсутствовали, поэтому и проблем с получением поддержки не возникло.

Также очень рады, что в Кировской области с 2020 года стартовал проект ФСС РФ «Прямые выплаты». Оплата больничных не легла на нас дополнительной нагрузкой, что тоже стало большим плюсом в такое страшное время. 

БН Насколько остра проблема фальсификата на рынке НХП? Появились ли наконец-то какие-то действенные механизмы для ее решения?

– Озвучу свое личное мнение. Сегодня я не вижу действенных механизмов или крепких рычагов для снижения доли фальсификата. Важно заметить, наши «коллеги» из Китая уже давно ведут активную работу по вытеснению отечественных производителей с российского рынка сувенирной продукции. В том числе и с поддержкой со стороны руководства Китая. В результате отечественные производители часто не выдерживают ценовой конкуренции.

На внутреннем рынке российские производители художественных промыслов также сталкиваются с проблемой конкуренции на витринах магазинов с продукцией низкого качества, созданной по мотивам известных промыслов России. Такая продукция часто поступает в магазины от физических лиц, которые не зарегистрированы не как самозанятые, и тем более не как индивидуальные предприниматели, несущие налоговое бремя. На сегодня законодательство, к сожалению, позволяет магазинам работать с физическими лицами. Естественно, цена на продукцию у них гораздо ниже, чем у официально работающих юридических лиц. А отсутствие моральной ответственности за художественный уровень работ у подобных «производителей» промыслов приводит к потере качества и наносит урон репутации подлинных художественных промыслов.

Для меня как руководителя немаловажно, чтобы рынок вышел из зоны серого или черного производства, все платили налоги, отчисления, боролись за стаж, будущую пенсию. Я этого сегодня не вижу. И законодательство не для всех справедливо.

БН Недавно на рынке в Москве, который позиционирует себя как созданный для поддержки и продвижения ремесленников, видела матрешек с изображением Путина, Трампа, Горбачева, брелоки с фотографиями политиков. Ваше отношение к таким вещам? И почему, на ваш взгляд, потребители их покупают?

– Это вновь к теме цены изделия. Кроме того, у нас не хватает программ, которые учили бы наше российское население культуре потребления такого продукта, как НХП. Недостаточно передач, показывающих, что это очень тяжелый ручной труд. К сожалению, сегодня ценность ручного труда снижается. Да, есть ценители и понимающие. Работая на выставках, мы это видим. Допустим, подходит один покупатель: «Ой, как у вас дорого!» Рядом стоит другой и начинает первому объяснять, что такое ручной труд и почему он так стоит. И убеждает первого, что в реальности это должно стоить в разы дороже. На сегодня мы и так минимизировали все, что можно было.

Что касается сувенирки, о которой вы говорите, она имеет место быть. Это дело вкуса покупателя. Еще раз повторюсь: у нас мало внимания в обществе уделяется знакомству с национальным традициям разных регионов России, что впоследствии могло бы правильно формировать вкус потребителя. 

БН Насколько сегодня сложно умельцу отстоять свое право на авторство?

– До 2001 года работали только свои региональные экспертные советы, регистрировавшие новые образцы художественных промыслов. Вышедший в 2001 году новый федеральный закон заобязал все предприятия НХП помимо регионального художественного совета показывать изделия на федеральном. Это правильно: сначала показали у себя, потом в Москве, там поддержали, изделие утвердили. Надеялась и верила, что документ с московскими печатями, утвержденный федеральным художественно-экспертным советом, защитит нас от подделок и злоупотреблений на рынке. Не срослось!

Ремесленники очень многогранны. Даже в одном виде народного творчества, в каком-то одном ремесле очень много разновидностей, творческого варьирования. Мало кто из экспертов берется отстаивать эти авторские права. Если кто-то и пытается, приходится сложно. Очень много времени и денег уходит на это. И далеко не в 100% случаев суды занимают сторону настоящего промысла. Сложно доказывать, потому что, повторюсь, народное творчество многогранно.

БН Какие ключевые рынки сбыта ваших изделий?

– Сбыт идет по территории Российской Федерации. Одновременно ежегодно сотрудничаем с 16-20 регионами. Конечно, больше всего продукция востребована в Москве и Московской области, потому что там много представительств, музеев, магазинов, высокий турпоток. Московские партнеры чаще и регулярнее заказывают. Есть компании из Екатеринбурга, с которыми сотрудничаем много лет, они представляют нас за Уралом. Кто-то из партнеров прекращает работать, но на всех выставках или фестивалях мы обязательно находили новых.

В 2020 году полгода выставок, ярмарок, фестивалей нет, и этого живого общения очень не хватает. Просто посмотреть изделие ремесленника по интернету, как показывает практика, недостаточно. Кто-то в интернете не обратит внимание на игрушку, а когда видит вживую, узнает что-то об изделии, покупает и в следующий раз вновь приходит. Этого прямого контакта с покупателем очень не хватает. Изделия художественных промыслов несут особую позитивную энергетику, которую важно ощутить вживую: будь то магазин или выставка. Очень надеемся на скорейшее снятие всех ограничений, связанных с пандемией, и возвращение к полноценной работе.

 БН Вы сказали о российском рынке. Почему не делаете поставки за рубеж?

– У нас были выездные выставки в Швейцарии, два раза в Германии, ездили во Францию. Не буду говорить про другие промыслы, скажу конкретно про наши – лозоплетение и дымку. Что касается лозы, то Швейцария сама плетет. У них рядом Италия, где тоже плетут. Там изделия часто красят. Мы используем натуральную неокрашенную иву, сохраняем натуральную текстуру, которую дала природа. Позиционируем себя таким вятским стилем плетения. Приезжаем – узнают: с Вятки. В этих странах свои традиции лозоплетения.

Что касается дымковской игрушки. Многие другие промыслы более функциональны. Посадские платки, гжель, хохлома – все это используется в быту. Мы идем как декоративное украшение. И мы такие колоритные, что иногда просто не вписываемся в интерьер западных квартир. Из-за рубежа есть запросы, отправляем туда посылки, но заказчики – россияне или иностранцы, хорошо знающие Россию. Они знают, что такое дымковская игрушка.

БН В период падения потребительского спроса, который происходит сейчас, люди сокращают статьи расходов. Считаете правильным экономить на изделиях умельцев, когда в кошельках нет денег, или все-таки это хоть и товар не первой необходимости, но не те вещи, на которых стоит экономить?

– На наших изделиях будут экономить. Весной по каналу ОТР шла передача, в которой выступал председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Александрович Дрожжин. Рассказывал об эксклюзивности, необходимости господдержки отрасли народных промыслов. Одновременно – бегущая строка. Обыкновенные жители пишут: «Зачем нам ваши шкатулки и матрешки, когда есть нечего?» Понимаете!? У части россиян сегодня благосостояние не позволяет приобретать товары не первой необходимости, поэтому я морально готова к такой экономии и могу понять людей.

У нас – то ли к радости, то ли к огорчению – не бешеные объемы производства. Изделия эксклюзивные, и на них есть свой покупатель. Сегодня в России есть коллекционеры, с которыми мы общаемся, показываем новинки. Своим творчеством, интересными находками поддерживаем интерес ценителей и пытаемся найти новых. Ценители все равно останутся.

БН Участвуете ли в системе торгов?

– Являясь предприятием народных художественных промыслов и имея перечень зарегистрированных образцов народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, зарегистрированный на федеральном уровне, мы имеем возможность осуществлять прямые поставки по контрактам без торгов. Также выступаем поставщиками для победителей торгов, где наша продукция является лишь частью контракта. 

БН Насколько НХП сегодня совместимы с другими отраслями, к примеру, индустрией моды или производством мебели?

– Могу в этом плане порадоваться за всех своих коллег и партнеров: есть взаимопонимание друг с другом, совместные проекты. По российским промыслам есть интересные наработки по теме хохломы, павловопосадских платков, жестовских подносов – посудные, одежные варианты, дизайн интерьера. Мы опять же слишком колоритны и ярки. С молодыми дизайнерами пробовали реализовать несколько проектов. Мне как потребителю результат совсем не «лег на душу». Ну, первый шаг не всегда получается. Все впереди, от таких предложений или попыток мы отказываться не собираемся. 

БН Ваше мнение по поводу оформления домов или других объектов Кирова в стиле дымки?

– Четыре дома на улице Комсомольской меня не раздражают, они мне нравятся. Это близко к площади железнодорожного вокзала. У приезжих появляется ощущение, что приехали на родину дымковской игрушки. Со стороны аэропорта расписана бетонная колоннада в стиле дымковского орнамента. Это тоже к месту: дает понять, что вы приезжаете на территорию родины дымковской игрушки.

Но были предложения расписать заборы, нижнюю часть моста. Считаю, во всем нужна умеренность. В Кировской области есть другие промыслы, которые тоже можно использовать для оформления. И подходить к этому более кропотливо, деликатно. Это неплохо, но и перебарщивать тоже не стоит. Все должно быть в меру, с высоким художественным вкусом. Если отражать какой-то промысел, то в культурном эстетичном месте, а не на заборе или грязном автобусе, чтобы не раздражало. Дымка же тоже не всем нравится.

БН В регионе создается кластер туризма, к проекту подключились и ремесленники. Ваше мнение по поводу такого тематического кластера?

– Туризм – очень сильная многогранная интересная тема. У нас Россия великая, а Кировская область интересная. Туризм и художественные промыслы на самом деле очень взаимосвязаны. В регионе туристов можно знакомить с замечательными памятники архитектуры, богатой историей, сельским и рекреационным туризмом, охотой и рыбалкой. Незабываемые впечатления останутся после знакомства с народными промыслами региона. Мы рады, что попали в эту большую сильную команду по созданию туркластера. Тема туризма – большой кладезь, который копать-не перекопать. Наша производственная задача – быть интересными и востребованными в разных ценовых сегментах, производить продукцию, которую хотелось бы увезти из Вятки. Думаю, кластер позволит правильно встроиться в современные туристические проекты.

БН Много ли законодательных или нормативных актов, регулирующих сферу НХП? Есть ли недостающие или избыточные? 

– Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» я зарегистрировала в 1999 году. Тогда знала, куда иду и чем буду заниматься. Однозначно руководствовалась федеральным законом № 7 «О народных художественных промыслах». Сегодня существует мнение, что закон устарел, но для меня это остов, основа, за которую надо держаться. Сейчас идет работа над внесением в закон изменений. По всем промыслам «штормит» более полугода: идут переписки, обсуждения, встречи с руководителями предприятий, экспертами, авторами изменений. Всё в стадии обсуждения, но, на мой взгляд, там много того, чего не должно быть в федеральном законе. Наверное, люди недопонимают, для кого, зачем и о чем пишут закон. Там экспертов нет, спрашивают предприятия, что правильно. Во что в итоге выльется документ? Поживем – увидим.

БН Какой вы видите отрасль в перспективе, скажем, через полгода, год, 10, 100 лет?

– Через полгода... Я по жизни оптимист, но в данной ситуации буду пессимистом. Долго придется «отряхиваться». Полгода мало для того, что вернуться к прежним допандемическим показателями. Куда затянет новая волна? Никто не знает, поэтому на первые полгода я пессимист.

Что касается годового промежутка... Надеюсь, появится эффективное лекарство, возродится жизнедеятельность во всей России, по всем видам производств, активизируется туристическая деятельность, вновь можно будет без опасения ездить по регионам и увозить оттуда на память предметы с места, где побывал. За этот год, считаю, надо постараться разработать новые образцы. Как говорится, если нет бешеного спроса – включай мозги и придумай что-то новое, чтобы потом показать, быть интересным старым покупателям и находить новых.

Через 10 или 100 лет… Я всегда была уверена, что ремесло было, есть и останется. В каком виде – трудно сказать, но ручной труд все равно останется и будет цениться. Слава Богу, у нас есть талантливая молодежь. Есть ценители промыслов, поэтому очень хочется в это верить. Я верю.

Беседовала Анастасия Белова.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте