Удовольствие от качественной музыки

Удовольствие от качественной музыки

27.09.2020 820 0
За время часовой беседы Александр Гаврилин, директор Вятской филармонии, успевает раз 10 ответить на телефонные звонки и решить массу дел. На вопрос, как удается справляться с таким валом работы отвечает цитатой из фильма "Москва слезам не верит": "Трудно с тремя людьми, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения".

- Тяжело творческому человеку погрузиться в эту рутину хозяйственных дел? 

- За годы учебы в Московской военной консерватории я не только учился дирижировать, но видел, как работают режиссеры, рабочие сцены, осветители, звукорежиссеры, а также сотрудники административно-хозяйственной части. А речь шла о ведущих концертных площадках страны - о Кремлевском дворце, например. В результате я довольно неплохо изучил весь процесс изнутри, не только творческой составляющей, но и вопросы материально-технической части и это очень помогает мне в нынешней работе.

- Какой вы руководитель?

- Директор любого учреждения — это человек, который не только отдает приказы и распоряжения для осуществления поставленной в глобальном смысле цели, но и  анализирует работу всех служб и делает определенные выводы по их деятельности. Я никого не глажу по голове, да и не должен этого делать. Если у меня есть вопросы к тому, как подчиненные выполняют свои обязанности, я критикую, говорю им в глаза об их недоработках или неправильном подходе к делу.

Для меня, как для руководителя, важно, что люди видят положительные изменения и понимают, что они произошли не просто так.

Касаемо подхода к делу, не люблю  фразу «Так было всегда». Традиции в работе — это хорошо, но обычно такую фразу говорят люди, которые не хотят прогрессировать и двигаться вперёд. Да и вообще зачастую ничего не хотят — находятся в закрытом и привычном для себя мире как в  скорлупе, не всегда понимая, что он ограничен, а за его пределами много всего интересного.

А ведь сейчас такие безграничные возможности для саморазвития и получения новых знаний! Глупо и странно ими не пользоваться. Не хочу, чтобы люди, работающие в филармонии, считали, что они достигли своего профессионального «потолка», и всегда даю им это понять.

Очень многое зависит от той команды, с кем ты работаешь плечом к плечу, с кем трудишься, я бы даже сказал служишь рядом и находишься бок о бок 80% времени в сутках. К счастью я могу смело сказать сегодня, что вместе со мной команда настоящих профессионалов своего дела! Люди, которые готовы не смотря на время года, дни недели и в любое время  суток , ради искусства, жертвовать многим для достижения цели, будь то предстоящий концерт или репетиция. Всё поставлено только ради одной задачи —  радость зрителя от качественного исполнения концертных программ!

- Когда год назад вам предложили возглавить филармонию, это было неожиданностью?

- На тот момент я 9 месяцев проработал заместителем директора по концертной работе. Мой предшественник директор Андрей Скальный передал мне фундаментальные знания, касающиеся руководства коллективом. Когда он сказал мне о том, что переходит руководителем в драмтеатр, я был готов к новой работе — знал коллектив, взаимоотношения внутри него, представлял, с какими трудностями столкнусь.

- С чего начали свою работу?

- Как говорил известный дирижер Артуро Тосканини, «Мой главный критик - это касса». На его концерты было не достать билеты. Я нацелил всю деятельность филармонии на то, чтобы у нас всегда были аншлаги. Понимаю, непросто, но привык ставить амбициозные задачи и решать их.

Может, прозвучит пафосно, но я сравниваю филармонию с дорогим рестораном, где соблюдены все каноны, есть устоявшиеся традиции и обслуживание на высшем уровне. Человек должен хотеть приходить сюда, как в храм искусства, и окунуться в атмосферу хорошей музыки в качественном исполнении.

Мы должны создать ему комфортные условия, начиная с центрального входа в учреждение, кассового зала, гардероба. С этого сезона поменяется работа буфета. Это важное место для любого учреждения культуры. Зачастую люди приходят на концерт сразу после работы, не успевая перекусить. Мы должны дать им такую возможность.

Кроме того, сейчас перед каждым концертом гостей встречают сотрудники филармонии в фирменной униформе, которую мы специально пошили для наших контролёров, работников гардероба. 

Большое внимание уделяем чистоте общественных мест . Смех смехом, но гигиена тоже важна. Прекрасно знаю, что зрители жалуются на не очень комфортное расположение кресел в зале. Решаем вопрос — прорабатываем варианты увеличения расстояния между рядами. Наконец-то решили вопрос с приточной вентиляцией. Теперь в здании тепло и нам, и публике. В скором времени мы порадуем наших гостей-автолюбителей, новым асфальтобетонным покрытием территории вокруг нашего учреждения. 

Еще одно нововведение состоит в том, что перед началом каждого концерта звучит музыка П.И. Чайковского, после чего красивый «бархатный» голос солиста Вятской филармонии Константина Морозова  приветствует зрителей и приглашает их в зал. Причем на двух  языках — на русском и  на английском.

Филармония - культурный бренд области, и она должна этому званию соответствовать.

- Как ведется подготовка к каждому конкретному сезону? Наверное, мало кто из читателей об этом знает.

- У нас девять коллективов. У каждого - свой руководитель, который обязан раз в год представить и защитить на художественном совете программу на предстоящий сезон. В нее входят концерты, участие в фестивалях, конкурсах и многое другое. В случае необходимости программа дорабатывается и только затем принимается художественным советом. Задача — сделать ее максимально интересной как для исполнителей, так и для зрителей.

Это происходит за несколько месяцев до начала сезона. В результате я заранее знаю, как будет строиться работа филармонии.

Если речь идет о музыкантах и коллективах, которых мы планируем пригласить для выступлений, то временные рамки расширяются. Скажем, на ансамбль им. А. В. Александрова и хор им. М.Е. Пятницкого бронь — за год или даже полтора. Не бывает такого — захотел, чтобы к тебе приехала «звезда», позвонил, и через месяц концерт. Это долгая и кропотливая работа. Кроме этого с 2019 года в рамках концертного сезона успешно работает «Виртуальный концертный зал», который создан благодаря национальному проекту «Культура». Наши зрители по средствам современных технологий могут в режиме реального времени смотреть он-лайн трансляции выступлений мировых звезд классической музыки из большого концертного зала им. П.И.Чайковского Московской филармонии.

- Насколько филармония финансово самостоятельна?

Основное финансирование идет от правительства Кировской области в лице министерства культуры. Кроме этого часть средств мы зарабатываем сами — в первую  очередь, за счет концертной деятельности.

- Из чего складывается цена билета на концерт?

Возьмем, к примеру, детскую сказку, которая ставится силами филармонии. Это оркестр, чтец, актеры, свет, звук, персонал... Качественно сделанный продукт, но с небольшими затратами. Отсюда и билет в районе 100-200 рублей.

А теперь дорогой концерт — тот же хор им. М.Е. Пятницкого. Это 80 музыкантов и административная часть, которым нужно оплатить дорогу, проживание, питание, выполнить технический райдер, заплатить гонорар. В итоге цена билетов — от 1000 до 2000 рублей.

- Большой популярностью пользуются абонементы...

- Да, вы правы — это давно отработанная система, и мы ее будем развивать,в том числе и с использованием опыта других городов. У нас 5-7 абонементов, а в Татарстане 25-30! Решаем, в какую сторону расширяться. Хотим разработать абонементы «Музыка кино», фортепианной музыки, «ночные» концерты, а также реализовать проект «Мой абонемент»: человек выбирает несколько концертов, на которые хочет сходить, и получает комбинированный билет.

- Какое внимание уделяете пиару филармонии, ее продвижению в соцсетях?

- Большое. За год количество подписчиков нашей страницы «ВКонтакте» выросло на 1800 человек. Появились страницы в Facebook и Instagram.  Там - молодая  аудитория, ее надо привлекать, прививать хороший вкус. Скажу честно, я благодарен нашему сотруднику Ольге  Полянской за ту большую работу, которую она проводит по продвижению наших проектов в социальных сетях и не только.

- Есть разница в понимании музыки у профессионалов и любителей?

- На мой взгляд, да. Любитель судит по музыке проще - «нравится/не нравится». Не буду судить, хорошо это или плохо — имеют право. У профессионалов другой критерий  - «убедил/не убедил». Раскрой мне свою душу за 40 минут, исполняя Шестую симфонию П.И. Чайковского. Получится у тебя сделать так, что у меня, сидящего в зале, от исполнения слезы на глаза наворачиваются —  значит удалось тронуть струны моего сердца.

То же самое, к слову, относится и к песням. Я не люблю, когда человек просто поет. А если он за эти три минуты, что длится песня, проживет жизнь — на его концертах всегда будут зрители...

С одним из моих педагогов произошел такой случай. Он любил играть в ресторанах — не вижу в этом ничего зазорного. Однажды приболел и попросил своего друга его заменить. Тот пришел в ресторан с кипой нот, начал выступление. К нему подошел завсегдатай и говорит: «Хорошо играешь, и техника хорошая, но ты играешь только  ноты, а мне хочется, чтобы ты играл душой». Вот это я хочу «вытащить» из наших музыкантов — чтобы они в каждое выступление вкладывали душу, понимали, что во время концерта пишется картина, которую ты никогда больше не повторишь, каждый твой выход на сцену — уникален...Не бывает проходящих концертов! Каждый концерт — уникальное событие.

- Коронавирус сильно повлиял на работу филармонии?

- На творческую деятельность не повлиял — мы активно давали онлайн-концерты, в общей сложности около 40. В конце лета провели фестиваль «Летние ассамблеи Вятской филармонии». Планируем сделать его ежегодным. В Кирове традиционно лето - время затишья, потому что, «так было всегда». Так быть не должно! Пусть в помещении идет ремонт, другие работы, но есть же крыльцо! Будем выступать там.

С точки зрения финансов нас очень сильно поддержало правительство. За период пандемии мы никого не уволили, заработная плата выплачивалась своевременно. Да , сейчас у людей есть боязнь прийти в концертный зал. Но, я верю, что они ее пересилят: полгода без концертов! Кировчане хотят услышать живую музыку!

Мы со своей стороны соблюдаем все рекомендации Роспотребнадзора, а защитные маски зрителям дарим.

- Расскажите о себе: где учились, где работали...

Родился в Ульяновске, окончил музыкальную школу по классу фортепиано и кларнета, а затем и музыкальное училище. Поехал в Москву, где поступил в Московскую военную консерваторию (ныне институт военных дирижеров Военного университета). Моим педагогом был народный артист России профессор Анатолий Васильевич Мальцев, с которым мы пять лет вместе работали и трудились. Во время обучения я удостоился чести быть вторым дирижером курсового военного оркестра. Почетно, и хорошая практика.

Первую стажировку проходил на родине - в военном оркестре 31-й отдельной десантно-штурмовой  ордена Кутузова бригады ВДВ, вторую - в Ростове-на-Дону в оркестре штаба Южного военного округа.

Учеба была интересной — побывали на различных фестивалях, в том числе и за границей.

После института было присвоено воинское звание «лейтенант», и меня распределили в Свердловскую область в закрытый город Лесной. Но прослужил я там меньше года - предложили перевестись в Киров на должность начальника военно-оркестровой службы Кировской дивизии Росгвардии. Лейтенантом на подполковничью должность! Это - большая ответственность. В моем подчинении были оркестры Перми, Казани, Чебоксар, Нижнего Новгорода.

В Кировской области я 6 лет руководил известным оркестром «Северная звезда». За это время мы выиграли множество конкурсов. Самый престижный - конкурс Росгвардии, где мы обошли 85 конкурентов! Мои музыканты не верили, что это возможно. Но мы трудом и упорством добились победы. Ежегодно давали более 80 концертов - приглашали нас по  всей стране.

Два года назад я завершил воинскую службу и пришел на работу филармонию, где продолжаю служить музыке!

В преддверии Международного дня музыки мне бы хотелось поздравить всех любителей музыкального искусства с этим днём! Пожелать почаще слушать хорошую и качественную музыку, полёта души,ярких  эмоций, крепкого здоровья и бодрости духа!

Кроме этого, в первые октябрьские дни свой юбилей, 60- летие, празднует ведущий музыкальный коллектив Кировской области — Вятский симфонический оркестр им. В.А. Раевского! Глубокоуважаемые коллеги! Сердечно поздравляю Вас с этой датой! Возлагаю на Вас самые амбициозные цели! Впереди нас ждут покорения новых музыкальных Олимпов, и мы вместе будем идти к ним во имя процветания Вятской филармонии и нашей Кировской земли!

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте