Узкоколейный рай

09.02.2020 15:31 1082 0

«Это не бизнес в его традиционном понимании — больших денег не заработать, нет смысла вести речь о быстрой окупаемости». О первом в Кировской области опыте коммерциализации узкоколейки, проблемах и перспективах проекта «Бизнес Новостям» рассказал соучредитель АНО «Музей железной дороги» Евгений Стерлин.

- Евгений, когда вы впервые узнали про узкоколейку в Каринторфе?

- В 2011 году, когда мы с супругой с группой туристов приехали сюда из Москвы. До этого побывали на многих узкоколейных железных дорогах — катались, знакомились с достопримечательностями. На самом деле это очень интересно — у каждой из них своя история, свои особенности.

- Какие особенности у каринторфской?

- Это единственная в России узкоколейка с таким интенсивным движением: регулярные рейсы круглый год 5 раз в день. Согласитесь, это необычно. Как правило, их назначение — перевозка леса, торфа, иных грузов. В других странах — с учетом местной экономической специфики. На Кубе и Украине — для перевозки сахара, в Казахстане — руды. К сожалению, все это уже в прошлом, из грузоперевозок остались только лес и торф. 

- Почему узкоколейками интересуются, как правило, москвичи?

- Любовь и интерес к узкоколейкам не зависит от места жительства - в наших группах в социальных сетях есть подписчики со всей страны и даже за ее пределами. Другое дело, что из-за удаленности не каждый может себе позволить доехать до нас. Все-таки в столице зарплаты другого уровня, и люди могут позволить себе путешествовать по самым дальним уголкам страны. А узкоколейные дороги, как правило, расположены не в самых людных местах.

Кроме того, в Московской области узкоколеек не осталось, а желающих посмотреть на них много. Это ведь особый мир, «игрушечный» - маленькие локомотивы, маленькие вагоны, маленькие станции... В этом плане Кировская область — узкоколейный рай. Здесь их очень много.

- А вы отслеживали историю узкоколейных дорог? Почему их начали делать?

- Из-за простоты строительства: практически все работы проводились вручную, не было необходимости в большой насыпи. Добавьте к этому несложное обслуживание. Ну и, что немаловажно, в лесной или болотистой местности можно построить только узкоколейку.

К сожалению, их век недолог: лес сейчас в основном перевозят автомобильным транспортом, остаются только торфяники, но спрос на торф падает. Где-то поселки вымирают из-за сложной экономической ситуации, и узкоколейка становится ненужной.

Да и конкурировать с автодорогами тяжело. Скажем, по цене нового пассажирского вагона можно купить пару «пазиков», за стоимость тепловоза — пять.

Это не только российская тенденция. За границей происходило примерно то же самое, и сейчас в основном все оставшиеся узкоколейки возят туристов.

- В Европе, например...

- Да, это происходит повсеместно: в Польше, Германии, Венгрии, Румынии. Там это очень популярный бизнес. Даже если узкоколейки еще перевозят грузы, то доход от туристов значительно больше. В Европе давно сформировалась культура путешествий — люди не хотят бесцельно сидеть дома и смотреть телевизор, они любознательны и охотно ездят в новые места.

Я посмотрел, как все устроено за границей, и появилось желание что-то подобное сделать в Кировской области.

- Вы рассказали о поездке в 2011 году. Что было дальше?

- Долгая пауза. В 2018-м мы с супругой создали автономную некоммерческую организацию «Музей железной дороги», вышли на руководство «Вяткаторфа», которое продавало узкоколейку, и в процессе долгих переговоров сделка состоялась. С прошлой весны мы являемся ее владельцами и эксплуатантами. Есть, правда, планы разделиться и стать только владельцами. Такое разделение в теории поможет привлечь федеральные средства.

- Было понимание, что это «долгие» инвестиции?

- Естественно. Мы отдавали себе отчет в том, что это не бизнес в его традиционном понимании — больших денег здесь не заработать, тем более нет смысла вести речь о быстрой окупаемости.

- Провинциальная логика проста: если приехал москвич, то в лучшем случае ему через год все надоест, он плюнет и вернется домой, а в худшем — разворует и продаст. Сталкивались с таким отношением?

- Да. Поначалу многие относились к нашей затее с недоверием — и власти, и местные жители. Но сейчас они видят результат: ничего не разворовано, наоборот — отреставрированы тепловоз и вагон, к летнему сезону готовим еще один вагон, открытый.

К слову, несмотря на повышение стоимости проезда в общественном транспорте, мы пока сохраним ее на прежнем уровне.

- Это первый опыт коммерциализации узкоколеек в России?

- В Краснодарском крае есть железная дорога, которая идет по живописному ущелью. Билет стоил 500 рублей, а это всего полтора километра, а потом цену еще подняли. Тем не менее, вагоны были заполнены полностью. Рядом, в Апшеронком районе, есть еще одна узкоколейка, которую активно используют для перевозки туристов. В то же время она соединяет несколько населенных пунктов, где нет автодорог. У нас пока можно прокатиться за смешные 22 рубля.

- С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Хотелось бы большей поддержки со стороны властей Кирово-Чепецка и Кировской области. Город частично компенсировал нам затраты на перевозку пассажиров. С этого года сумма снизилась на 10%. В принципе, она снижалась все последнее время: за пару лет с 18 до 14 миллионов рублей.

А затраты немаленькие: серьезно подорожало дизельное топливо, надо платить зарплату сотрудникам (их у нас 30 человек), отапливать депо, тяжело найти запчасти, и они стоят очень дорого. Поэтому в будущее смотрим с тревогой.

Хотелось бы понимания, что узкоколейка - прежде всего социальный объект, без которого немыслима жизнь 2000 человек, жителей Каринторфа. Потом уже идет туризм. Недофинансирование приводит к обветшанию инфраструктуры. Если ситуацию не исправить сейчас, последствия будут уже необратимыми.

Также в Каринторфе, где находится локомотивное депо, существует кадровый дефицит профессионалов, да и просто рабочих рук - большинство наших ценных сотрудников уже на пенсии, а молодежь не спешит перенимать их опыт за низкую зарплату. В надежде на энтузиастов и любителей железнодорожной техники приглашаем к нам волонтерами всех, кому не безразлична судьба Каринской УЖД.

- Насколько популярна узкоколейка у жителей Кирово-Чепецка?

- Когда запрещено движение по автомобильному мосту через Чепцу, поезд  едет полным — 6 вагонов битком. Такое редко встретишь на других узкоколейках — обычно там один-два. Как только по мосту пускают автобус, пассажиропоток резко падает.

Присутствует и сезонность — зимняя выручка не покрывает затрат на топливо. Летом все намного оживленнее, люди хотят выехать на природу, и Каринторф в этом плане — неплохой вариант.

- Как «раскручиваете» свой проект?

- Через соцсети, взаимодействуем со СМИ. В серьезной рекламе пока не видим смысла, поскольку основные наши клиенты — из Кирово-Чепецка,  которые и так хорошо знают железную дорогу. Вот когда выйдем на областной уровень, а затем, может быть, и на федеральный, тогда и будем думать о серьезном продвижении. Пока в планах привлечь жителей Кирова. При правильном подходе они смогут серьезно увеличить посещаемость. Особенно рассчитываем на детей — они любят изучать технику, а если есть возможность на ней прокатиться, то вообще замечательно.

- Каков сейчас процент туристов от общего числа пассажиров?

- Тяжело сказать точно. Думаю, не более 2-3%, но наблюдается тенденция к росту. В феврале ожидаем несколько туристических групп из Москвы и из Кирова.

- Что мешает развитию этого бизнеса в России?

- Расстояния и не самая хорошая логистика. Добираться до северных и сибирских регионов далеко и не очень удобно. Да и соседние с Москвой области тоже не очень доступны. Поезд «Вятка», удобный для туров выходного дня, - дорогой, а у самолетов не самое хорошее расписание. Добавьте к этому затраты на трансфер и гостиницу, в итоге получится достаточно дорогая поездка.

Оптимальным вариантом я вижу комбинированные туры: посмотреть Киров, Слободской, Нижнеивкино и заодно прокатиться на узкоколейке.

Кроме того, чтобы привлечь людей, необходимо создать им условия. Да, у узкоколейки есть некий шарм, романтика, но люди хотят комфорта. Очень хотим отреставрировать всю технику и вагоны, но на это нужны средства, а заработать их можно только при условии, что будет много пассажиров и туристов. Пока получается замкнутый круг.

Непонятная ситуация по автомобильному мосту. Его еще даже не начали строить, да и есть сомнения, что запрашиваемой суммы хватит на строительство автодороги до Каринторфа, а власти уже хоронят узкоколейку.

- Почему бы не применить зарубежный опыт по коммерциализации узкоколеек?

- В Европе Каринторф давно бы уже был популярной туристической достопримечательностью — с паровозом, гостиницами, кафе, различными развлечениями, отреставрированными зданиями, сувенирной продукцией. Нам, к сожалению, об этом приходится только мечтать.

Да,  здесь есть дома с необычной архитектурой, построенные по европейским проектам, но они находятся в плохом состоянии и через несколько лет вполне могут быть снесены. Приводить их в порядок — дело недешевое.

- Пытались найти соинвесторов?

- Важно понимать, что срок окупаемости проекта не тот, на который, как правило, рассчитывают инвесторы. Велись переговоры с предпринимателем, мечтавшим построить в Каринторфе что-то вроде деревни времен СССР с ретроавтобусом и другими «фишками» советской эпохи, но потом он передумал. Так что пока все держится на наших плечах.

- Вспоминая, с чего все начиналось, говорите себе: «Какие мы крутые, что не побоялись в это ввязаться?».

- Пока рано делать какие-то выводы, сейчас просто занимаемся делом, в которое мы верим. Да, оно отнимает много времени, сил и средств, но есть отдача, и это уже хорошо!

Что самое важное в бизнесе?

Интуиция, терпение - и все получится.

Беседовал редактор портала Bnkirov.ru (16+) Вадим Шабалин

vashabalin@yandex.ru

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Array
(
    [ERROR_MESSAGE] => 
    [OK_MESSAGE] => 
    [~ERROR_MESSAGE] => Array
        (
        )

    [~OK_MESSAGE] => Array
        (
        )

    [ELEMENT] => Array
        (
            [PRODUCT] => Array
                (
                    [IBLOCK_ID] => 1
                    [~IBLOCK_ID] => 1
                    [ID] => 39526
                    [~ID] => 39526
                    [NAME] => Узкоколейный рай
                    [~NAME] => Узкоколейный рай
                    [TAGS] => 
                    [~TAGS] => 
                    [CODE] => uzkokoleynyy_ray
                    [~CODE] => uzkokoleynyy_ray
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 76
                    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 76
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /news/materialy-gazety/uzkokoleynyy_ray/
                    [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/materialy-gazety/uzkokoleynyy_ray/
                    [CREATED_BY] => 1
                    [~CREATED_BY] => 1
                    [PREVIEW_PICTURE] => 
                    [~PREVIEW_PICTURE] => 
                    [PREVIEW_TEXT] => <p>
     О первом в Кировской области опыте коммерциализации узкоколейки, проблемах и перспективах проекта "Бизнес Новостям" рассказал соучредитель АНО "Музей железной дороги" Евгений Стерлин.</p> [~PREVIEW_TEXT] =>

 О первом в Кировской области опыте коммерциализации узкоколейки, проблемах и перспективах проекта "Бизнес Новостям" рассказал соучредитель АНО "Музей железной дороги" Евгений Стерлин.

[PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE] => [~PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE] => [PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE_ID] => [~PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE_ID] => [PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE] => [~PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE] => [PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE_ID] => [~PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 39526 [~EXTERNAL_ID] => 39526 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [PRODUCT_PROPS] => Array ( [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [VALUE] => ) [~FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [VALUE] => ) [~FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [VALUE] => ) ) ) [FORUM] => Array ( [ID] => 1 [NAME] => Комментарии [DESCRIPTION] => [ACTIVE] => Y [MODERATION] => Y [INDEXATION] => N [DEDUPLICATION] => N [ALLOW_MOVE_TOPIC] => N [LID] => [TOPICS] => 98 [POSTS] => 237 [LAST_POSTER_ID] => 3 [LAST_POSTER_NAME] => Администратор Сайта [LAST_POST_DATE] => 03.12.2020 15:08:30 [LAST_MESSAGE_ID] => 290 [TID] => 99 [MID] => 290 [POSTS_UNAPPROVED] => 13 [ABS_LAST_POSTER_ID] => 0 [ABS_LAST_POSTER_NAME] => Гость [ABS_LAST_POST_DATE] => 03.12.2020 15:08:30 [ABS_LAST_MESSAGE_ID] => 291 [TITLE] => В Кирове снесли кафе в сквере Трудовой славы [SORT] => 150 [DIR] => [ORDER_BY] => P [ORDER_DIRECTION] => DESC [ALLOW_HTML] => N [ALLOW_ANCHOR] => N [ALLOW_BIU] => Y [ALLOW_TABLE] => Y [ALLOW_ALIGN] => Y [ALLOW_SIGNATURE] => Y [ALLOW_IMG] => Y [ALLOW_VIDEO] => Y [ALLOW_LIST] => Y [ALLOW_QUOTE] => Y [ALLOW_CODE] => Y [ALLOW_TOPIC_TITLED] => N [ALLOW_FONT] => Y [ALLOW_SMILES] => Y [ALLOW_UPLOAD] => N [EVENT1] => forum [EVENT2] => message [EVENT3] => [ALLOW_NL2BR] => N [PATH2FORUM_MESSAGE] => /forum/index.php?PAGE_NAME=message&FID=#FORUM_ID#&TID=#TOPIC_ID#&MID=#MESSAGE_ID# [ALLOW_UPLOAD_EXT] => [FORUM_GROUP_ID] => [ASK_GUEST_EMAIL] => N [USE_CAPTCHA] => Y [HTML] => [TOPIC_HTML] => [XML_ID] => ) [USER] => Array ( [ID] => [GROUPS] => Array ( [0] => 2 ) [PERMISSION] => M [SHOWED_NAME] => Гость [SUBSCRIBE] => Array ( ) [FORUM_SUBSCRIBE] => N [TOPIC_SUBSCRIBE] => N [RIGHTS] => Array ( [ADD_TOPIC] => Y [MODERATE] => N [EDIT] => N [ADD_MESSAGE] => N ) ) [FORUM_TOPIC_ID] => 0 [PANELS] => Array ( [MODERATE] => N [DELETE] => N ) [SHOW_PANEL] => N [PARSER] => forumTextParser Object ( [image_params] => Array ( [width] => 300 [height] => 300 ) [pathToUser] => [imageWidth] => 300 [imageHeight] => 300 [maxStringLen] => 60 [imageHtmlWidth] => 0 [imageHtmlHeight] => 0 [imageTemplate] => popup_image [component] => [smilesGallery] => 1 [arFilesIDParsed] => Array ( ) [type] => html [serverName] => [preg] => [maxAnchorLength] => 40 [arFontSize] => Array ( [1] => xx-small [2] => small [3] => medium [4] => large [5] => x-large [6] => xx-large ) [allow] => Array ( [HTML] => N [ANCHOR] => Y [BIU] => Y [IMG] => Y [QUOTE] => Y [CODE] => Y [FONT] => Y [LIST] => Y [EMOJI] => Y [SMILES] => Y [CLEAR_SMILES] => N [NL2BR] => N [VIDEO] => Y [TABLE] => Y [CUT_ANCHOR] => N [SHORT_ANCHOR] => N [ALIGN] => Y [USERFIELDS] => N [USER] => Y [P] => Y [TAG] => N ) [smiles] => [wordSeparator:protected] => \s.,;:!?\#\-\*\|\[\]\(\)\{\} [smilePatterns:protected] => [smileReplaces:protected] => [defended_urls:protected] => Array ( ) [anchorSchemes:protected] => [userField:protected] => [bMobile] => [LAZYLOAD] => N [tagPattern:protected] => /([\s]+|^)#([^\s,\.\[\]<>]+)/is [allowImgExt] => gif|jpg|jpeg|png [pathToSmile] => [parser_nofollow] => N [link_target] => _blank [authorName] => [pathToUserEntityType] => [pathToUserEntityId] => [ajaxPage] => /news/materialy-gazety/uzkokoleynyy_ray/ [bPublic] => [arFiles] => Array ( ) [arFilesParsed] => Array ( ) [arUserfields] => Array ( ) [userPath] => [userNameTemplate] => #NAME# #LAST_NAME# ) [MESSAGES] => Array ( ) [MESSAGE_VIEW] => Array ( ) [MESSAGE] => Array ( ) [FILES] => Array ( ) [SHOW_POST_FORM] => Y [~REVIEW_AUTHOR] => Гость [~REVIEW_USE_SMILES] => Y [REVIEW_AUTHOR] => Гость [REVIEW_EMAIL] => [REVIEW_TEXT] => [REVIEW_USE_SMILES] => Y [REVIEW_FILES] => Array ( ) [SHOW_PANEL_ATTACH_IMG] => N [TRANSLIT] => Y [ForumPrintSmilesList] => С улыбкой  Шутливо  Широкая улыбка  Здорово  Разочарование  Поцелуй  Печально  Скептически  Смущенный  Очень грустно  Со злостью  Удивленно  Смущенно  Идея  Вопрос  Восклицание  Нравится  [SMILES] => Array ( [0] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => С улыбкой [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_smile.png [TYPING] => :) :-) [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [1] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Шутливо [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_wink.png [TYPING] => ;) ;-) [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [2] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Широкая улыбка [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_biggrin.png [TYPING] => :D :-D [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [3] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Здорово [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_cool.png [TYPING] => 8-) [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [4] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Разочарование [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_facepalm.png [TYPING] => :facepalm: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [5] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Поцелуй [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_kiss.png [TYPING] => :{} :-{} [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [6] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Печально [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_sad.png [TYPING] => :( :-( [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [7] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Скептически [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_neutral.png [TYPING] => :| :-| [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [8] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Смущенный [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_redface.png [TYPING] => :oops: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [9] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Очень грустно [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_cry.png [TYPING] => :cry: :~( [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [10] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Со злостью [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_evil.png [TYPING] => :evil: >:-< [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [11] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Удивленно [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_eek.png [TYPING] => :o :-o :shock: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [12] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Смущенно [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_confuse.png [TYPING] => :/ :-/ [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [13] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Идея [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_idea.png [TYPING] => :idea: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [14] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Вопрос [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_question.png [TYPING] => :?: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [15] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Восклицание [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_exclaim.png [TYPING] => :!: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) [16] => Array ( [SET_ID] => 2 [NAME] => Нравится [IMAGE] => /bitrix/images/main/smiles/2/bx_smile_like.png [TYPING] => :like: [WIDTH] => 20 [HEIGHT] => 20 ) ) [CAPTCHA_CODE] => 07395c40cf42d475c53e0bb90c569646 [LANGUAGE_ID] => ru [IS_AUTHORIZED] => [PERMISSION] => M [SHOW_NAME] => Гость [sessid] => [SHOW_SUBSCRIBE] => N [TOPIC_SUBSCRIBE] => N [FORUM_SUBSCRIBE] => N [SHOW_LINK] => N [SHOW_POSTS] => N [CURRENT_PAGE] => /news/materialy-gazety/uzkokoleynyy_ray/ [ELEMENT_REAL] => Array ( [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [ID] => 39526 [~ID] => 39526 [NAME] => Узкоколейный рай [~NAME] => Узкоколейный рай [TAGS] => [~TAGS] => [CODE] => uzkokoleynyy_ray [~CODE] => uzkokoleynyy_ray [IBLOCK_SECTION_ID] => 76 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 76 [DETAIL_PAGE_URL] => /news/materialy-gazety/uzkokoleynyy_ray/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/materialy-gazety/uzkokoleynyy_ray/ [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [PREVIEW_TEXT] => <p>
     О первом в Кировской области опыте коммерциализации узкоколейки, проблемах и перспективах проекта "Бизнес Новостям" рассказал соучредитель АНО "Музей железной дороги" Евгений Стерлин.</p> [~PREVIEW_TEXT] =>

 О первом в Кировской области опыте коммерциализации узкоколейки, проблемах и перспективах проекта "Бизнес Новостям" рассказал соучредитель АНО "Музей железной дороги" Евгений Стерлин.

[PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE] => [~PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE] => [PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE_ID] => [~PROPERTY_FORUM_TOPIC_ID_VALUE_ID] => [PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE] => [~PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE] => [PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE_ID] => [~PROPERTY_FORUM_MESSAGE_CNT_VALUE_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 39526 [~EXTERNAL_ID] => 39526 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [QUESTIONS] => Array ( ) [isIntranetInstalled] => )
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..