В провинции легче

03.11.2019 20:43:00 2415 0

Как правило, интервью с  театральными режиссерами — о работе: о премьерах, задумках, планах на будущее. «Бизнес Новости», в силу специфики издания, решили отойти от традиционного сценария. С новым главным режиссером «Театра на Спасской» Егором Чернышовым мы побеседовали о бродвейской  модели театра, о том, почему антрепризные спектакли похожи на зоопарк, и о хороших заработках в кино и сериалах.

- Егор Владимирович, насколько, на ваш взгляд, культура, если можно так сказать, рентабельна? Она может жить на окупаемости без помощи государства?
 
- Расскажу на примере театров. Есть две их модели. Первая  - репертуарный театр, в  котором каждый день - новый спектакль. Он не может быть самоокупаемым в принципе. Объясню, почему. Репертуарный театр — это большой штат сотрудников: труппа, монтировщики, различные цеха и так далее. Окупить их зарплаты только за счет продажи билетов нереально.  В России большинство театров — именно такие, к примеру, наш. Это сложилось исторически — до революции их поддерживали меценаты или купцы (к примеру, Савва Морозов помогал МХАТу), сейчас — государство. В Европе есть еще несколько стран (Польша, Германия), где много репертуарных театров.
 
Есть бродвейская модель - американская. Она подразумевает, что весь театр — это только продюсер. Больше никого на зарплате нет. Под каждый конкретный проект он нанимает тех людей, которые ему нужны, и подписывает с ними контракт. Месяц идут репетиции, затем месяц играют спектакль (если он имеет успех — то подольше), после чего его закрывают и приступают к подготовке следующего — уже с другим составом исполнителей. Вот такая модель вполне может быть окупаемой. Более того, она «заточена» на окупаемость...
 
«Известность, популярность и медийность — это кино и сериалы, своеобразный ключ к благополучию, вот все туда и идут. Есть единичные примеры актеров, которые стали узнаваемыми, играя только в театре»
 
- Популярные сейчас антрепризы тоже вполне рентабельны.
 
- Да, но, к сожалению, говорить, что это театр и искусство, мы не можем. Это банальное зарабатывание денег. Я бы сравнил антрепризу с зоопарком: вам обещают показать слона, а что он в это время будет делать - спать, есть, смотреть на вас - второй вопрос. То же самое и здесь: мы привезем вам известного актера, вы его увидите живьем на сцене, а качество спектакля - другое дело.  Главное - афиша и лицо звезды, а вкладываться в режиссера, драматургию, оформление необходимости нет. Это коммерция, и довольно бездуховная.
 
- Зависимость театров от бюджета — только региональная тема?
 
- Почему? И в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах они зависят от бюджета — в той или иной степени. Скажем, оперные или музыкальные театры в силу своей специфики и масштабности постановок обходятся намного дороже, чем драматические.
 
Государство покрывает зарплатный фонд и затраты на коммуналку, а вот на новые постановки театр во многих случаях зарабатывает сам. Постановочный фонд есть, но он, как правило, не очень большой.
 
Ну а какие возможности для зарабатывания денег есть у провинциальных театров? Искать спонсоров, привлекать гранты, буфет в конце концов. Правда мы - детский театр, у нас алкоголь продавать запрещено, поэтому доход от этого небольшой. 
 
-  Вы упомянули Америку, Польшу и Германию. А как строится театральная жизнь в других странах?
 
- Насколько я знаю, там та же самая грантовая система развита очень сильно, у нас же она только делает первые шаги. Есть фонды, которые занимаются поддержкой культуры, дают деньги на разные проекты.
 
Кроме того, в Европе театры, как правило, частные. Во Франции всего один государственный - «Комеди Франсэз», в Англии их тоже кот наплакал. 
 
 
 
- Насколько для театра прибыльны гастроли?
 
- Не думаю, что они проводятся ради денег — опять же если речь идет о провинциальных театрах. Перевозка декораций, билеты, гостиницы — все это довольно затратно. Так что в первую очередь гастроли — это своего рода приключение: поездка, новые города, зрители, эмоции. 
Да и в плане культурного обмена это интересно. Люди привыкли к своему театру, а тут приезжает другой — с новыми спектаклями, актерами, идеями.
 
- Вы работали во многих регионах. Есть разница в отношении к театрам со стороны властей?
 
- Конечно. Есть главы регионов, которые регулярно ходят в театр, интересуются делами, по мере возможности помогают в решении того или иного вопроса. Для них хороший театр — повод для гордости, они водят туда гостей. В таких местах театрам живется полегче. Есть и противоположная ситуация, что скрывать — вот вам три копейки и больше не просите. Все зависит от конкретного губернатора.
 
«В небольших городах особых  развлечений нет, и люди выбирают между двумя-тремя театрами. И здесь все зависит от самих театров — сделать так, чтобы зрители выбрали их. Есть конкуренция и за финансирование»
 
- Расскажите о положительных примерах.
 
- Норильск. Богатый город, плюс поддержку оказывает «Норильский никель». Другое дело, что там и особых развлечений-то нет: убери театр - и никакой культурной жизни не останется. Власти это понимают, и проблем с деньгами нет от слова совсем.
 
- А Пермь? Там могли себе позволить пригласить в театр оперы и балета режиссера Теодора Курентзиса...
 
- Именно потому что это оперный театр, там совсем другой уровень финансирования. К тому же это академический театр, что тоже предусматривает определенные дотации, и немалые.
 
- Реально ли монетизировать театрельные премии? Скажем, «Оскар» дает его обладателю определенный статус. А премия «Золотая маска» дает?
 
- Опять же все зависит от конкретного региона. Актер или режиссер за «Золотую маску» могут получить квартиру или премию, а могут не получить ничего. Конечно, имея такую статусную премию, можно идти к учредителям или к губернатору и попросить денег — повод хороший. Другой вопрос, дадут ли? Не факт.
 
- Театральные актеры активно снимаются в кино и сериалах. Опять же все дело в финансах?
 
- Да, и это очень плохая тенденция. Скажем, в Москве и Санкт-Петербурге театральным режиссерам очень тяжело работать: на репетиции никого не собрать, все актеры бесконечно на съемках, их амбиции там, и это логично. Если человек за два съемочных дня зарабатывает столько же, сколько за  несколько месяцев в театре, его можно понять. Известность, популярность и медийность — это кино и сериалы, своеобразный ключ к благополучию, вот все туда и идут. Есть единичные примеры актеров, которые стали узнаваемыми, играя только в театре.
 
В этом плане в провинции легче — здесь актеры живут театром, полноценно репетируют, готовятся к спектаклям. Да, есть возможность подзаработать, но от основной деятельности она не отвлекает.
 
«Все зависит от конкретного региона. Актер или режиссер за «Золотую маску»
могут получить квартиру или премию, а могут не получить ничего»
 
- В небольших городах есть конкуренция между театрами?
- Обязательно. В первую очередь, за зрителя. В таких городах особых  развлечений нет, и люди выбирают между двумя-тремя театрами. И здесь все зависит от самих театров — сделать так, чтобы зрители выбрали их.
Есть конкуренция и за финансирование. Как я уже говорил, в регионах возможностей заработать деньги не так много, поэтому театры стараются преуспеть и в этом компоненте.
 
- Вы поработали во многих местах. Есть время посмотреть, как развивается городская среда, где комфортно, а где нет?
 
- К сожалению, не всегда — работа отнимает очень много времени. Нет такого - наступишь в лужу и думаешь: «Ах какой грязный город». Все они по-своему хороши. Скажем, Киров – отдельное место, не центральная часть России, но еще не Урал. В этом есть какая-то самостоятельность и стиль.
 
- Какие планы на ближайшее время?
 
- В ноябре проведем лабораторию под названием «Избранное». Мы - я и Юля Ионушайте, завлит театра, - много читаем и постоянно обмениваемся найденным материалом. Но для расширения кругозора я делаю еще и такую лабораторию. На нее будут приглашены театроведы, где первый предлагает 10 текстов, которые интересны и актуальны, но ставятся мало. Мы проводим 10 читок и зовем второго критика, который будет делать подобную программу в следующем году. Первый критик – адвокат своих текстов, второй – прокурор. Мероприятия будут публичными, с продажей билетов. Зрители, помимо знакомства с интересными пьесами, станут свидетелями диалога двух умных людей.
 
Досье
Егор Владимирович Чернышов — с 2019 года главный режиссер «Театра на Спасской». 
Образование высшее: в 2001 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Григория Козлова, специальность – режиссер).
Ставил спектакли в:
– БДТ им. Г. Товстоногова;
– театре «Балтийский дом»;
– Екатеринбургском театре юного зрителя;
– Новгородском академическом театре драмы;
– Выборгском театре «Святая крепость»;
– Национальном театре Карелии;
– Норильском заполярном театре;
– Камчатском театре драмы и комедии;
– Хабаровском краевом театре драмы;
– Липецком театре драмы им. Льва Толстого.
Награды на театральных фестивалях и премии:
– «Золотая Маска» и «Золотая Маска Плюс»;
– «Реальный театр»;
– «Радуга»;
– «Балтийский дом»;
– «Новосибирский транзит»;
– «Прорыв»;
– «Золотой софит»;
– Фестиваль современной драматургии им.Вампилова.
Спектакли в «Театре на Спасской»:
«Каренин» (2016 г.) 
«Дуэль» (2019 г.)
 
Вадим Шабалин
vashabalin@yandex.ru
Благодарим за помощь специалиста по связям с общественностью «Театра на Спасской» Юлию Беляк
 
16+
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте