В режиме "сжатой пружины"
В сегменте B2В рентабельность и самочувствие любого бизнеса зависят от ситуации в смежных отраслях.
Без острой необходимости нет смысла хвататься за неподъемные заказы, но всегда важно иметь резерв и быть готовым к резкому рывку. Так считает наш сегодняшний «Гость номера» – Станислав Бахтин, коммерческий директор ООО «Завод металлоконструкций и металлоизделий».
- Станислав, на каких направлениях деятельности специализируется предприятие?
- Основных три: изготовление металлических строительных конструкций, транспортного оборудования, резервуаров и емкостей. Предприятие расположено на базе «Нововятского механического завода», где занимает площадь более 2 000 кв. метров. Наличие цеха механической обработки позволяет выполнять конструктивно сложные изделия.
Подразделение по производству строительных конструкций изготовляет как отдельные элементы зданий и сооружений, так и готовые комплекты каркасов зданий. Работаем в полном цикле с заказами начиная от просто идеи строительства и разработки чертежей до монтажа. Также изготовляем конструкции по уже готовым чертежам заказчика. По назначению объекты могут быть любыми: ангары, коровники и телятники, склады, автомойки, павильоны и т. д. Из элементов каркасов производим колонны, прогоны, закладные детали, фермы, анкерные болты, опоры различных назначений.
Отдельное направление – производство металлических резервуаров и емкостей, которые используются для хранения жидкостей, горючесмазочных материалов, насыпных материалов, твердых бытовых отходов. Объем – от 1 до 50 кубических метров, а в сборном исполнении до 500 м3. Третье ключевое направление – производство конвейерного оборудования различных типов и инженерного оборудования. Изготавливаем конвейерные линии по техническому заданию заказчика, комплектуя надежными приводами зарубежных производителей. Нередки ситуации, когда перед заказчиком встает вопрос о замене деталей и компонентов на импортном оборудовании. Заказывать у зарубежного производителя – это длительные сроки и высокая цена. Мы адаптируем имеющиеся чертежи (или делаем их сами) и производим изделие. Одновременно предлагаем варианты по его усовершенствованию – к примеру, способы улучшения конструктива или увеличения прочности и долговечности.
Ёмкость в битумном покрытии.
- Ваша деятельность изначально была разнонаправленной?
- Нет, 10 лет назад предприятие началось с участка по механообработке. Через какоето время задумались над организацией цеха по производству строительных конструкций. Появился первый серьезный заказчик – «Газпром». Это партнерство позволило нам пройти хорошую школу с точки зрения организации процесса производства и качества продукции. Мы прошли аттестацию «Газпрома», серьезно контролировались со стороны технического надзора.
Производство емкостного оборудования стартовало с сотрудничества с компанией «Движение». Со временем выработались отдельные направления, каждое из которых в перспективе может перерасти в отдельную компанию, специализирующуюся на конкретном продукте.
На сегодняшний день строительные конструкции – самое крупное направление в денежном выражении, но на строительном рынке всегда есть проблема с сезонностью. Объемы производства емкостного и транспортерного оборудования ниже, но маржинальность данных направлений существенно выше. Так развитие разных направлений позволяет дифференцировать денежные поступления и нивелировать сложные периоды, связанные с сезонностью.
- Технические возможности у вас есть, а персонал?
- С инженерными кадрами на рынке всегда непросто, поэтому работу по подбору кадров для наших конкретных направлений ведем постоянно. Сегодня на всех участках работает порядка 50 человек. Есть опытные сотрудники, которые передают свои умения и знания молодому поколению. При этом рынок сегодня – это современные технологии, высокие скорости, динамика во всех процессах. Мы постоянно стараемся собрать самое лучшее, в том числе в кадровом потенциале. Привлекаем молодежь после института, у которой есть базовые знания, но нет опыта. С помощью наших опытных наставников выращиваем кадры.
Если говорить про цех механообработки – он преимущественно держится на плечах более старшего поколения. Современная молодежь не очень хочет стоять у станка, хотя заработная плата в цехе в 1,5 раза больше среднеобластной. В конструкторском отделе работают как более старшие и более опытные сотрудники, так и молодые кадры.
Применяется программное обеспечение, позволяющее сократить срок разработки чертежей с трех недель до 7 дней. Еще год назад для всех это было бы удивительно, сейчас это реальность. Часть работ по конструированию и проектированию сложных заказов выполняют специалисты на аутсорсинге, но под контролем наших конструкторов. Что касается оборудования, то тут мы хорошо обеспечены современным сварочным оборудованием, установкой плазменной резки, а также надежными станками для токарной и механической обработки изделий.
- Кто ваши основные заказчики и какова их география?
- Представители абсолютно всех отраслей – сельскохозяйственные, промышленные, торговые, газо и нефтеперерабатывающие, химические холдинги и предприятия. Сегодня мы работаем с предприятиями по всей России. Если говорить по строительным конструкциям, сотрудничаем как со строительномонтажными компаниями, которые своими силами монтируют наши металлоконструкции и сдают объект как генподрядчик, так и с конечными потребителями: изготавливаем, доставляем, монтируем. Наша монтажная бригада выезжает по всей стране. Недавно, к примеру, вернулись из Башкирии, где монтировали зерноочистительную башню в составе строящегося крупного маслоперерабатывающего холдинга (мы уже не первый год являемся его партнерами). Работаем в Крыму, в Москве, Нижнем Новогороде, Коми. В настоящее время активно расширяем географию контактов за пределами региона.
Объект - зерноочистительная башня с.Сургут.
По изготовлению металлических резервуаров и емкостей аналогично. Заказчики в регионе узнали про нас, и сейчас поступают заказы и от кировских компаний. Недавно осуществили поставку на крупный завод Кирова – технологическую емкость из нержавеющей стали под теплую воду. Предыдущую завод заказывал в Ижевске: через три месяца она дала течь. Узнали, что изготовить заказ можно в Кирове, обратились: емкость стоит год, дефектоскопия не показала никаких отклонений.
Среди заказчиков транспортерного оборудования много крупных холдингов, которым необходимы элементы оборудования или полноценный комплекс. К примеру, мы делали производственную линию для «Мурашинского фанерного завода». Изначально они заказали импортный роликовый конвейер, и когда установили, возникла необходимость еще в одном – мы сделали все чертежи и изготовили аналогичный. Для заказчика это оказалось существенно быстрее и дешевле.
- Правильно понимаю, что вы специализируетесь на индивидуальных заказах?
- На любых, но большинство заказов не относятся к массовым или серийным. Мы больше работаем под конкретную потребность. К нам могут обратиться для производства 10 емкостей объемом по 50 кубических метров, но в каждой могут быть разные отводы, дополнительные технологические отверстия для сливов и так далее. Каркасы зданий, несмотря на конструктивную схожесть, так же всегда индивидуальны в деталях.
- Где берете сырье, и как его цена влияет на себестоимость готовых изделий?
- Наше основное сырье – металлопрокат. Отрасль от цен на сырье зависит очень сильно. Для понимания: в составе себестоимости металлоконструкций 80% – металлопрокат. По другим направлениям сырьевая составляющая меньше, но значительна. Последние годы металлопрокат растет в цене постоянно, соответственно, увеличивается и конечная себестоимость. При этом стоимость работ у нас зафиксирована и существенно меняется.
- А может сильно измениться цена контракта после заключения договора?
- Нет. На подписание контракта мы выходим с четким пониманием, что и как делаем. Перед этим проводятся подготовительные встречи, выезды на замеры, расчеты. В нашей отрасли процесс выхода на контракт может длиться день, а может и год. Предпочтения заказчика могут измениться много раз.
Мы как производители стараемся предложить заказчику оптимальное решение. К примеру, раньше все строительные конструкции делали из уголка, сейчас заводы выпускают профильную трубу: с ней работать легче, трудоемкость для изготовления конструкций ниже, металлоемкость ниже, соответственно, для потребителей дешевле. Швеллер с большой полкой сегодня очень дорогой, поэтому наши конструкторы подстроились, в прогонах зданий заменили его на профильную трубу. Таким образом, мы помогаем сэкономить нашим заказчикам до 20% стоимости проекта. Мы всегда эти моменты объясняем нашему заказчику, предлагаем оптимальный вариант, тем самым помогаем минимизировать конечную стоимость объекта.
- Участвуете в системе государственных и муниципальных торгов?
- Нет. Это долгие деньги и не до конца понятный механизм ценообразования. Отдельный мир со своими правилами, механизмами и мотивациями. Мы работаем в сегменте В2В. При этом в структуре коммерческих торгов также идет оценка нашего комплексного предложения, подтверждение компетенций, но в торгах стандартного сегмента B2B есть реальный срок, понимание цены, уровня качества. Мы по этим критериям и работаем: первый стараемся сократить, второй оптимизировать, третий – повысить.
- Как чувствует себя рынок?
- В В2В сегменте все взаимосвязано. Появляется многомиллиардный проект – и мультипликативно подтягивает за собой другие отрасли. Тот же рынок строительных конструкций напрямую зависит от ситуации в строительной отрасли. Если в стране начинается экономической подъем, бизнес строится, закупает оборудование, вводит новые площади, тогда ему необходимы наши металлоконструкции, емкостное и транспортерное оборудование. Бизнес всегда чувствует, что будет дальше. В этом году старт реализации многих проектов планировался на весну, по факту – передвинулся на вторую половину лета, тогда и началось движение.
Если судить по нашему рынку, в числе динамично развивающихся сфер экономики – лесная промышленность. Сегодня активно по всей России строятся фанерные комбинаты. Дерево превращается в нашу новую нефть. Интерес простимулировал и курс валют, позволяющий выгодно поставлять продукцию деревопереработки за границу. С повышением внимания к сельскому хозяйству активизировалось строительство объектов АПК. В той и другой сфере сегодня применяется наша продукция.
- Какая самая большая проблема сегодняшнего рынка?
- Непостоянство спроса. Сегодня может прийти заказ на 500 тонн металлоизделий со сроком изготовления в 2 месяца, а завтра крупных заказов может не быть. Исходя из спроса, мы, вопервых, формируем загрузку наших подразделений, чтобы нивелировать скачки. Вовторых, ведем работу по созданию кадрового резерва, стараемся быть всегда готовыми к быстрому росту.
Резерв имеющихся у нас производственных мощностей позволяет оперативно выполнить достаточно большой объем заказов. Но надо всегда быть готовым к тому, чтобы шагнуть вперед. При этом в целом сегодня мы стараемся идти не к объемам, а к поиску потребителя в нашем ценовом сегменте с высокими требованиями к уровню качества.
Чтобы начать сильно расширяться на рынке с непостоянным спросом, надо быть очень уверенным в завтрашнем дне. Мы же стараемся находиться в режиме «сжатой пружины». Именно сейчас не видим смысла привлекать дополнительные площади или оборудование, но в случае появления крупного заказа готовы оперативно мобилизовать свои ресурсы. Резерв у нас создан. Опыт и знания тоже наработаны.
г. Киров, ул. Советская, 51/2
Тел. 8 (8332) 21-21-13
zmm43@yandex.ru