Валентин Пугач: «ВятГУ – не тихая гавань, а бурлящий поток»
ВятГУ и ВятГГУ окончательно объединились. Сейчас в городе есть единый опорный вуз Вятский государственный университет. какие перемены грядут для студентов, сотрудников и для города в целом, ответил Валентин Пугач, ректор опорного вуза в г. Кирове.
– Валентин Николаевич, в Кирове с недавних пор появился новый вуз – опорный вуз под названием «Вятский государственный университет», эту тему начали обсуждать еще с 2010 года, сейчас все стало реальным. расскажите, как вы сами относитесь к этому событию.
– Перед опорными вузами сейчас ставятся очень серьезные задачи. Мы с коллегами очень много времени посвятили формулировке миссии вуза, которая вошла в программу развития ВятГУ и сейчас звучит следующим образом: «Содействие опережающему развитию Кировской области путем формирования региональной интеллектуальной элиты, научно-инновационной и предпринимательской среды». То есть опорный вуз видится не только как образовательная организация, обеспечивающая предприятия и организации востребованными кадрами. Мы уверены, что ВятГУ сможет значительным образом влиять и на социокультурное развитие, и на формирование предпринимательства, и на развитие инновационных трендов в Кировской области. А иначе и быть не может – ведь через наш университет сейчас проходит три четверти самой активной части молодежи региона – это именно те люди, которые уже через несколько лет будут определять облик области и города.
Конечно, достижение таких амбициозных целей потребует колоссальной концентрации всех сил коллектива вуза и существенных преобразований как в образовательной, так и в исследовательской, организационной, материально-технической сферах. Программа развития опорного университета включает в себя почти 70 страниц описания тех преобразований, которые мы планируем осуществить за пять лет. Реализовать все это будет непросто – самым сложным, как всегда в таких случаях, будет преобразовать коллектив – изменить мышление сотрудников, сформировать проектные команды, изменить привычную концепцию обучения – в ней каждый из уровней образования (общее образование, подготовка кадров со средним профессиональным образованием, бакалавриат, магистратура, аспирантура) имеет свою роль, они должны быть тесно связаны между собой и нацелены на конкретный результат. Это мощнейший вызов, и наша задача – показать, что коллектив объединенного ВятГУ способен не только ставить высокие цели, но и добиваться успеха в их достижении.
– Недостаток информации, как это обычно бывает, влечет за собой множество слухов, давайте какие-то из них рассеем, а какие-то подтвердим. Начнем со студентов: что изменится для них в процессе обучения, стоимости, проведения занятий, педагогическом составе и в документальном процессе?
– Наверное, нужно начать с того, что ВятГУ старается максимально полно освещать все вопросы реорганизации на своем официальном сайте. есть отдельные разделы сайта, направленные на информирование всех заинтересованных сторон – надзорных организаций, учредителя, сотрудников и, конечно же, студентов. Ответы на самые распространенные вопросы студентов размещены на странице. Там собраны ответы и на те вопросы, которые вы задаете, и на многие другие – куда обращаться, какой будет стоимость обучения, кто будет учить, какие дипломы получат выпускники и многое другое.
– ВятГУ принципиально придерживается принципа студентоцентрирования – студент является важнейшим нашим активом, и мы стараемся организовать работу так, чтобы в стенах вуза было комфортно учиться, заниматься спортом, самодеятельностью и вообще приятно находиться.
– Запланирована масса ремонтных работ в общежитиях и учебных корпусах бывшего ВятГГУ. Вводится новый сервис для студентов – Отдел координации по работе со студентами будет работать как «единое окно», куда практически по всем вопросам обучающиеся смогут обратиться с 8 утра до 21 вечера. Филиалы этого отдела заработают с сентября 2016 года в каждом «кампусе» вуза – на Театральной площади, на ул. Ломоносова, в Чижах, на ул. Красноармейской. Вводится новый электронный сервис по составлению расписаний занятий. Пересматриваются учебные планы с основной целью – повысить качество образования и подготовить выпускников, компетенции которых будут востребованы работодателями. Запланировано приобретение нового оборудования, компьютерной и мультимедийной техники, которой мы всегда, подчеркиваю – всегда, сначала оснащаем учебные классы и аудитории (сотрудникам достаются, как правило, компьютеры, отработавшие 2–3 года в учебном процессе). В общем, много вещей, ориентированных именно на студентов.
Чтобы не ломать налаженный процесс в этом учебном году, мы все ключевые преобразования планируем к запуску с сентября 2016 года. Пока же студенты обучаются по тому же самому расписанию, ходят на занятия по тем же самым звонкам, с теми же преподавателями, что и ранее. Все преподаватели продолжают работу в ВятГУ – никого не сокращают, не увольняют.
Стоимость обучения для студентов-«платников» зафиксирована в договоре – менять ее мы не имеем права. Для студентов, получавших стипендию, ее объем также сохраняется, в том числе, в отношении повышенной стипендии. Да, важный момент – все выпускники опорного вуза получат диплом Вятского государственного университета.
– Повысится ли благодаря этому рейтинг учебного заведения? Увеличится или, наоборот, уменьшится финансирование?
– Мы не ставим перед собой сверхзадач по занятию каких-то мест в рейтингах. Для ВятГУ важно, что мы вошли в число тех 11 опорных вузов, программы развития которых поддержаны Министерством образования и науки. И это не просто повышение имиджа, это, если образно выразиться, переход в Высшую лигу. Выше – только вузы из проекта «5–100» – федеральные и исследовательские университеты.
Повышение финансирования на этот год уже, можно сказать, состоялось – для реализации программы развития Министерством запланирована дополнительная субсидия в размере 150 млн руб. Но это не те деньги, которые можно просто так «проесть». Это финансирование направлено как раз на все те преобразования, которые мы запускаем в университете.
Объем дополнительного финансирования вуза на следующие же года будет сильно зависеть от того, насколько успешно мы будем идти по пути преобразований и каких результатов добьемся.
Поэтому почивать на лаврах и спокойно жить опорному вузу в ближайшие годы точно не придется. Мы живем в эпоху, когда все очень сильно и динамично меняется, и наша задача не только подстроиться под эти изменения, но и быть генератором инноваций. Если позволите, образное сравнение: ВятГУ – не тихая гавань, а бурлящий поток, в котором сложно, но чрезвычайно интересно двигаться и управлять этим движением, и не каждая лодка может выдержать скорость и динамику этого потока.
– Очень редко процесс объединения каких-либо структур, будь то заводы, бизнесы или просто несколько отделов одного предприятия, проходит безболезненно. Обычно страдает сторона тех, кого присоединяют, в нашем случае ВятГГУ. Не получится ли так, что преподаватели, административный комплекс, студенты бывшего ВятГГУ примут удар на себя? Например, будут сокращены кадры именно из того вуза, бюджетные места на специальностях, которые готовил ВятГГУ?
– В нашем случае, конечно, тоже будут определенные кадровые изменения, но они затронут главным образом административный комплекс. Так как структуры управления в университетах имели большое число сходных по функционалу подразделений. Как вы понимаете, для обеспечения эффективной работы в одном вузе два подразделения не могут заниматься составлением расписания или расчетом заработной платы. В этом случае была произведена кадровая ротация. При этом на принятие решения о новом назначении, в первую очередь, влияла эффективность работы сотрудника, а не то, в каком вузе он раньше работал.
Кроме того, надо понимать, что количество студентов в ВятГУ при присоединении увеличится практически в 2 раза, а значит выполнять те же задачи в исходном административном составе не получилось бы – большинство подразделений укрупнились и были созданы.
Что касается студентов, то тут ситуация намного проще – все студенты, которые поступали в ВятГУ или в ВятГГУ, продолжат свое обучение. Уменьшение количества студентов будет происходить только по обычным причинам – в связи с окончанием обучения (получением диплома), по причине низкой успеваемости или по собственному желанию.
В отношении приема абитуриентов на обучение – в соответствии с действующим законодательством контрольные цифры приема (бюджетные места) определяются за год до начала приема. Скоро станет известно количество бюджетных мест на 2017 год. Могу сказать одно: сокращение выделенных цифр университет производить не будет.
– Что, на ваш взгляд, самое ценное в этом объединении? Что уникальное будет сделано в новом учебном заведении города?
– Уникальным становится сам университет – он будет определять дальнейшее развитие высшего образования на территории региона. В одном заведении сконцентрированы лучшие преподаватели и исследователи региона по приоритетным для страны направлениям – инженерное обучение и педагогика, что будет способствовать повышению качества обучения начиная со школьной скамьи. Мы будем формировать образовательные программы подготовки педагогов, ориентированные на обучение не ради обучения, а ради последующей самореализации школьников в интересах развития нашего региона.
В ВятГУ трудятся высококлассные специалисты из экономической, управленческой, юридической, социальной и гуманитарной отраслей знаний, и это дает беспрецедентный шанс организовывать научную работу на стыке нескольких направлений – стало возможно проводить исследования по управлению жизненным циклом изделий, работать с предприятиями не только по вопросам технологии или качества изделий, а взаимодействовать по «полному циклу» – как вывести товар на рынок, произвести его брэндинг, когда, как и где лучше начать производство и продажи, а когда следует переходить на другие виды деятельности.
Кроме того, университет ставит перед собой задачу активизации социокультурной жизни региона через проведение множества интересных проектов.