Вятская витрина: для товаропроизводителей Кировской области нашли новую площадку
Место с пробой
Проект практически на этапе запуска. Сейчас необходимо окончательно понять запросы и потребности потенциальных участников. Чтобы озвучить организационные моменты, услышать пожелания предпринимательского сообщества, представители организаторов проекта – регионального министерства промышленности, предпринимательства и торговли и Вятской ТПП – собрались для диалога с бизнесом на площадке центра «Мой бизнес». На встрече в режиме ВКС присутствовали и районы Кировской области, так как именно производители из муниципалитетов – ключевые адресаты проекта по созданию единой торговой площадки для вятских производителей, не имеющих отрегулированных рынков сбыта.
Площадкой выбран второй этаж ТРЦ «Время простора» на Щорса, 95 в Кирове.
— На этой площадке у нас есть опыт проведения ежегодного форума-ярмарки «Кладовая ремесел», где в выходные дни представлены изделия народных художественных промыслов и ремесел. Трафик в выходные хороший. Гостей много из Кирова, Кировской области. Приезжают из других регионов. Знакомый формат работы для самого ТРЦ, части предпринимателей и Вятской ТПП, которая выступает оператором «Кладовой ремесел». Она же является оператором нашего нового проекта по созданию единой торговой площадки, где смогут реализовывать свою продукцию производители Кировской области. Только мы уже не ограничиваемся сферой НХП, – прокомментировала замминистра промышленности, предпринимательства и торговли региона Лариса Агалакова.
Она добавила, что сейчас рассматриваются разные варианты работы площадки как в режиме выходного дня, так и ежедневном. Безусловно, правильнее, чтобы проект сразу запустился на постоянной основе и в ежедневном режиме.
Что предлагается участникам
— Будет сделана стандартная застройка выставочным оборудованием. Минимальная площадь стенда – 4 квадратных метра, размеры согласовываются индивидуально в зависимости от потребности и запросов участников. Есть возможность крупногабаритные товары выставить в свободном пространстве, в зоне без застройки, – сообщила подробности директор департамента по работе с членами Вятской ТПП Елена Пономарева.
Она добавила, что здесь же, на 2-м этаже, есть кафе, что немаловажно как для участников, так и посетителей. Все удобства в зоне видимости.
— С торговым центром достигнута договоренность, что предприниматели встают здесь без арендной платы, – продолжила Лариса Агалакова.
Но ежемесячный взнос подразумевается. На первоначальном этапе – на стадии запуска – 5 тысяч рублей. Независимо от того, будет участник работать только по выходным или ежедневно. На сумму взноса не влияют и размеры стенда.
— В эту стоимость входит предоставление выставочной площади, подведение электричества, освещение, уборка, охрана, проведение рекламной кампании, – сообщила Елена Пономарева.
Лариса Агалакова подчеркнула, что среди участников рассматриваются только производители работ, товаров и услуг. Размещение посредников не предусмотрено.
— К участию приглашены предприятия и организации разных сфер деятельности. Однако есть ограничение для производителей продуктов питания: можно продавать все, за исключением мясной, молочной и рыбной продукции, – продолжила Пономарева.
По вопросу реализации фермерской продукции организаторы пообещали решить вопрос с представителями ТРЦ.
Оформление места – задача самого участника. Единые стилевые элементы будут, к примеру, по вывескам и стандартному оборудованию, которое предоставляет оператор проекта. Остальное оформление зависит от участника. Еще одно пожелание-требование: чтобы место не пустовало.
Во время обсуждения прозвучало предложение разделить участников, которые готовы работать на стенде ежедневно, и тех, кто решит выставляться только в режиме выходного дня. Также четко будет проведено зонирование площадей. Условно, продавцы продуктов точно не будут располагаться рядом с производителями мебели.
Работа площадки будет носить смешанный, ярмарочно-выставочный формат. Это возможность и продажи продукции, и презентации предприятий, товаров, работ и услуг.
Алексей Чепцов: «Эта площадка будет хорошим фундаментом для начала бизнеса самозанятых. Может ли он на постоянной основе выставлять свою продукцию через кластеры, которые заключают договор с оператором?»
Пообещали организаторы и элементы праздника.
— Поэтому по крайней мере по выходным дням планируется проведение концертов, выступления творческих коллективов. И мы предлагаем районам рассмотреть возможность представить свой потенциал – промышленный, туристический, культурный и т. д. Это привлечет внимание посетителей и разнообразит проект, – пояснила Лариса Агалакова.
Предложение от бизнеса
Во время обсуждения прозвучало много вопросов, но и немало конструктивных предложений. Ряд из них удалось проработать тут же. Так, директор управляющей компании и председатель Совета регионального туристско-рекреационного кластера Алексей Чепцов поинтересовался о возможностях привлечения к проекту самозанятых:
— Эта площадка будет хорошим фундаментом для начала их бизнеса. Может ли самозанятый на постоянной основе выставлять свою продукцию, к примеру, через управляющую компанию кластера? Чтобы договор с оператором заключал кластер?
— Вам выделяется площадь под конкретные потребности, вы сами вправе решать, кого привлекать. Привлечение через кластер приветствуется, – прокомментировала Елена Пономарева.
Елена Пономарева: «Вам выделяется площадь под конкретные потребности, вы сами вправе решать, кого привлекать. Привлечение через кластер приветствуется».
— Самозанятый может и сам торговать, – добавили участники мероприятия.
— Они могут и скооперироваться: несколько самозанятых на одну стойку и работать по очереди, – прозвучало еще одно из предложений.
Отвечая на вопрос представителя шоколадной фабрики «Криолло» о возможности проводить на площадке мастер-классы по изготовлению пищевой продукции, представитель оператора заверила, что «это только приветствуется, будет привлекать внимание посетителей, особенно в выходные дни». Конкретно по таким мастер-классам информацию еще раз обговорят с ТРЦ.
Предприниматель Лев Саламатов в качестве одного из своих предложений озвучил тему создания «показательной витрины» региональных производителей. В этом случае в качестве участников приглашать тех, кто удостоен каких-либо знаков качества. Назвать, к примеру, «100 лучших товаров».
— В качестве бонуса, приза за хорошее качество продукции приглашать этих производителей. Все будут стремиться получить такой бонус, – озвучил идею Саламатов.
— У проекта «100 лучших товаров» все-таки другая цель. У нас задача – максимально показать возможности наших производителей. Не будем брать на себя право их отбора, дадим возможность поучаствовать всем желающим, – прокомментировала Елена Пономарева.
Продолжая тему создания «единой демонстрационной витрины» для представления местной продукции как жителям, так и гостям города, Лариса Агалакова отметила, что это задача для работы министерства. –
Соглашусь, что у нас не хватает единого выставочного центра на территории региона, чтобы демонстрировать возможности производителей. В этом ключе продолжим работу, – сказала замминистра, не исключив участие и в федеральных программах.
Среди других прозвучавших предложений – проработать вопросы о размещении рекламы о работе торговой площадки в аэропорту «Победилово», чтобы прилетевшие гости сразу знали, где находится ближайшая точка по продвижению товаров местных производителей и на обратном пути смогли заехать.
Напомнили на мероприятии и о планах региональных властей по созданию у Дома народного творчества стационарной ярмарки. Деньги в бюджет на следующий год уже заложены. Для участников, готовых работать в ТРЦ только в выходные дни, предложили рассмотреть вариант работы на таких ярмарках. Постоянным – во «Время простора».
Окончательный формат работы обсуждается, еще раз подчеркнули организаторы проекта. Сейчас необходимо собрать все заявки от потенциальных участников, выявить их потребности в площадях, ассортимент продукции, график работы. Исходя из имеющихся заявок предварительно застройку выставочными стендами уже распланировали.
Коротко
ЧЕМ ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?
— Есть ли ограничения по числу участников?
— Пока нет. ТРЦ предоставляет общую площадь более 3 тысяч кв. м. Исходя из опыта проведения «Кладовой ремесел», вместимость площадки по минимальной площади (по 4 кв. метра) выставочных стендов – более 100 участников. Это без учета того, что параллельно на площадке проводятся мастер-классы, развлекательные мероприятия, организовываются фото-зоны. Разместить можно большое количество, сейчас анализируем запросы и потребности по габаритам экспозиции: кому-то надо 4 метра, кому-то 10, кому-то 30, к примеру, для мебели.
— Пищевую продукцию с витрин надо каждый вечер убирать, чтобы никуда не делась?
— Из опыта работы «Кладовой ремесел», где выставляется в том числе очень мелкий товар, случаев вандализма не происходило. ТРЦ берет на себя обязательства по сохранности нашего имущества в нерабочее время. Вся площадка оснащена камерами. В 22 часа магазин закрывается, все остается под камерами. С 19 до 22 часов выставочное пространство перегораживается. Есть охранники.
— Занимаемся производством одежды. Для нас площадка интересна для выхода в оффлайн. Оборудование должно быть свое?
— Общее – стандартные выставочные панели – предоставляет оператор. Специализированное, к примеру, цепочки для одежды или манекены, нужно приобретать самим. Оператор подскажет, как это сделать с минимальными затратами.
— Возможна ли продажа кондитерских изделий, для которых требуются специализированные холодильные витрины?
— ТРЦ этого не запрещает, но нужно устанавливать свою витрину: у оператора такого специализированного оборудования нет.
— Как быть с примерочными?
— Как правило, примерочная организуется прямо на стенде, по месту покупки. С этим проблем не возникает, что в том числе не раз показывала и «Кладовая ремесел», где также реализуют продукцию легкой промышленности.
— Может ли производитель мебели для дома и дачи организовать шоу-рум?
— Вполне. Всю продукцию выставить не сможет, но какую-то в качестве образцов, конечно. И на месте работать с клиентами.
— Вопрос по наличию интернета. Важен, особенно для тех, кто работает не с переносными, а со стационарными кассами, интегрированными, допустим, в 1С. На них нельзя работать по Wi-Fi, обязательно нужен шнур.
— Вопрос проработаем с ТРЦ как по онлайн-кассам, так и по другим моментам: по подключению к «Меркурию» или по продукции, подлежащей маркировке. Один раз подключали в рамках проведения выставки «Губернское качество». Это было разовое мероприятие выходного дня. Все получилось. Отработаем.
— Товар надо привезти, распаковать. Это на глазах покупателей?
— Заносится через отдельный вход. Есть вспомогательные помещения, где можно товар распаковать, разместить коробки. Понятно, огромный склад под мебель не выделят, но одежду, нескоропортящиеся продукты в коробках разместить вполне реально.
— Чем будет заниматься оператор?
— Организационными вопросами – взаимодействием с участниками проекта, в том числе представителями ТРЦ, застройкой выставочных площадей, обеспечением работы, организацией рекламной кампании.
— Торговую точку можно получить в любое время или заявляться надо именно сейчас?
— Лучше сейчас. Может получиться так, что мест на всех не хватит, потому что рекламная кампания будет широкой.
— У нас столярная мастерская. А если продажи не пойдут?
— Соглашение с оператором можно расторгнуть. Оно заключается на месяц. Если продаж не будет, вы вправе отказаться от места, поставим другого участника.
— Какова долгосрочность проекта?
— Надеемся, что станет постоянно действующим.
Мнения
Елена Кувшинова, директор ремесленного предприятия «Азимут»
«У нас есть опыт работы в этом районе, в том числе во «Время простора» и на «ЭкоЯрмарке» (оттуда из-за смены формата работы ТЦ нам пришлось съехать). Продажи неплохие. Самые удачные для торговли дни конкретно во «Время простора» – пятница, суббота и воскресенье. Огромный трафик посетителей! Понедельник и вторник покупателей минимум, среда и четверг – «промежуточные» дни, день на день не приходится.
Хочу найти единомышленников и предложить организаторам рассмотреть возможность работать, к примеру, по 4 дня, – с четверга по воскресенье. Содержать полноценный штат продавцов всю неделю тяжело. Мы просчитывали затраты. Средняя зарплата продавца по Кирову – 1200 руб. в день, за 4 дня работы – примерно 25 тысяч в месяц. 5 тысяч – организационный сбор. Если говорить усредненно (у каждого предприятия свои наценки и маржинальность), нам для окупаемости участия в проекте нужно продать товара примерно на 70 тысяч в месяц. Цифра не астрономическая и не запредельная. Если работать исключительно в формате выставки, чтобы менеджер только принимал заказы, по финансам тяжеловато. А если одновременно презентовать продукцию, формировать заказы и реализовывать, проект может оказаться очень удобным и выгодным. Плюсы в этой площадке точно есть, надо пробовать».
Лариса Агалакова, заместитель министра промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области
«Планируем запуск проекта в середине ноября. Собираем все заявки, анализируем и тогда принимаем решение по формату работы. Хотим успеть запустить перед новогодними и рождественскими праздниками, чтобы позиционировать темы приобретения подарков, продуктов для праздничного стола на единой торговой площадке от местных производителей. Можно и в рекламе использовать слоганы формата «Накрой новогодний стол вятскими продуктами» или «Купи вятские подарки». Для привлечения трафика задействуем все ресурсы министерства, оператора, каждый из участников тоже поможет привлечь аудиторию через те же соцсети. Старт в преддверии новогодних праздников, думаю, может получиться очень неплохим. По районам готовы дополнительно привлекать посетителей, в том числе за счет дополнительной демонстрации на площадке потенциала муниципальных образований. Поэтому еще раз обращаюсь к коллегам из районов, курирующим предпринимательство и торговлю: отработайте тему с предпринимателями, агентами «Моего бизнеса», координационными группами. Они могут не знать о готовящемся проекте, а проект делается именно для них».