Здесь будет город-сад?
04.10.2015 14:11:00
4434
0
Смогут ли кировские парки развиваться и что мешает инвесторам вкладывать деньги в парковые территории?
Киров с завистью наблюдает, как у соседей пышным цветом расцветают сады и парки. Будет ли и у нас когда-нибудь город-сад, смогут ли кировские парки развиваться и что мешает инвесторам вкладывать деньги в парковые территории? Об этом в минувшую среду говорили гости радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» в программе «Разворот на бизнес».
Первые с конца
Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»:
- Почему мы взяли эту тему? Если позволите, я оттолкнусь от рейтинга экологического развития городов России за 2014 год, опубликованного Министерством природы. Там есть такой критерий, как «доля искусственных рекреационных территорий в отношении к доле промышленных и неиспользуемых городских территорий». Так вот, друзья мои, город Киров возглавляет рейтинг худших по этому критерию городов. Это печально. Тем более, что в последнее время в российских городах парки развиваются какими-то жуткими (в хорошем смысле) темпами, туда заходят инвестиции, строится инфраструктура, а города хвастаются друг перед другом тем, как они увеличили количество зеленых зон, сколько стало аттракционов, мест для отдыха. Приведу данные по Кирову: у нас 500 га зеленых насаждений, 16 парков и 100 скверов. А мне интересно, как они используются?
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
- Главный вопрос вот в чем — как управлять этими зелеными зонами? Можно благоустраивать их с помощью бюджета. Но есть достаточно успешные примеры в других городах, когда парки и зеленые зоны отдаются в долгосрочную аренду частным структурам и прекрасно развиваются.
Юрий Лимонов, ведущий специалист сектора по связям с общественностью «Кировские коммунальные системы»:
- У компании ККС семь лет находится в оперативном управлении парк «Аполло». ККС обеспечивают содержание этого парка (уборка территории, освещение, охрана), и за год эти расходы составляют примерно миллион рублей. Так что для нас это не бизнес. Это социальная ответственность нашего предприятия. За последние годы нами инициированы проекты, которые позволили вывести парк на новый уровень. Так, полтора года назад совместно с общественной организацией «Мир без границ» был создан проект «Вместе получится», направленный на создание детской площадки в парке «Аполло».
Светлана Занько:
- Я помню эту историю. Вы тогда «кинули клич» на сбор денег для строительства площадки. Сначала эта площадка должна была стоить 700 тысяч, но впоследствии ее пересчитали, и стоимость выросла до полутора миллионов. Люди откликнулись. Тем не менее никакие бизнес-структуры за семь лет не сказали: «Давайте мы вам поможем, пусть парк «Аполло» наконец-то станет настоящим функционирующим парком, а мы еще и денег на этом заработаем». Не было такого?
Юрий Лимонов:
- Нет. Почему-то бизнес не идет.
Олег Прохоренко:
- Небольшой экскурс в историю. Я до эфира поговорил с Андреем Петровых, руководителем компании «Два Андрея». Два года эта небольшая компания ухаживала за парком, пыталась заключить долгосрочный договор аренды парка, однако безуспешно. Андрей Петровых тоже призывал предпринимателей присоединиться, потому что своими силами он мог только поддерживать парк (прибирать на субботниках, охранять), но не развивать. Да, там появились малые архитектурные формы — чудесные жирафы - и даже был каток. Но концептуально продвинуться дальше он, к сожалению, не смог, поэтому вынужден был отказаться от этой затеи.
Равнение на «Порошино»
Светлана Занько:
- У нас в студии Ирина Колчина, PR-директор СТК «Порошино». Ирина, сегодня СТК «Порошино» - это прибыльное предприятие?
Ирина Колчина:
- Думаю, что да. Более прибыльное — зимой, но мы работаем над тем, чтобы и летом было интересно к нам приехать.
Геннадий Плехов, начальник теруправления по Нововятскому району г. Кирова:
- Могу подтвердить, что «Порошино» успешно развивается и может служить примером для других парков.
Олег Прохоренко:
- При том, что до «Порошино» надо еще добраться...
Геннадий Плехов:
- Если будет создана инфраструктура, такая, какая имеется сейчас в «Порошино», любая территория будет пользоваться успехом.
Светлана Занько:
- То есть вы со мной согласны: если есть инфраструктура - парк развивается, и тогда снимается вопрос, где взять деньги на уход за парком. Денег же не так много, как я понимаю? Сколько денег по Нововятскому району?
Геннадий Плехов:
- У нас 29 зон отдыха. Некоторые имеют статус парков. На зеленые зоны мы тратим около миллиона рублей. Но зеленые зоны — это не только парки и скверы, это и цветники, и газоны.
Светлана Занько:
- Это все, что есть в смете на 60 гектаров.
Геннадий Плехов:
- Это текущее содержание. Ни о каком развитии никто не говорит. Что касается привлечения средств, то есть еще один источник — население. Население помогает через проект поддержки местных инициатив. У нас в Радужном реализовано два проекта с участием населения, на будущий год мы заявляем два проекта.
Светлана Занько:
- У нас на связи Наталья Назарович, директор «Бэта» - компании, в управлении которой еще недавно был «Александровский сад».
Олег Прохоренко:
- Наталья, рассматривали ли вы парк как бизнес или это была скорее социальная нагрузка?
Наталья Назарович:
- Это был социальный проект. Когда в 2006 году мы заключили с теруправлением договор на совместное содержание и использование парка, мы ставили перед собой определенные задачи. Это, во-первых, санитарная очистка, приборка территории парка. Во-вторых, мы хотели сделать парк привлекательным с точки зрения коммерческих структур. В-третьих, мы хотели сделать парк любимым, значимым в городе местом для семейного отдыха. В 2012 году задачи эти были успешно выполнены.
Светлана Занько:
- Почему вы ушли?
Наталья Назарович:
- Задачи, которые были поставлены, выполнены. Следующий этап развития парковой культуры виделся нам в создании единого управленческого органа, так как сегодня есть спорные моменты, за которые не отвечает практически никто. Например, инженерные, коммунальные сети и т. д. Мы смотрели, как ведется парковое хозяйство в других городах (Ярославль, Нижний Новгород, Пермь): везде парковое хозяйство выделено в отдельную муниципальную службу.
Светлана Занько:
- А вообще мог бы быть интересным парковый такой бизнес предпринимателям?
Наталья Назарович:
- Конечно, да. Любой бизнес всегда интересен, если человек в нем живет.
Светлана Занько:
- Ваше предприятие рассматривало Александровский сад как бизнес-объект?
Наталья Назарович:
- Нет.
Светлана Занько:
- Вот смотрите, Наталья Назарович не рассматривает Александровский сад как бизнес, ККС не рассматривает парк «Аполло» как бизнес. А в перерыве мы выяснили, что часть СТК «Порошино» является частной собственностью, и Геннадий Иванович прокомментировал «Вот поэтому и развивается».
Геннадий Плехов:
- Ну не только поэтому. Мое видение: должна быть долгосрочная аренда и уверенность бизнеса, что он будет работать 10-15 лет и никто ему не помешает.
Аренда навсегда
Олег Прохоренко:
- Позвольте я приведу пример других городов. В частности, на форуме Сочи -2015 Ростовская область представит успешные проекты по развитию городских парков на условиях государственно-частного партнерства. Я удивился цифрам. Парк имени Октябрьской революции с 2002 года управляется холдингом «Группа Агроком». За это время они вложили в парк 460 млн рублей. Еще один парк с 2003 года находится в долгосрочной аренде ростовской компании «МиФ», которая вложила за это время более 500 млн рублей. Третий крупный ростовский парк тоже готовится к передаче в в концессию.
Светлана Занько:
- Когда говорят, что Киров отстает от других городов лет на семь, это так и есть. В Ростове парками управляют 12 лет, у нас «Порошино» активно развивается пять лет. Мы сначала семь лет смотрим, и только потом начинаем копошиться.
Олег Прохоренко:
- Конечно, сравнивать Киров и Ростов сложно. Ростов — город-милионник
Светлана Занько:
- Ну хорошо, давай возьмем Великий Новгород... (не велик город Великий Новогород). У них есть отдельное муниципальное учреждение, которое так и называется - «Парки Великого Новгорода». Там есть все — информация для граждан, концепции, иллюстрации, исторические справки, информация для инвесторов — кто, куда и с чем может зайти. То же самое в Туле, там есть государственное учреждение «Тульские парки» при Правительстве Тульской области.
Олег Прохоренко:
- Действительно должно быть единое управление, какая-то муниципальная управляющая компания, у которой есть право передавать парки в долгосрочную аренду добросовестным предпринимателям.
Светлана Занько:
- Итак, мы с Олегом выяснили, что везде, где развивается парковая инфраструктура, везде — ГЧП и долгосрочная аренда. Тем не менее сейчас в Кирове 16 парков, все парки распределены между теруправлениями. Что вы можете и чего не можете? И чего бы хотелось, какой инструментарий иметь в руках, чтобы парки развивались?
Геннадий Плехов:
- Сейчас идет паспортизация объектов. Каждый такой объект должен иметь бизнес-проект развития, а в дальнейшем на конкурсной основе это должно быть предложено бизнесу. Мы двигаемся в этом направлении.
Светлана Занько:
- А будет подниматься вопрос о предоставлении долгосрочной аренды?
Геннадий Плехов:
- Это одно из условий развития парков. Это мое мнение. И парки надо передавать не в аренду, а в оперативное управление на 10 - 15 лет.
Железные перспективы Дендропарка
Светлана Занько:
- К нам подключается Юрий Захаров, генеральный директор девелоперской компании «Железно». Ваша компания не занимается парками как таковыми, вы только строите там объекты и продаете их. Так, ваш проект «Ёлки-парк» граничит с Дендропарком.
Юрий Захаров:
- Мы планируем в Дендропарке проводить мероприятия, которые позволят сделать пребывание в парке комфортным: сделать нормальные лыжные, пешие трассы, укрепить дорожное покрытие, поставить скамейки, лавочки, сделать хорошую лужайку, на которой можно поваляться летом, сделать вай-фай. И ключевое мероприятие — освещение. Сейчас Дендрапарк практически не используется в зимнее время, потому что там просто темно.
Олег Прохоренко:
- Каков вообще интерес компании «Железно» в том, чтобы взять шефство над Дендропарком?
Юрий Захаров:
- Когда мы думали, какие возможности досуга мы можем дать будущим владельцам квартир-домов в поселке «Ёлки-парк», мы увидели огромный потенциал использования Дендропарка с точки зрения рекреационной зоны.
Светлана Занько:
- Что ведет к повышению цены на объекты, которые вы строите...
Юрий Захаров:
- Безусловно, есть и коммерческая цель. Но когда мы начали заниматься этим вопросом серьезно, поняли и свою социальную миссию.
Светлана Занько:
- Дело в том, что и ККС, и «Бэта» говорят, что парк — это социальная нагрузка. И даже если бросить клич, как это сделали ККС, даже если люди откликнутся, чтобы благоустроить такую огромную территорию, как Дендропарк — не хватит денег. Как вообще это должно быть устроено?
Геннадий Плехов:
- В первую очередь собственник данного объекта должен быть заинтересован. Тогда вопросы решаются. Область отказала в передаче Дендропарка в муниципальную собственность. Хотя в городе уже не один год есть видение развития Дендропарка — планировалось и дорожки привести в порядок, и освещение, без ущерба природе.
Светлана Занько:
- Вы помните какие радужные надежды были у горадминистрации в связи с юбилеем Кирова в 2024 году? Тогда были представлены планы по благоустройству Кирова — набережная вдоль всей реки Вятки вплоть до Нововятска, велосипедные и пешеходные зоны, лужайки, канатная дорога в Заречный парк. Все разработано, 3D-графика... Денег не дали. Но объекты-то остались. И за это время я не слышала, чтобы бизнес сказал: «Бог с ними, с федеральными деньгами. Давайте двигать этот вопрос».
Геннадий Плехов:
- Все эти проекты требуют больших финансовых вложений. Город дал предложение бизнесу и населению. Давайте вместе решать вопросы.
Светлана Занько:
- Друзья, у меня сложилось ощущение, что в ближайшее энное количество лет в городе не возникнет современного, полностью укомплектованного парка отдыха и развлечений.
Олег Прохоренко:
- Для этого надо, чтобы зашел крупный инвестор.
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com