Без границ
Интервью с основателем компании «Soundtrade» Андреем Дмитриевым.
«Они там с Америкой работают ... вообще толковые ребята», - напутствует знакомый бизнесмен, отправляя меня в компанию «Soundtrade» знакомиться с человеком, который породил этот мини-завод по производству мини-песен и мини-фильмов. Все, что известно про Андрея Дмитриева, умещается в две строки короткого досье: 28 лет, «филигранно владеет фортепиано, играет на гитаре, обладает идеальным слухом», помимо рекламного агентства на пару с компаньоном владеет ночным клубом и еще рядом рекламных компаний. Вместе с фотографом отправляемся выяснять, как построить бизнес «с нуля», без вложений и за пару лет сделать его виртуально-безграничным.
Летучий муравейник
- Забрались, блин, в самую... пятую точку мира. Не вывесок, ничего, - вырывается вопль негодования из груди фотографа после пятнадцатиминутных поисков офиса «Soundtrade» во дворе дома.
Наконец, выруливаем к железной лестнице «пожарного» типа, ведущей на второй этаж... или на чердак. Интуитивно догадываюсь: вот она, альма-матер рекламного звука и видео.
Вывесок нет. Лестница живет, кажется, своей жизнью: периодически из окна на нее свешиваются тела мужчин. Что-то ремонтируют. Все вокруг пронизано звуками работающего перфоратора. То и дело на лестнице появляются шумные курящие компании, обсуждают перспективы хлебного бизнеса и провожают взглядами молодых особ в открытых летних платьях. Лето же.
Жарко.
Поднимаемся (воображение в это время рисует красочную картину обрушения лестницы: многочисленные жертвы, кровь, скорая...). Андрея в офисе нет и где он - симпатичный менеджер не в курсе. Ждем.
- А что они делают? - от скуки интересуется фотограф.
- Видеоролики, аудиоролики... рекламу, в общем, делают, - коротко отвечаю. Фотограф мрачнеет окончательно.
- А вы посмотрите, у нас вон там в переговорной 3D- телевизор поставили, ни у кого такого нет. Можно смотреть 3D без очков! - Пытается переключить наше внимание все тот же симпатичный менеджер. - И на беспорядок, пожалуйста, внимания не обращайте. Ремонт. Расширяемся.
На полу в офисе в хаотичном порядке расположились неизвестные моему девичьему глазу инструменты. Одинокая серая растянутая кофта удобно устроилась на вешалке. Со второго этажа (второй ярус специальной конструкции) из-под стола игриво свешивается чья-то голая ступня. Душно. Многолюдно. Периодически мимо проплывают «лица из телевизора». На столах нет практически ничего, кроме ноутбуков. Такое ощущение, что завтра весь этот дружный муравейник снимется с места и куда-то улетит.
В цитадели звука
Андрей Дмитриев появляется в дверях офиса прилично опоздав. Черная футболка, легкая небритость, милая улыбка, слегка уставший вид.
- Дрон! - окликивает Андрея бойкий юноша, но не дождавшись внимания к своей персоне, живо удаляется.
- У меня сегодня какой-то сумасшедший день, извините... пойдемте, я вам тут все покажу, - приветствует нас Андрей и завлекает в цитадель своего звукового королевства - производственный отдел. - Здесь у нас композитор, Евгений. Музыку пишет.
Специальная кабинка для записи голоса диктора, живой музыки и, может, еще чего-то. Гитара, синтезатор, наушники, компьютер... пачка «Пемолюкса». Зачем она тут, выяснить не удается.
- Это видеодизайнеры, они же занимаются 3D-графикой, - продолжает экскурсию Андрей.
Два уткнувшихся в компьютеры парня в ответ награждают нас полуулыбкой, почти не отрываясь от дел.
- Здесь же место звукорежиссера. Он сейчас у нас на обеде.
- На обеде в 16 часов?
- Да, у нас плавающий график.
В этом небольшом тихом помещении, запрятанном в глубине офиса, происходит обработка снятого видео, записанного звука, здесь создают графические эффекты. Чуть ближе к людям - креативный отдел, «мозг» компании. Тут «живут» идеи, дизайнеры, царит атмосфера легкого хаоса, а заправляет всем этим Роман Веселков, креативный директор. Совсем близко к выходу обитают менеджеры.
На первом этаже фотовидеостудия «Масква». Почему «Масква»? «Потому что на улице «Маасковской» (произносится на столичный манер).
- Единственная в городе студия с аквасъемкой, - оживляется наш фотограф.
Нас приветствует местный фотограф Владимир. Он здесь всем заправляет и даже лично красил красной краской «вот эту стену» в соответствие с красным логотипом. В студии кружочком сидят люди, что-то обсуждают, записывают.
- У нас у единственных в городе ьакой площади хромокейное покрытие не только на задней стене, но и на полу, - гордо заявляет Андрей.
То есть ребята могут снять какого-то персонажа, а потом вырезать его и подставить совершенно любой фон.
- Можно вот вас, например, подцепить сюда, - Андрей показывает на специальные крепления под потолком, - и снять как супермена. Хотите полетать? Или можно организовать дождь: сверху из душа поливает вода, а на полу устанавливается надувной бассейн.
Живо представляю как болтаюсь мокрая под потолком и вежливо отказываюсь от заманчивого предложения.
Мини-кино
Возвращаемся в «цитадель», занимаем временно-пустующее место композитора Евгения и в окружении музыкальных инструментов продолжаем разговор... о музыкальных инструментах.
Андрей с 6 лет играл на фортепиано, с детства писал музыку. Потом поступил в институт на экономиста (ВятГУ, СЭФ), и даже закончил его с красным дипломом, но музыка взяла свое. Еще будучи студентом, Андрей сдружился с радиотусовкой. Ребята предложили ему попробовать делать рекламные аудиоролики. Он попробовал. Первый ролик был записан в 2003 году. Потом появился человек, умеющий делать видеоролики. Еще чуть позже «подельники» наткнулись на сайт одной питерской компании, которая продавала аудиоролики через Интернет, и решили сделать нечто подобное. Записывали кировских дикторов дома и отправляли ролики в другие города. Так начинался «Soundtrade» (торговля звуком, если по-нашему).
- Для того, чтобы начать, нужно-то было всего ничего: компьютер, голова и какая-то минимальная техника, - рассказывает Андрей. - Может быть, тысяч 50 вложили.
Сняли небольшой офис, оборудовали кабинку для записи, набрали команду, параллельно развивали видео-направление. С первым компаньоном, правда, пути разошлись. Зато в 2008 году на горизонте появился Илья Баранов, который прибрал к рукам всю коммерческую часть работы.
- Я человек творческий, выступаю как генеральный продюсер: слежу за проектами, вмешиваюсь в производство, - поясняет Андрей. - Раньше заказчики нас сами находили. Илья предложил систему активных продаж. И это сработало. Если нас изначально было 3 человека, то сейчас больше двадцати. А вообще ежемесячно получают зарплату около140 человек. Подрядчики, актеры, визажисты... Только дикторов примерно 40 - кировские и из других городов. Работа налажена удаленно. Дикторы у себя в городе записывают текст и скидывают нам файл.
Все строго структурировано: сначала разрабатывается идея ролика, потом прописывается сценарий, затем делается раскадровка или по иному "сториборд" (весь будущий ролик раскладывают на кадры). Только после того, как раскадровка и другие моменты согласованы с заказчиком, начинаются съемки.
- Таким образом, мы исключаем вариант переделок и недопониманий с клиентом. Чтобы после съемок не выяснилось, что актер должен быть в белой рубашке, а он пришел в зеленой, - улыбается Андрей.
За несколько лет бизнес поглотил более 3-х миллионов рублей. О рентабельности Дмитриев не распространяется, уточняя: «это дело точно не прибыльнее, чем наркотики».
- Мне просто это нравится. Каждый раз мы записываем мини-песню, снимаем мини-фильм. Все время возникают задачи, которые раньше нами не решались. Например, съемка с параплана.
Не прижился в «системе»
Мимо проскальзывает композитор Евгений, спрашивает, долго ли мы собираемся беседовать за его столом? Андрей отправляет его «покурить» и мы продолжаем:
- Сейчас каждый первый жалуется, что реклама все вокруг заполонила. Не смущает такое отношение к делу, которым ты занимаешься?
- Действительно есть реклама, которая заполоняет. А есть реклама, которую можно сравнить с произведением искусства. Мы, кстати, недавно организовывали фестиваль «Каннские львы в Кирове» и конкурс рекламных роликов.
- И вы же и выиграли.
- Все было по-честному.
- Андрей, а с рынком что происходит? Очнулся?
- Федеральный рынок сейчас растет. В Кирове тоже есть подъем, но не такой существенный. У нас ментальность особенная, не принято серьезно относиться к рекламе.
- Так может лучше было стать музыкантом?
- Мне предлагали. Но это не мое все-таки. Поэтому я и учиться пошел в институт на управленческую специальность.
- Подожди, ты вообще не был наемным работником?
- 4 года целых был. Параллельно с учебой в институте работал помощником главного федерального инспектора, тогда еще Валентина Пугача.
- Вот как...
Евгений возвращается и нарочито кашляет... видимо, небольшая надежда заполучить свое рабочее место назад у него все еще остается.
- Я тогда понял, что госслужба - это немного не мое, - спокойно продолжает Андрей, будто бы в упор не замечая намеков. - Хотя это была серьезная школа. Взять хотя бы уровень людей, с которыми приходилось общаться. С Путиным довелось за руку здороваться. Теперь когда необходимо вести переговоры с директорами заводов, у меня нет абсолютно никакого страха. В ГФИ было по-своему интересно. Мы реально сдвигали с места некоторые вопросы. Например, когда поселок замерзает, мы «пинаем» правительство, а они и знать не знают о проблеме. Сначала я там работал за идею, потом за 2000 рублей. Дослужился до руководителя аппарата. Но перспектив в системе для себя не увидел. Или надо было идти в правительство специалистом 1 категории и ждать 4 года пока тебе дадут приличную зарплату, или что-то менять.
- А что, был бы сейчас вместо Береснева... - подзадориваю я Андрея. В ответ он только смеется.
- Сама система мне не совсем нравится. Обычно приходит новый руководитель, подбирает команду «под себя», а тебя могут подвинуть. А если тебе 40 лет? В бизнесе ты сам за все отвечаешь. Правда, из-за этой ответственности я уже третий год не могу в отпуск уйти.
- Что и на 2 недели невозможно оставить бизнес?
- Пока нельзя. Все время появляются какие-то новые вещи. К тому же этот бизнес, слава богу, не единственный. Одно из наших новых направлений - интернет-агентство по размещению рекламы в Интернете. Интернет реклама сейчас, кстати, самая действенная. Люди ищут информацию в поисковиках и если их устраивает предложение, им не важно, где вы находитесь. Мы так же работаем. К нам обращаются даже из Владивостока. Есть постоянный клиент в Нью-Йорке. Так же работаем с некоторыми московскими агентствами. Если ставить флажки - то жители более чем 130 городов России, СНГ и зарубежья хоть раз что-то у нас заказывали.
- Соотношение кировских и не кировских заказчиков что из себя представляет?
- 60% на 40%. Варьируется в ту и другую сторону.
Управлять временем
Под композиторским напором все же освобождаем музыкальную мастерскую и спускаемся в переговорную с тем самым легендарным 3D телевизором. По пути Андрей рассказывает что в офисе вот-вот доделают ремонт и уж тогда тут будет что показать. Напротив креативного отдела, например, появится портрет Че Гевары.
- Свободу пропагандируете?
- Определенный уровень дисциплины у нас есть, разумеется, но у творческих сотрудников достаточно свободный график работы. Они же не клерки, которые трудятся с 8 до 5. Идея может прийти к человеку в 12 ночи. Композитор может до утра писать музыку... И приходит на следующий день к обеду. Главное условие - проект должен быть сделан качественно и вовремя.
Насчет времени. Тут же, в переговорной, замечаю открытый ноутбук, на мониторе которого красуется пестрый забитый под завязку событиями googl-календарь. С его помощью, видимо, здесь управляют временем всех сотрудников.
- У нас все им пользуются, - говорит Андрей - Человек, приходя утром на работу, нажимает две кнопки и узнает, что он сегодня должен сделать. Все запланированные мероприятия можно посмотреть, находясь вне офиса, зайдя в календарь с телефона, например.
- Внедрить это в компании было проблематично? Как это происходило?
- Авторитарно. Если человек не понимает, зачем это нужно, он должен прочувствовать на практике. Это удобно, добавляет мобильности. Сейчас мы много работаем над структурированием процессов производства, чтобы исключить человеческий фактор. В ближайших планах - выходить в другие регионы. Нам выгоднее и интереснее работать с заказчиками из крупных городов, в Кирове же планируем работать только с ключевыми клиентами, с людьми, которые понимают, за что платят.
Практика "Soudtrade» показывает - границ не существует. Территориальные границы, по крайней мере, стерты уже начисто. Бизнес прекрасно чувствует себя в едином виртуальном мире, а рекламные ролики курсируют по сети из региона в регион, из страны в страну. Не существует границ между хобби и бизнесом, между бизнесом и жизнью. И, кстати, я не заметила в офисе личного кабинета директора. Зачем? Когда управлять можно по телефону, через Интернет и чуть ли не на телепатическом уровне.
Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com