Бизнес из любви к дереву – материалы газеты
Маленькое чудо
Когда-то, будучи семилетней девочкой, Елена увидела маленькое чудо: у соседа был дорогой снегокат с мягким сиденьем, о котором можно было только мечтать. Дед Лены решил сделать ей и брату снегокат своими руками. И сделал – из старого велосипеда и деревянных лыж. Тогда-то она и поняла, что можно при желании многое создать собственными силами.
Уже подростком с братом и друзьями сколотила деревянный домик. Он больше напоминал большую будку, но в домике умещалось 4-5 человек. Позднее, в 14 лет, был первый домашний ремонт с мамой. Да и с обоими дедушками Елена все время что-то делала-мастерила. А сейчас…
Подставки под цветы и гаджеты, стулья и кресла, кровати, диваны, стеллажи, настенные ключницы, вешалки, держатели туалетной бумаги, органайзеры, предметы домашнего интерьера и многое-многое другое.
Но, конечно же, не все было гладко на пути к собственному делу, которое, как признается предприниматель, еще только начинается.
Поворотный момент
— Да, я работала главным бухгалтером, хорошо зарабатывала, – рассказывает Елена. – Но друзья, к примеру, дарили мне на день рождения лобзики, фрейзеры, шуруповерты. Я ремонты в квартирах помогала делать своим знакомым и родственникам. Несмотря на статусность работы, успешную карьеру, была несчастлива. В декретном отпуске всё изменилось: наконец смогла заняться любимым делом.
Этот период она и называет поворотным моментом. Высвободилось время на то, чтобы подумать и понять, чем на самом деле хочет заниматься в жизни.
Несмотря на все возражения друзей и родственников (многие из которых до сих пор против), Елена оставила прежнюю работу и занялась устройством своего бизнеса.
Этап номер один. Только творчество
— Я понимала, что какой-то период буду без денег, но хотелось быть счастливой, делать что-то вещественное, – рассказывает собеседница. – Поначалу ударились в чистое творчество. Вместе с братом. Мы и сейчас работаем вдвоем. Получим заказ, сделаем, продадим. Это была такая творческая мастерская. Каждый предмет требовал времени – чертежи, эскизы, пробное изделие.
Потом финансовые запасы, накопленные в «прошлой» жизни, начали заканчиваться. Стало ясно, что нужно менять подход – заниматься уже больше бизнесом, а не творчеством. Это было полтора года назад. Пришло и понимание: чтобы развиваться, необходимо выходить на маркетплейсы уже с серийной продукцией, индивидуальные заказы не сработают.
Этап номер два. Стартап
— Отучилась на менеджера маркетплейсов в РАНХиГС в Кирове, – вспоминает Елена. – Зашли на крупнейший маркетплейс страны. Получилось, «картина нарисовалась», начали пробовать. Дело пошло. Пока это только небольшие товары. С большими продолжаем работать по индивидуальным заказам, но и с крупной продукцией скоро выйдем на маркетплейс.
Выход на маркетплейс стал правильным выбором. В Кирове, признается Елена, есть трудности со сбытом – все хотят подешевле. И сейчас на продукцию мастеров есть спрос в Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири.
Пока все изделия производят вдвоем с братом. Но уже совсем скоро, уверена Елена, объемы станут гораздо больше, и тогда понадобятся помощники.
— На старт мы потратили около 300-400 тысяч рублей, – рассказывает собеседница. – Очень помогло то, что многие инструменты у нас уже были, потому что всю жизнь этим занимались. Но в данный момент нужны вливания. Надеюсь на гранты какие-нибудь, на то, что продажи увеличатся.
Этап номер три. Медленное развитие
— Сейчас мы находимся на стадии очень медленного развития, так я это называю, – говорит Елена. – Мешает моя бывшая профессия. Раньше я останавливала руководителей, стелила им соломку. Сейчас сама себя торможу. В бизнесе всегда есть элемент риска. Поэтому вперед мы движемся осторожно, выверенно. Пока мы так, маленькая семейная мастерская, но уже хочу другого масштаба! Планов много. И проблем тоже немало.
Основательница «ПалкинДом» вспоминает, что даже по их небольшому бизнесу ударили в свое время санкции. «Заграничный» клей, которым они пользовались в работе, сначала вообще пропал с полок. Потом появился, но в два-три раза дороже. Недавно нашли аналог из дружественных стран – дешевле на 20-30%.
В последнее время свои коррективы вносит и ослабление рубля:
— Станок фрезерный полгода назад стоил 250 тысяч рублей, сегодня уже 350 тысяч.
Преодолеть себя
— Конечно, были моменты, когда опускались руки, – признается предприниматель. – На протяжении, наверное, первого полугода. Все вокруг убеждали, чтобы вернулась к прежней работе, мол, у тебя дети... Я переломила себя. Окончательно решила сделать всё для того, чтобы мое хобби приносило мне деньги. Чтобы два этих пунктика сошлись вместе. Хоть и пришло понимание, что первый бизнес – это почти стопроцентное временное «нищебродство» (вы там как-нибудь потом по-другому напишите, помягче)...
Денег, по ее словам, сейчас не хватает. Только на зарплату и на дело. О прибыли (тем более большой) пока речи нет. Но это Елену не останавливает. Считает, что это нормально, когда начинаешь-развиваешь свой бизнес. Всё еще будет.
Елена уверена, что в наше время настоящим открытием для тех, кто хочет начать свое дело, стала самозанятость. Именно с этого проще всего пробовать себя в бизнесе, советует она. А уже со временем, расширяясь, можно перейти и на другие формы организации своего дела.
А еще нужно учиться:
— Я сейчас и работник, и руководитель, и бухгалтер, и менеджер в одном лице. Учеба в РАНХиГС очень помогла. Когда нужно было осваивать продвижение в ВК, пришлось преодолевать себя. По натуре я достаточно закрытый человек. Было сложно, но осваивала совершенно новое для себя дело. Даже «вынужденно» стала фотографом. Только для разработки логотипа дизайнера пригласила.
Вместо эпилога
— Подруге кровать сделала. Она мне рассказывает: лежу и трогаю, остановится не могу – так приятно, – с улыбкой говорит Елена. – Мне бы хотелось, чтобы больше деревянных изделий было в домах. А еще хочется проводить мастер-классы, творческие мероприятия для людей. Теперь я знаю, что это тоже будет. Знаю, что всё возможно.