Чтоб пиджак хорошо сидел
Интересный дуэт хореографа и культуролога вдруг решил заняться швейным делом и приодеть наш не очень прогрессивный в этом плане город. Три года назад Алексей Куклин и Мария Вершинина создали производство под собственным брендом «Тua Vittoria» и теперь их одежду заказывают во многих соседних регионах, а иногда и за океаном.
Они не рекламируются, не так широко известны в Кирове, а их офис находится в центре города в подвальном помещении без всяких табличек. Казалось бы, хитрое дело – найти эту фирму. «Дело в том, говорят ребята, - что у нас пока итак хватает клиентов, а что касается таблички, то весной этого года в наш офис въехал «Камаз», полностью сломал нам козырек и завалил весь центральный вход. Будь кто-нибудь во время этого происшествия у входа, ему бы не поздоровилось. Мы все исправили, несмотря на то, что никакой страховки еще не получили, а вот табличку с нашим названием повесить не успели». Зато внутри помещения открывается настоящий модный рай: возле стен стоят вешалки с разными моделями, внизу – обувь, на полочках – даже одежда для маленьких собачек. Комплексный подход к делу. Тут же находится и производство. Но пока мы с ребятами уединяемся в кабинете, чтобы запечатлеть первые вехи истории новоявленного дома моды.
Алексей Куклин: Некоторое время назад в Кирове у нас были знакомые, которые потом переехали в Италию. Они занимались производством одежды, и когда уехали, тоже открыли там небольшой цех. Сначала мы занимались тем, что пытались продать их одежду здесь. Но делать это становилось нелегко, так как приходилось и проходить таможню, и искать знакомых, которые часто летают в Италию. И мы задумались над тем, почему бы нам не открыть собственное производство здесь, в Кирове. Сначала мы опять же у знакомых брали помещение с наемными рабочими в субаренду. Но потом, когда у нас появились первые покупатели, открыли свое производство. Когда пользуешься чьими-то услугами, нет гарантий того, что твои идеи никуда не улетучатся. Это было в 2010 году. Купили оборудование, машины, наняли рабочих. В мае мы открылись, а в июне вышла наша первая коллекция. Сейчас наш основной цех здесь, и есть еще один – небольшой. Но не надо путать – здесь у нас не магазин. Это салон, где люди могут выбрать себе одежду по каталогу и подогнать ее по собственным меркам. Подобный сервис уже давно развит в Европе и в наших больших городах. До Кирова, конечно же, все это доходит с большим опозданием.
БН: О вас практически ничего нигде не слышно?
Алексей Куклин: У нас сложилась своя публика, нам пока широкая реклама не нужна. Тем более мы не сильно ориентируемся на Киров. Вот когда откроем свой магазин... Делать рекламу нужно тогда, когда человек может прийти и выбрать товар, а не тогда, когда он ждет три недели свой заказ. У нас пока так. Мы – прежде всего производственники и работаем от заказа. У нас есть и оптовики из других городов – в Сыктывкаре, Нижнем Новгороде, Мурманске, Казани. Они там продают нашу одежду.
БН: Что за магазин у вас будет и когда?
Мария Вершинина: Мы сталкиваемся с тем, что к нам поступает слишком много заказов и людям долго приходится ждать. Поэтому мы задумались над тем, чтобы открыть свой полноценный бутик, где все размеры каждой модели будут в наличии. Откроем мы его примерно в декабре этого года. Кроме этого, расширим и производство.
БН: Кто разрабатывает идеи ваших моделей? У вас есть и швейное образование?
Мария Вершинина: Нет, это просто наше увлечение. Придумываем все сами. Началось все с того, что мы долго не могли выбрать в магазинах одежду для себя и начали шить ее сами. Самый первый наш опыт – одинаковые спортивные костюмы. Даже в Москве все наши знакомые удивлялись тому, где мы их взяли.
Алексей Куклин: Это одновременно и обычный костюм и универсальный – не только для спорта. Девушка, к примеру, может одеть с ним каблуки и пойти в клуб. Потом начали придумывать что-то еще. Сейчас мы предлагаем большой выбор моделей, и обувь, и одежду для собак. В дальнейшем хотим одевать школы и институты. Всем известно, что уже ввели школьную форму, но то, что обычно предлагают наши преподаватели – это ужас. Как правило, они покупают какую-нибудь клетчатую ткань, отдают в «совковое» ателье и шьют непонятно что для всех одинаковое.
БН: А что предлагаете вы?
Алексей Куклин: Мы в этом вопросе ориентируемся на Европу. Можно делать пиджачки с эмблемой учебного заведения, галстучки… Кроме того, мы будем предлагать и повседневные комплекты и нарядные платьица. И точно не стандартные юбки и жилетки. У нас есть полноценная команда, чтобы довести любую идею до конца.
БН: На кого вы ориентируетесь?
Мария Вершинина: Мне не очень нравится, как позиционируют себя сегодня молодые дизайнеры. Создают вещи из каких-нибудь пакетов, например. Мы такого не делаем. Мы шьем повседневную одежду, а не такую, которую одел только один раз непонятно куда.
Алексей Куклин: В данный момент она называется дизайнерской только потому, что ее нельзя купить в каждом городе. А акцент мы делаем на повседневную классику. Пиджаки, брюки, рубашки – то, что можно носить каждый день.
БН: И все же кто ваши кумиры в мире моды?
Алексей Куклин: Я много занимался и занимаюсь спортом. В связи с этим мне близок стиль спортивной классики. Есть такая известная фирма «Bikkembergs». Мне очень нравятся их идеи: сочетание пиджака со спортивными шортами и кроссовками, к примеру. Но нам пока рано подобное внедрять в Кирове.
Мария Вершинина: Мне нравится Dsquared.
БН: Вы сами одеваетесь в свое?
Алексей Куклин: Да. Только единственное, чего у нас нет - джинсы. Ее вообще в России нет. Я имею ввиду джинсу нужного качества. Нужны технологии, специальная обработка, чтобы довести ее до нормального состояния, а покупать джинсу среднего качества не хочется.
Мария Вершинина: А в целом наши поставщики тканей – Белоруссия, Арабские Эмираты, Китай, Италия. Хотя идеальные итальянские ткани – тоже миф. Бывало, что покупали, казалось, хорошую ткань, а она после стирки начинала «плохо себя вести». Поэтому пробуем все, а из какой ткани шить – решает клиент. Мы можем предоставить и настоящую шерсть и замшу. Но это уже будет совершенно другая цена.
БН: Вам самим удается заработать на вашем бизнесе?
Мария Вершинина: Да, мы вообще не берем кредитов, все покупая на заработанные деньги. Не было такого, чтобы мы взяли миллионный кредит и на него все купили. Хотя относимся к этому спокойно, потому что чтобы был толчок, резкое развитие, иногда нужно сразу много денег. Но пока нас все устраивает.
Мы переходим в цех. «Многие девочки, мастеря в детстве куклам одежду, наверное, мечтали о таком производстве, - с улыбкой на лице задумываюсь я». Вокруг много разных тканей, лекал, стучат машинки, пахнет утюгом. Тут же висят готовые модели. Работниц, честно говоря, не так много, и практически нет молодежи. На мой вопрос хрупкая и совсем юная Мария отвечает: «Мы берем людей со стажем и нам не важен их возраст. И так получается, что молодых мы почти и не берем». Для предпринимателя похвально, согласитесь. Да и новому закону все соответствует.
Мария Вершинина: Здесь у нас экспериментальный цех -место, где выкраиваются лекала и шьются основные образцы. Заведующая производством тоже находится здесь и отвечает за то, чтобы каждая модель была подогнана под определенного заказчика. Сам процесс пошива идет в другом цехе. Там работнику уже не нужно ничего разрабатывать – модель просто шьется по готовой выкройке. Здесь у нас 8-9 человек и там около 10 человек.
Немало, разрослись за три года…
Алексей Куклин: Да, но чтобы выходить на нормальный уровень, нужно открывать производство, как, например, у известной кировской фирмы «Салми». У них уже есть полноценные магазины в других городах и более 100 человек работников. Мне нравится, как они работают, они молодцы. И тоже не дают особой рекламы, потому что у них сложилась своя публика.
БН: То есть конкурентов у вас хватает. Я вижу, мелкая промышленность пользуется большой популярностью в нашем городе.
Алексей Куклин: Какой главный закон бизнеса? Конкуренция. Если нет конкуренции, то и бизнес у тебя загнется. Конкуренция должна быть везде: в спорте, в науке…. Если бы мы ориентировались только на кировский рынок, мы бы сделали для каждого сословия свою категорию одежды – и простые модели, и дешевые, что у нас и было сначала. Но мы пока хотим преподнести людям то, что считаем красивым, то, что нравится нам. Мы часто бываем в других городах и видим, как Киров отстает в этом плане. Причем пока не видно перспектив относительно того, что он сделает большой шаг вперед.
Мария Вершинина: Мне кажется, в ближайшие лет десять в Кирове ничего не изменится.
БН: Мне кажется, гораздо дольше… А вы сами не желаете уехать туда, где есть больший прогресс?
Алексей Куклин: Были такие мысли, но мы очень удачно попали в свою нишу. В этом отношении конкурентов у нас нет. Мы сравниваем себя с известными брендами, такими, как «Zara», «Bershka”, «Веnetton». Но при этом мы предлагаем эксклюзивные вещи, а они работают на массовый рынок.
БН: Вы не боитесь, что в нашем городе дальше развиваться не получиться в этом направлении?
Мария Вершинина: У нас есть свои клиенты и в других городах, мы уже говорили. Мы знаем, что люди ездят за одеждой в другие города и говорят потом: «Мы не хотим одеваться в этой «Заре», потому что все в ней ходят». А так как наши цены находятся в той же ценовой категории, то любой человек со средним достатком может себе ее позволить.
Алексей Куклин: А если делать шаг назад в этом плане, то в чем тогда смысл развития бизнеса? Ориентироваться нужно на тех людей, которые живут в других городах, которые являются для тебя образцом. К примеру, в больших городах спортзал давно является неотъемлемой частью жизни: люди могут отдыхать, принимать алкоголь, но они всегда следят за тем, как они выглядят. У нас эти тенденции только начинают прослеживаться. Одним словом, если ты хочешь, чтобы на тебе хорошо сидел пиджак, ты приведи сначала себя в порядок.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru