Худрук «Дозора»
23.11.2014 20:07:00
2923
0
Для этого бизнеса важна резиновая женщина, альпинисткое снаряжение и готовая на всякие придумки голова.
Но это и не просто бизнес – скорее творчество. Мария Михраб уже несколько лет радует Киров так называемыми «Дозорами». А за последние три года ассортимент предлагаемых ею игр существенно расширился.
– Если углубиться в далекое детство, то где-то в 10-11 лет мы с друзьями, проводя лето на даче, решили организовывать концерты. Мы все вместе придумывали, а я была художественным руководителем. Потом подруга попросила меня организовать ей свадьбу, а еще позже так случилось, что я начала заниматься дозором. Изначально я не собиралась этого делать: у меня был маленький ребенок, учеба, поэтому бегать по ночам и что-то придумывать мне было некогда. Но известно, что все самое интересное происходит случайно.
Что за случай произошел?
– Я в 2007 году работала в журнале и мне дали задание по подготовке Топ-5 видов активного отдыха в Кирове. Четыре я «наковыряла». Тогда с этим в городе была «напряженка». Я знала, что у нас есть ночные игры — «инкаунтер». Но с теми ребятами мы не сошлись, и тогда я связалась с российскими организаторами игры «Дозор». Знала я их очень поверхностно. В ответ на мое письмо с вопросами мне выслали анкету, которую я заполнила, и через неделю меня неожиданно поставили перед фактом: «Мария, вы стартуете с первой игрой 8 сентября, вам дается месяц на подготовку».
То есть вы не ожидали, что вас возьмут на работу?
– Да я даже и не хотела. Я была редактором приложения в журнале, сидела в тепле и покое, с перерывом на обед, получала свою зарплату. Меня все устраивало. Когда же я начала заниматься дозором, меня поставили перед выбором: либо прекрасный глянцевый журнал, либо какая-то непонятная игра. Я подумала и сказала: «Непонятная игра». Через два месяца я уволилась и начала заниматься только этим. «Дозор» работал по принципу франшизы, поэтому часть прибыли я отчисляла в центр, остальное оставалось мне. Потом один друг попросил меня организовать свой день рождения в необычном формате. Я сначала испугалась, потому что подобного еще не делала, но решила попробовать. Он дал мне небольшое досье на себя, какие-то факты своей жизни, знаменательные места в городе, я все это зашифровала, и они с друзьями ездили по городу и разгадывали. Ему все понравилось, и я подумала, что, может быть, имеет смысл развивать это направление. Потом я еще провела пару подобных мероприятий. Вначале я даже денег за это не брала, потому что мне казалось, что никаких усилий я не прилагаю, не считала составление игры за интеллектуальный труд. А потом я поняла, что людям это нравится, что ниша абсолютно свободна, что можно делать все, что угодно, никаких рамок нет. Вот та свобода творчества, которую очень многие хотят получить и долго ищут. В 2011 году я закрыла регулярные игры «Дозора» и перевела все в коммерческий формат.
Регулярные — это как?
– В них мог принять участие любой желающий, там существует командный взнос, и сама игра не пишется конкретно под кого-то. Ко мне же пошли крупные заказы на корпоративные игры, прописанные под сотрудников компании. «Агентство сюрпризов Маши Михраб» было придумано как раз года три назад. Но в массы оно вышло только сейчас, потому что я поняла, что уже готова отвечать именем за качество своей работы.
А «Дозоров» больше нет?
– Есть — франшиза осталась. Сейчас, так сказать, «по просьбам трудящихся» я возобновляю регулярные игры, но провожу их не сама: у меня есть помощник, который взял на себя это направление.
Где вы черпаете сами идеи? Только из головы?
– Ходили такие легенды, что я курю или ем грибы. Потому что люди тоже не понимали, откуда все это можно брать на протяжении столь длительного времени. Если говорить о заказных играх, то, по сути, мне все рассказывает сам заказчик: он приносит информацию, а я ее просто обрамляю. Предположим, нужно узнать дату рождения одного из старейших сотрудников фирмы, чтобы отгадать код замка. Люди начинают общаться друг с другом, и понимают, что, например, Светлана Ивановна работает в компании уже 19 лет и день рождения у нее был вчера. Откуда-то с потолка я ничего не беру.
А «Дозоры» откуда?
– Придумываются. Сначала берется тема — либо это какая-то книга, либо фильм, событие, праздник. Очень хорошо заходили «восьмимартовские» игры — женская тема весьма интересна. Все расписывается тезисно. Например, женщина за рулем - это значит блондинка, обезъяна с гранатой, экстремальное вождение, забыла ключи в машине. Такими мини-мозговыми штурмами и собираются задания.
Вы одна это делаете?
– Сейчас уже есть помощники, потому что одной выдать все это в таком объеме очень сложно. Есть люди, выросшие на дозорах, которые знают всю кухню. Самое главное, чтобы было интересно. Взгляд с разных сторон обязателен.
Эти люди — ваши непосредственные сотрудники или просто вам помогают?
– У них есть свои рабочие места и играми они занимаются лишь в свободное время. На это, на самом деле, достаточно выделить пару вечеров в неделю.
Много сейчас заказов у агентства?
– Если говорить о какой-то средней статистике, то мы проводим примерно 4-5 игр в месяц. Бывает больше или меньше: все зависит от сезонности.
Как люди воспринимают то, что вы предлагаете — готовы ли они отказаться от стандартов на собственном празднике?
– Сначала, конечно, настороженно относятся. Но когда понимают, что все решается командным умом, что все не так сложно, а как раз наоборот – весело и драйвово, эмоции меняются. Как-то я проводила игру в одной компании и там женщина в возрасте 60-ти лет выполняла самые дикие и бредовые задания. Ее коллеги были очень удивлены.
Какое самое сложное задание?
– Я не делаю невыполнимых заданий, потому что я не хочу самоутвердиться, мне нужно, чтобы люди самоутвердились. Недавно делала мальчишник для ребят, на котором жениху надо было распределить, кто какие задания выполнит. Одному нужно было прыгнуть на тарзанке с нового моста. Они сами просили «треш» и «угар». Он стоял на мосту, и чуть не плача, говорил, что сделать этого не сможет. Друзья ему сказали: «Беги тогда в «Глобус» голышом». В итоге он прыгнул. Его восторгу не было предела. За ним решил прыгнуть и жених, сказав, что жизнь его сейчас меняется и эти новые эмоции — тоже своеобразный прыжок в неизвестность.
Как вы это организовываете? Где берете людей с тарзанкой?
– Я работаю преимущественно с проверенными людьми: кого-то со стороны не беру. За все отвечаю сама. Если говорить про тарзанку, то у меня есть хорошие знакомые ребята-альпинисты, у них проверенное оборудование.
Как вы уговариваете клиентов на что-то новое: большинство же обычно предпочитает просто посидеть в кафе или на природе с шашлыком?
– Несколько лет назад я организовывала выкуп перед свадьбой моей подруги. Она ни с кем ничего не согласовывала. К ней приехал жених, а у подъезда — я и говорю гостям, что невесты здесь нет, и мы едем ее искать. Жениху пришлось вспоминать и место первой встречи, и место первого поцелуя. Он, правда, подозрительно хорошо все это знал. Все-таки мужчины в душе романтики. В финале мы нашли невесту на Набережной. А если бы все уровни гости не прошли, они бы не смогли добраться до конца. Гостям понравилось. Понятно, если бы им сказали вначале, что будет квест, многие бы ответили: «Мы не хотим, мы же на каблуках, в платьях». А их поставили перед фактом, и все в итоге получилось хорошо. Еще на одной свадьбе меня попросили занять гостей после ЗАГСа, но не бестолковым катанием по мостам, а чем-то интересным. Дали два микроавтобуса гостей и сказали: «Развлекай». Конечно, их предупредили, чтобы они взяли с собой сменную спортивную обувь. На одном из уровней надо было спуститься с обрыва с альпинистским снаряжением. Потом, к примеру, они ловили гандольера в пруду.
Что еще есть в вашем ассортименте из экстрима кроме альпинизма?
– Пейнтбол, страйкбол, зорб, у меня богатая база знаний в плане необычного отдыха в Кирове. На некоторые мероприятия, например, заказываю машину с подъемником, чтобы в окно залезть.
Как реагируют водители такого специфического транспорта?
– Все это мои знакомые. Сначала, конечно, они не понимали, что мне надо. Мне приходилось встречаться, объяснять, как это будет выглядеть. В этом плане мне уже помогает мое имя. Люди знают, что если позвонила Маша, значит ей надо какую-то прикольную штуку, и вопросов не возникает.
Насколько прибылен этот бизнес?
– Если взять среднестатистический корпоратив без дополнительного экстрима, то он обойдется в 300 рублей с человека. Обычно клиенты добавляют что-то еще, и я сразу предупреждаю, что и сколько будет стоить. Мы проговариваем смету и получается, что каждая игра собирается как конструктор.
Вы сталкиваетесь с конкурентами: с турфирмой «Летучий корабль», например, с ребятами, которые делают квесты в комнатах?
– Нет, мы никак друг с другом не пересекаемся. У «Летучего корабля» четко-определенный формат и своя территория. А я не привязана ни к чему: могу сделать игру где угодно. В комнатах тоже можно поиграть только четыре раза, и потом их надо менять. Мои квесты всегда разные, их могут заказывать одни и те же компании регулярно. У меня нет постоянных затрат на аренду, на обязательное содержание работников, поэтому мне проще менять цену, быть гибкой в этом плане.
Но у вас же есть инвентарь?
– Есть, но он уже наработан – когда-то куплен и лежит.
То есть, новое вы не покупаете?
– Недавно, например, я приобрела новую резиновую женщину, потому что старая поизносилась.
Я представляю себе ваш чулан, в котором хранится всевозможное количество всяких странных вещей…
– У меня все лежит в разных местах: в квартире, на балконе, в багажнике, резиновая женщина, например, «живет» в шкафу.
Какие планы на будущее? Хотите завоевать квестами весь город?
– Я его итак уже завоевала. Доказательство этого в том, что у меня нет прямых конкурентов. А планы я не строю. Возможно, поэтому у меня все легко получается. Я хочу, чтобы мое агентство было не только в Кирове, чтобы оно пришло в другие города, но какой-то четкой стратегии для этого я не прописываю. Скоро, к слову, состоится самая крупная моя игра – на 2500 человек. Я недавно ездила на встречу с большим заказчиком: если он согласует мой проект, то вы все узнаете. Они рассказали о своих прежних стандартных вечеринках и попросили меня полностью разорвать шаблоны. Это городское мероприятие, которое будет проводиться одной крупной организацией.
Вы чувствуете себя предпринимателем или творческим человеком?
– Творческим человеком. Мне долго не хватало человека, который мог бы заниматься административными вопросами, сейчас я учусь постепенно делегировать свои полномочия – быть управленцем. Но при этом я и молодой предприниматель. Сейчас, я знаю, активно обсуждается вопрос о том, чтобы обложить малый бизнес дополнительными налогами. Для чего это делается, непонятно. Мне в этом плане проще, потому что у меня нет капительных вложений, но для тех ребят, которые берут ради своего бизнеса большие кредиты, это огромный груз.
Вы – счастливый человек?
– Да, я счастлива от возможности самореализации. Мне очень нравится, что ребенок мной гордится: приходит в школу и рассказывает, что маму где-то напечатали или показали по телевизору. Это, мне кажется, самое главное.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru