«Лабораторные» танцы
Герой рубрики «NEXT» - владелец «Лаборатории танца Паша 2309» Павел Самойлов.
«Лаборатория танца Паша 2309» появилась недавно – в 2007 году. За это время она успела завоевать внимание и той публики, которая мечтает двигаться в согласии с современными ритмами, и той, что жаждет зрелищ. Билеты на их концерты расходятся моментально, а в репетиционном зале порой не протолкнуться. И это при том, что танцы, как бизнес, в Кирове никогда не были особенно лакомым куском. Павел Самойлов, основатель лаборатории, просто нашел свой ритм. Потанцуем сегодня с ним...
Поднимаемся по высокой опасной лестнице, и первое, что нас встречает – картонная фигура Павла в полный рост. Пугаюсь от неожиданности. Дальше, в большом просторном зале, он уже настоящий, объясняющий науку танца огромному количеству людей. Свет чуть приглушен (за что меня ругает фотограф), на одной из стен крупными буквами выложено Pasha 2309 (несколько пафосно и достаточно амбициозно) Ученики (среди них и дети, и подростки, и мальчики, и девочки), практически не обращая внимания на нас с фотографом, с воодушевлением снова и снова повторяют «хип-хоповские па». Паша, как грамотный наставник, вежливо их поправляет, а в конце занятия просит обязательно повторять дома все движения. Танцевальная идиллия.
«Сейчас «отснимусь» и приду к вам», - говорит нам Павел и начинает записывать только что выученную с ребятами танцевальную связку на видео (чтобы начинающие танцоры не расслаблялись, и у них всегда был под рукой живой пример). И вот пришла наша очередь: уставший, но улыбающийся Павел готов поговорить. Под звуки r&b (за стенкой идет другое занятие) мы начинаем беседу об искусстве танцевального бизнеса.
Ваши танцевальные группы всегда такие массовые?
– Нет, конечно, есть и по десять человек, по пятнадцать.
А сегодня сколько было человек?
– Сорок, бывает и шестьдесят.
Сложно, когда учеников так много? Не всем же удается уделить внимание?
– Сначала да, но потом, когда они все выучат, очень «драйвово» танцевать. Эту связку, к примеру, мы сделали за два занятия и сегодня ребята просто молодцы.
Почему именно такие направления, такой формат студии? Одним словом, как все начиналось?
– Сначала мы одной командой работали в ночных клубах (в «Алых парусах», к примеру). Сами собирались, придумывали номера. Потом ребят стало не хватать – мы набирали танцоров. Позже я увидел, что на нашем рынке вообще не хватает подобного продукта, и решил, что молодежи можно предложить обучаться современным танцам. Эта ниша практически никем не занята.
И действительно, в Кирове множество профессиональных детских танцевальных коллективов при домах культуры, но подростков и молодежь, никогда раньше не занимавшихся танцами, туда не берут. Есть фитнес-центры и танцевальные студии, но их продукт в большей мере ориентирован на взрослых. Теперь и для молодежи нашлась альтернатива.
Я знаю, что у вас не было никакой рекламы. Как удалось привлечь людей в лабораторию?
– Да, ничего не было. Все собрались только благодаря социальным сетям и «сарафанному радио». Сейчас в нашей группе «В контакте» состоит около 40 тыс. человек. Другой рекламы я не использовал. При этом всегда на каждое наше выступление раскупаются все билеты, а на концертах всегда аншлаги.
Не каждый заслуженный танцевальный коллектив города может похвастаться подобным.
– Мы позиционируем себя не просто как постановщики танцевальных номеров. Каждый наш выход на сцену – это маленькое шоу. Кроме этого, мы не ограничиваем себя рамками этого зала. Часто снимаем, к примеру, кинозал и смотрим всем коллективом выступления известных в мире танцоров. Из других городов к нам приезжают профессионалы для проведения мастер-классов. Мы не просто танцуем, мы еще и общаемся.
А какого возраста люди к вам приходят?
– Самые маленькие – дети 4-х лет. Самые старшие – 55-60 лет.
И они танцуют именно современные танцы? Обычно это большая редкость...
– Это всего лишь стереотип. Конечно, многие считают, что это выглядит весьма забавно, но если все время думать о том, что нравится другим людям, будешь жить их жизнью, а не своей. Поэтому ты должен делать то, что тебе нравится. Однако большинство сегодня думает по-другому и валит свои беды на кого? Чаще всего на власти. А почему бы не начать меняться самому. Нужно убирать из своего мышления все шаблоны.
Как ты сам пришел в танцы? Это дело всей жизни?
– Я себя очень долго искал, много времени провел за рубежом: лет 6-7 точно колесил по разным странам. И гидом работал, и в ночных клубах танцевал. При этом хореографического образования у меня нет. Я считаю, что всему можно научиться самому. Также сильно, как танцевать, мне нравилось работать в сфере туризма. Вообще тем, кто хочет заработать много денег, я бы посоветовал идти работать именно туда. Только не в Кирове.
Сам же почему-то занялся танцами. Они тоже приносят неплохую прибыль?
– Сколько-то приносят. Но не так много, как в больших российских городах (там танцевальные школы – очень прибыльное дело). Здесь к тому же еще и риски большие. Хочется, чтобы была уверенность в завтрашнем дне. А в наших российских условиях ее нет. Всегда может неожиданно прийти какой-нибудь дядя и сказать, что продает наше здание. Как было у нас в торговом центре «Черкизовский», к примеру. Нам за неделю сказали, что мы должны съехать, хотя по заключенному договору нас должны были предупредить об этом за месяц. Хорошо, что у меня сработала интуиция и я заранее нашел себе новый зал.
Затрат много?
– Не скажу, сколько стоит аренда этого зала. Но признаюсь, что это удовольствие в Кирове – дорогое (особенно муниципальная недвижимость, от которой сейчас вообще уже одни подвалы остались). При этом я стараюсь держать цены, не поднимать их слишком высоко. Наша постоянная аудитория – в основном студенты с не самым лучшим материальным положением. У нас есть месячные абонементы и по 400 рублей, и по 800. Большинство же фитнес-центров города предлагают свои танцевальные программы не меньше, чем за 1000 рублей в месяц. Достаточно много проектов мы организовываем для детей из неблагополучных семей, часть билетов на наших концертах всегда отдаем им. Вообще было бы здорово, если бы городская администрация организовала студию, где бы проходили танцевальные занятия для таких одиноких детей. Зачем им дарить ноутбуки, когда для них более важно простое человеческое общение.
А вы предложите нашим чиновникам. Может, прислушаются. Они очень часто рассуждают о том, что ждут предложений от бизнеса.
– Это пустая трата времени. Я писал им однажды письмо – «ни ответа, ни привета». Если бы они сами задумались об этом, давно бы уже что-то сделали.
Зато областные власти предлагают множество новых проектов. Следишь за современной культурной политикой в Кирове?
– Да, обязательно слежу. Если честно, я всегда за то, чтобы создавалось что-то новое. Но при этом возникают такие вопросы: зачем это строится и создается, какие цели организаторы ставят перед собой, и какими будут итоги. Мне очень нравится, к примеру, идея с музыкальным театром, но при этом меня волнует то, что в нем будет потом. У нас же часто бывает, что построят что-то социально значимое, а используют не по назначению. Возьмем, к примеру, Театр кукол. Мы пытались однажды сотрудничать с его руководством, но мне назвали такие цены, что мы просто развернулись и ушли. И что же получается: здание строилось для молодежи, но когда его достроили, этой самой молодежи показали большую «фигу». Кому оно тогда нужно? При этом есть коммерческие клубы, которые организуют множество социальных акций для широкой публики. Они сами нас приглашают: вы, говорят, только приходите и танцуйте.
Вам, насколько я знаю, предлагают открыть подобные и «лаборатории» в других городах?
– Да, предлагают: в Питере, Москве. Но я решил пока осесть в родном Кирове. Если где-то еще открывать студию, надо там находиться постоянно, потому что большинство людей идут на хореографа, а не на модный и красивый зал.
И самое интересное, почему именно «лаборатория» и почему твое имя?
– В Москве, к примеру, нельзя называться школами или студиями танцев. На это требуется специальная лицензия департамента образования. Я не стал рисковать и придумал «лабораторию». На нее никаких бумаг не надо. В Кирове, конечно, можно пока назваться хоть университетом танцев, но я решил этого не делать. Почему мое имя – мне так захотелось. Цифры же тоже играют свою роль – на них все обращают внимание и заинтересовываются. Это я, как бывший «рекламщик», хорошо усвоил.
Танцевальных конкурентов у вас в Кирове много. И часто приходится встречаться на одних площадках. Кто кого?
– С уважением отношусь ко всем направлениям. Что касается, например, современной хореографии, то с удовольствие смотрю работы коллектива «Миграция». Да и вообще, что значат слова «современная хореография»? Сегодня нет никаких подразделений. Все, что сейчас танцуется, - современно. Что у человека в душе, то он и танцует. Я всегда говорю своим ребятам, что надо пробоваться в разных стилях. Если начать себя ограничивать какими-то рамками, можно потерять творческий потенциал. Я, к примеру, занимался и бальными танцами, и модерном, и даже восток танцевал.
«Отчитавшись» перед журналистом, Паша уходит в раздевалку. Спокойный, уравновешенный, знающий себе цену. Его большая вечерняя группа все еще не разошлась: несмотря на поздний час, ребята беседуют, повторяют. А я подумала: много ли у нас в городе учреждений, которые способны «вырвать» молодежь из лап компьютера и много ли предпринимателей, которые готовы за такую организацию не только взяться, но и доказать, что она может быть интереснее?
Беседовала
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru