Люди ленивы и необщительны

15.10.2012 00:02:00 1785 0

Как из скучной университетской лекции можно выжать уникальный коммуникационный продукт.

Он представлялся мне заумным технарем в очках со склонностью к интраверсии, свойственной людям, работающим с техническими системами. В крайнем случае, фриком со странностями и фонтаном идей. А оказался при встрече весьма общительным молодым человеком, который знает, что он хочет и упорно, невзирая на просчеты и неудачи, идет к своей цели. В футболке с принтом верхней части головы не то Арнольда Шварценеггера, не то Клинта Иствуда и с верным коммуникатором с надкушенным яблоком на задней панели он приехал к редакции на такси от одного из местных банков. Этого человека зовут Сергей Прокошев. И ему 25 лет.

Уехав из Кирова, где окончил экономико-правовой лицей, Сергей поступил в Высшую школу экономики в Москве. И, учась на менеджера в сфере логистики, уже на пятом курсе универа, не найдя, как скоротать время на скучнейшей лекции, придумал Yolki. Сервис, который позволял бы анонимно общаться людям, находящимся друг от друга на небольшом расстоянии. И реализовал свой замысел, сплотив команду из пяти человек и получив под идею 100 тыс. долларов от самого основателя price.ru Аркадия Морейниса. Точнее, от его венчурного фонда «Главстарт». Было это в августе прошлого года. А уже в конце мая 2012-го проект Yolki был размещен в AppStore и Google Play, где началось его… нет, не победное шествие. Хоть в первые три недели его и скачали к себе на устройства 6 тысяч человек, Сергей понял, что первоначальная затея сделать анонимную локальную болталку провалилась.

Yolki не выстрелили
- Практически с первого дня запуска, мы начали менять идею, когда поняли реакцию рынка, - рассказывает Сергей Прокошев. - Мы не вкладывались в рекламу осознанно. И вот когда шум прошел, слухи разошлись, регистрация стала сходить на нет, я понял, какая проблема у идеи да и бизнес-модели. Ни одно слово в первом позиционировании «Yolki — анонимная локальная болталка» не сработало. Анонимность оказалась никому не нужна потому, что люди не знают, о чем анонимно общаться друг с другом - это мы не могли ранее предугадать. Не было точки соприкосновения. Локальность — это был наш осознанный риск. Она не сработала, потому что для общения на малой территории нужна критическая масса. Мы думали, что, если получится сделать такое общение, то пользователь будет закрывать глаза на то, что иногда рядом никого нет. Но когда мы запустились, люди из малых городов заходили и, обнаружив, что никого нет, говорили — ерунда! И «болталка» тоже не сработала, потому что основная функция приложения была общение. Наше приложение было ценно только тогда, когда юзеры в нем находились. Такое бывает редко, на самом деле. Есть приложения типа «Инстаграмм». Люди делают снимки тогда, когда есть какой-то кадр, когда у них есть желание этим заниматься. И другие пользователи их уже комментируют, лайкают тоже не все время, а когда им, грубо говоря, нечем заняться. А принцип постоянного общения не сработал. Я лишний раз убедился в том, что люди асоциальны, не любят общаться. Ну, так получилось. Мы не растерялись, и за лето полностью переделали идею. Таков мир start up'ов.

- Сами по себе Yolki при этом сохранятся как бренд?
- Да, конечно, большая часть функционала сохранилась. Просто мы сделали четкий фокус на определенные функции, вокруг которых все будет строиться. Раньше было общение, сейчас встречи людей в реальной жизни. То есть, сейчас люди будут договариваться, встречаться. Мы будем людей сводить — знакомых, незнакомых, находящихся друг с другом, часто по какому-то интересу или желанию...

Люди встречаются…

- А в этом оффлайновом общении есть потребность?

- Оказалось, что есть. Когда мы запустили первую версию, обнаружили такой факт, что незнакомые люди пытаются договориться встретиться с такими же незнакомыми людьми. Мы поэкспериментировали над некоторыми месседжами в социальных сетях и посмотрели реакцию людей на некоторые формулировки. Оказалось, что в четверг-пятницу подавляющему большинству населения просто нечего делать. Они не знают, куда пойти, не знают, чем заняться, им просто скучно и одиноко. Мы эту проблему хотим сейчас решить тем, что люди смогут создавать какие-то встречи, звать друзей, незнакомых, близких по духу людей, либо сами присоединятся к каким-то встречам. Все это будет, естественно, сопровождаться фотогалереей и общением внутри приложения.

Тут Сергей достает свой iPhone и показывает тестовую версию нового концепта. Вот карта мира, на которой можно выбирать интересующий тебя город, вот перечень встреч в этом городе и организаторы этих встреч. Ты можешь присоединиться или проигнорировать – это твое право. А можешь посмотреть фотографии с чьей-нибудь прошлой тусовки, вечеринки, похода в кино или поездки на велосипедах. Сергей рассказывает воодушевленно, как о любимом ребенке, порой извиняясь за то, что в тестовом режиме не все функции пока работают корректно.

- Неужели Yolki могут составить в этом конкуренцию соцсетям? – недоумеваю я.
- Надо осознавать, что внутри существующих крупных социальных сетей. «Вконтакте» и Facebook'е функционал встреч очень ограничен. В Facebook'е у них вообще какой-то недофункционал, который не позволяет реализовать какое-то полноценное мероприятие. А “Вконтакте” чуть лучше, но надо понимать, что все эти встречи создаются внутри социальных сетей для друзей. А чтобы создать событие для города, нужно в эту встречу как-то пригнать трафик, возможно, он будет платным — дать платное объявление. Но нет просто-напросто возможности создать событие, которое бы увидел весь город. А мы сейчас позволим создать ивент на карте. Все желающие смогут присоединиться или хотя бы виртуально поучаствовать в нем.

По словам создателя Yolki, подобную функцию в России сейчас не реализует ни одно приложение. Есть американский сервис meetup.com, в который уже вложено порядка 20 млн долларов инвестиций. Но он больше объединяет участников каких-то глобальных мероприятий. А Yolki призваны решить проблему каких-то импульсивных встреч – людей, которым хочется с кем-то пообщаться в оффлайне, когда появилось свободное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 Без костылей

- Ну хорошо, пусть вы создали этот новый продукт. Достаточно ли будет просто выложить его, скажем, в AppStore и Google Play или нужно какое-то дополнительное продвижение?
- Это самый главный вопрос. На который люди не любят отвечать себе на старте. Создать могут многие, а вот чтобы проект взлетел, это дорогого стоит. Сейчас тенденция такова, что любую рекламу, любое продвижение рассматривают как костыль. И современные решения должны распространяться вирусно. Не как-то иначе!

- Но ведь для этого нужно найти потребность людей, которую твой продукт поможет удовлетворить.
- Естественно. Но часто бывает так, что ты заблуждаешься в своих оценках. Часто проект, выходя на рынок, оказывается никому не нужен. А бывает, что он взлетает случайно, когда человек реализует какую-то простую функцию или идею. Правда, это бывает крайне редко. Поэтому сейчас привлеченный пользователь стоит дешево, но привлекать его за деньги имеет смысл только тогда, когда вы занимаетесь торговлей. Там понятная математика, когда ты, скажем, привлекаешь покупателя за 100 рублей, а прибыль с продажи 150 рублей. И ты 50 рублей получаешь с такого клиента. А когда у тебя социальный проект, когда ты продаешь какие-то виртуальные подарки, которые стоят копейки, а желающих их купить не так много, то твоя бизнес-модель получается ничтожной.

- То есть, главное найти такую идею, которая затем самостоятельно в виде приложения разойдется через соцсети?
- Да, оно должно для этого стать интересным. Ну и людей надо подталкивать к тому, чтобы они делились. И если в приложении не будет кнопки «рассказать друзьям», то люди и не будут говорить о нем, потому что они ленивые.

- Недавно у тебя на стене “Вконтакте” прочитал, что ты стал свидетелем того, как люди, ждущие на выходе из супермаркета окончания дождя, начали коммуницировать, потому что дождь шел долго, целый час. Ты привел этот пример в подтверждение твоей идеи?
- Все верно. Оффлайновая коммуникация - реально большая потребность текущего рынка. Люди хотят встречаться. На самом деле им надоели социальные сети.

- А почему? Социальные сети разве не позволяют полноценно общаться, на твой взгляд?
- Я просто соцсети расцениваю лишь как механизм распространения коммерческой информации. И редко использую их как средство общения. У меня для общения есть почта и скайп. Но нужно понимать, что таких как я мало. Потому что люди чаще любят постить котиков и ставить лайки.

- Ты сам испытываешь дефицит общения?
- В социальных сетях? Нет. А оффлайнового общения мне сильно не хватает.

- Как бы ты буквально в паре слов «продал» новые Yolki потенциальному пользователю?
- Наверное, так: «У тебя 500 друзей ВКонтакте, за последний год ты видел только 100, а на этой неделе 10. Это печально. Наше приложение помогает чаще встречаться в реальной жизни. Все реже и реже мы делаем это. А это так здорово. Попробуй!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На кону - репутация

- По каким критериям ты подбирал людей в твою команду? Вот человек что-то тебе говорит, и ты думаешь, все, я его беру.
- В первую очередь, заинтересованность. А по результатам первых нескольких месяцев становится видно, чего он стоит. И пока мне только с одним дизайнером пришлось проститься, когда после двух недель работы человек совмещал много фриланса с основной деятельностью. Стартап – это ж реальная гонка на выживание. Если члены твоей команды не будут как ты заинтересованы в успехе, то, скорей всего, ничего не получится.

- Насколько требовательный у вас инвестор сейчас? Он спрашивает отчеты до копейки или есть определенная свобода?
- Деньгами целиком и полностью распоряжаюсь я, как руководитель проекта. У нас есть некая договоренность - по долгосрочному бюджету, по месячным статьям расходов. Цену определяю в большей степени я - сколько должен получать сотрудник, сколько стоит создание сайта или что-то еще. Инвестор просто получает результат, требуя реализации проекта в установленные сроки.

- Кто несет риски?
- Инвестор несет риск деньгами. Я - репутацией. Если я не оправдаю его ожиданий, то потом мне просто не будут доверять деньги. Рынок стартапов в России - очень узкий.

- То есть, эти люди все друг друга знают?
- Конечно. Я знаю многих инвесторов. Инвесторы многие знают меня. Проектов, которые получают инвестиции, на самом деле, не так много.

- В Кирове невозможно сделать такой стартап?
- Нет, невозможно, потому что, во-первых, нет специалистов. А во-вторых, сложно “поднять” деньги, т.к. частных денег со стороны под это нет. Нужно занимать у друзей, знакомых или родителей.

Но хотя и повторяет мой собеседник на каждом шагу, что все его проекты – этот и предшествующие - имеют в первую очередь коммерческую составляющую, мечтает он все же о великом. О переделке… системы образования. Я не поверил своим ушам, когда, на вопрос о его планах по вложению средств от проекта, если тот «выстрелит», услышал такой ответ:

«Пока мысли у меня не сформированы, но я бы хотел как-то трансформировать современную систему образования, начав с каких-то мелких масштабов, с уровня первых трех классов. И подойти к этому как-то с другой стороны – с помощью современных технологий, последних решений, зарубежного опыта и тому подобное».
Очевидно, что идея Сергея пока – чистое разглагольствование, едва осязаемая потребность. Но несколько успешных проектов в сфере IT позволяют верить ему на слово. – «Я бы поменял вообще все, потому что сейчас детей учат не тому, что им в жизни нужно. Часто их знания им не пригождаются, - мой собеседник тщательно подбирает каждое слово, в то время как о Yolki он может говорить почти на одном дыхании. - Все чаще люди работаю непрофильно».

- То есть, нужно больше практических знаний?
- Четче фокус просто. Тогда, когда человек получает не какие-то комплексные общие знания, а прикладные. И ему дают возможность раньше раскрыться, чтобы понять тягу к тому или иному предмету.

Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com


О приезде Марка Цукерберга в Москву
Я не ходил на встречу с ним, хотя была возможность. Собственно, его приезд ничего не поменял. Я думаю, что если в течение года или двух русские не обратят внимания на его facebook, то он в нашей стране останется таким же нишевым, как и сейчас. То есть, в нем будут сидеть коммерсанты, предприниматели. У них там закрытая тусовка, им там весело. А все остальные останутся «Вконтакте», музыку слушать, видео смотреть. Социальные связи, на самом деле, просто очень сложно разрушить. Когда у меня 500 друзей, перетащить всех в какое-то другое место, непонятно, с какой целью – это вообще глупо и не нужно никому. «Вконтакте» очень приятно развивается. У них по-настоящему продуманный интерфейс, четко работает, хорошее мобильное приложение. Все, что нужно для общения, есть, поэтому нет смысла переходить на другую платформу.

О новом проекте*
Второй раз прохожу через это и хотел бы зафиксировать то, как происходит взросление.
1. Оптимизм
Розовые очки, широкий шаг, спринт к свету в туннеле - примерно так всё бывает на старте любого дела. Это самый лёгкий и долгий этап.
2. Страх
А вдруг я создал ерунду? А что будет, если ко мне ломанётся миллион юзеров и всё загнётся? Ну подвинь же влево на пиксель - очевидная ошибка. Этот этап длится вечность для вас, но дни для всех.
3. Шок
И чё? Это есть уже... Я за это не стану платить. А сделайте ка вот это! Это длится день.
4. Разочарование
Ну вот! Мы делали целый год то, что никому не надо. Вроде, понятно, куда дальше идти, но на коленке это не исправишь. Неделю-две обычно на полное осознание необходимо.
5. Злость
Бежим! Не спать! Плевать на всё! Не спать! Не спать! Год до этого делали, а за месяц совсем новое сделать? Так не бывает, 3 месяца уйдёт.
6. Смирение
Эффективно, необходимо, по плану. Это типа второго рождения, только в помятом состоянии. В третий раз? Нет, простите, сил больше нет ни у кого.
7. Прозрение
Ну да, я это проходил и что-то не повторил. И конечно же там была другая ситуация. Книжки и чужой опыт - ерунда это всё. Дайте 3 правила и я повторю:
- быстрый старт идеи в миниатюре сократит на порядки срок каждого из этапов, которые выше;
- в любом случае нужен партнёр, который будет драться с тобой, а не за себя;
- цени интересы команды выше своих, и после воздастся.
* Со стены Сергея Прокошева “Вконтакте”

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений