Мы не «клубимся»
О мотоциклах он знает все. Ну или почти все. Директор и соучредитель компании «MotomaXX» Максим Колесников «заболел» байками в 14 лет, когда увидел мопед у соседа. В итоге юношеское увлечение стало делом всей жизни, которое приносит деньги. О том, что помогает выживать на перенасыщенном сегодня мотоциклетном рынке Кирова, Максим расказал «Бизнес Новостям». А еще поделился секретом, когда лучше покупать мотоцикл. И пояснил, почему он не загоняет себя в клубные байкерские рамки.
И рембаза, и мототусовка
- Максим, какой у тебя был первый байк?
- «Восход 3М», который подарил дед. Мне тогда было 15 лет, и прав на вождение у меня еще не было. С этого «мотора» и началась моя мотоциклетная жизнь.
- Со временем твои мотоциклы становились все круче и круче?
- Наверное, да. Сколько у меня поменялось мотоциклов — сложно сказать. Однозначно больше десяти.
- И в итоге ты остановился на...
- Простом мотоцикле. Сейчас у меня «Хонда Х 4». Да, у меня были более дорогие мотоциклы. Но если ездить на дальние расстояния на дорогом байке, его просто жалко. Он требует больших вложений после наших дорог.
- Максим, а как возникла идея увлечение всей жизни сделать своим бизнесом?
- Изначально хотел свою жизнь связать с мотоциклами. Шел 2001-й год. Мотоциклетная жизнь в Кирове только-только зарождалась. Сборы-тусовки-общение... Японский мотоцикл в нашем городе тогда был в диковинку. Все смотрели на него, выпучив глаза. Примерно, как глазели на первые в городе сотовые телефоны. Человек с мобильником воспринимался как инопланетянин. Так же и японский мотоцикл. У меня возникла идея развивать мотоциклетную жизнь в Кирове. Тем более, что первый опыт работы с Владивостоком получился достаточно удачным. Я заказал мотоцикл. Отправил деньги в другой конец страны. Пришел домой, говорю: «Мам, я купил себе мотоцикл!». Она спрашивает: «А где же мотоцикл?». А я ей показываю чек. Мама довольно скептически отнеслась, говорит, вроде, особо не обнадеживайся, всякое бывает в жизни, можешь не дождаться своего мотоцикла.
- Не «кинули» ребята из Владивостока?
- Нет. Мотоцикл пришел через две недели. Хотя для меня это были две недели практически без сна (улыбается). А потом мне предложили открыть филиал компании «1000 размеров» в Кирове. Сейчас эта фирма называется «R5». А мы ее полноценный филиал.
- Дела быстро пошли в гору? Конкурентов-то на этом рынке в Кирове тогда не было.
- Не было ни конкурентов, ни мотоциклов. А вот желающих приобрести мототехнику — достаточно. Кировчане раньше за мотоциклом ездили в Москву, в другие города. Процветала «вторичка». Интернет еще только-только появлялся. В общем, спрос значительно превышал предложение.
- То есть сложностей на старте вашего бизнеса не испытали?
- - Наверное, сложность ощутили в том, что у нас не было салона. Торговали в гаражах. Клиентов привлекали объявлениями в газетах. Пожалуй, это была единственная трудность на первоначальном этапе. А потом мы познакомились с Игорем, моим партнером по бизнесу, и решили открыть мотосалон. Располагался наш салон в «Черкизовском» на Герцена. Поначалу там стояли всего три-четыре мотоцикла.
- А сегодня, когда мотоциклетный рынок Кирова перенасыщен, труднее стало работать?
- Единственная трудность — поиск клиентов. В Кирове появилось множество магазинов и салонов, продающих как новую, так и «бэушную» технику. Город у нас небольшой, а предложений сегодня очень много. И мы решили подойти к бизнесу несколько иначе: не просто как магазин, а как центр мототусовки Кирова. Именно поэтому для салона было выбрано это место в центре города. Помимо того, что здесь будет рембаза, тут можно будет просто потусоваться, пообщаться и попить кофе.
- Создавая ремонтную базу, вы столкнулись с нехваткой квалифицированных рабочих кадров?
- - Хороших механиков в Кирове, действительно, найти проблематично.
Тут к нам подходит компаньон Максима Игорь Мальцев. Он только что закончил консультировать клиента салона и, налив чашку кофе, подключается к разговору.
- Есть ребята, которые бьют себя кулаком в грудь и заявляют, что знают мототехнику, как свои пять пальцев, перебрали до винтика не один мотоцикл, - говорит Игорь. - На деле же все оказывается, мягко говоря, далеко не так. Хотя опыт, конечно, приходит со временем. Вот, к примеру, Николай у нас является директором ««MotomaXX-сервис». Парень учился сам, на своих ошибках, и стал профессионалом. Впрочем, у хорошего механика должны быть определенные задатки от бога.
Допив кофе, Игорь уходит к очередному посетителю салона.
- А эти площади в центре города по какой цене арендуете?
- Позволь умолчать, - отвечает Максим. -Тут дело не в арендной плате. Дело в месторасположении. Конечно, можно было арендовать помещение на окраине города, но туда просто-напросто никто ездить не будет.
- У вас есть наработанная клиентская база, а приходят ли новые покупатели?
- Приходят и новые, и «старые» покупатели. Некоторые дружат с нами уже несколько лет. За это время поменяли у нас третий-четвертый мотоцикл.
Есть такое мнение, что байкеры — люди в большинстве своем состоявшиеся. Они могут себе позволить купить дорогой мотоцикл, съездить отдохнуть в дальнее путешествие.
- Есть и такие. Но к нам приходят и 18-летние студенты, которые заработали и накопили на свой первый простенький мотоцикл. Или взяли кредит и купили байк. Приходит и средний класс, и люди состоятельные. Недавно был мужчина 65 лет из района Кировской области. Пришел, купил у нас спортбайк и уехал своим ходом.
- А зачем пенсионеру в районе Кировской области спортбайк?
- Чтобы успевать везде, наверное, - смеется Максим. - Он с сыном приходил покупать мотоцикл, так сын сказал, что у отца молодушек больше, чем у него.
Какие мотоциклы в Кирове пользуются большим спросом: спортивные, чопперы, дорожные?
- Спрос на спортбайки точно упал. Это просто веяния мотоциклетной моды. По статистике, у нас продано больше чопперов.
- Сколько всего мотоциклов вы продали с начала работы вашего мотосалона?
- Нужно статистику поднимать. Могу сказать, что продаем три-четыре штуки в неделю.
- А когда выгоднее покупать мотоцикл?
- Осенью. Это самый несезон, на аукционах затишье и цены относительно низкие. Но все может испортить курс валют.
- Я смотрю, у вас не только мотоциклы есть, но и скутеры, велосипеды. К слову, о скутерах. Ты одобряешь введение водительских прав на них?
- Однозначно одобряю. Водитель, управляющий любым транспортным средством, которое ездит по дороге, должен знать Правила дорожного движения. И тем более, если такому водителю 13-14 лет. Понятно, что введение прав на скутеры — удар по бизнесу. Их продажи сразу заметно упали. Но здесь речь идет о человеческих жизнях.
- Ты в курсе, как сегодня живут заводы, которые в советские времена выпускали мотоциклы? «Минск» вроде заработал?
- Да, у «Минска» сегодня линейка достаточно сильно расширена. Выпускаются мотоциклы как нового образца, так и легендарный «колхозник».
- А что скажешь на счет их качества?
- Сейчас минские мотоциклы идут низкого качества. Дилерская цена на него, по-моему, 42 тысячи рублей. Мы хотели работать с «Минском», но отказались из-за низкого качества мототехники. Не заводится, не едет. На новом мотоцикле, к примеру, стартер провернулся. Представляешь?
Мотобат заезжает на кофе
- Ты себя считаешь байкером или мотоциклистом? Некоторые любят подискутировать по поводу различий этих понятий.
- Для кого-то это принципиально, для меня — нет. Не могу сказать, что веду конкретно байкерский образ жизни. Я люблю путешествовать с женой на мотоцикле.
- Жена поддерживает твое увлечение и твой бизнес?
- Конечно, всячески приветствует. Мы с ней вместе ездим в отпуск на мотоцикле, и ей это нравится. В 2010 году первый раз побывали на международном байк-шоу в Севастополе. Тогда туда ездили 20 кировских ребят — кто на мотоцикле, а кто — на автомобиле. А вообще мы в Севастополь ездили три года подряд, правда, на байк-шоу побывали только дважды.
- В связи с последними событиями — вхождением Крыма в состав Российской Федерации, наверное, еще больше кировских байкеров захочет побывать на фестивале в Севастополе?
- Может быть. Разве что сейчас могут возникнуть проблемы с въездом на полуостров, поскольку только один порт «Кавказ» открыт.
- Максим, какие у кировских байкеров взаимоотношения с ГИБДД?
- Конструктивные. У нас проходит много совместных мероприятий, направленных на улучшение дорожной ситуации в Кирове и области. И ГИБДД открыта для диалога. Одной из последних совместных акций стала «Внимание — мотоциклист!». Я сам, правда, считаю это мероприятие не совсем актуальным. В большинстве ДТП виноваты сами мотоциклисты, а не водители автомобилей. Совместно с ГИБДД проводили «Мотофорум». А на днях в Кирове состоялось открытие мотосезона. Представитель Госавтоинспекции поздравил нас со столь знаковым событием, напомнив о соблюдении ПДД и уважительном отношении к другим участникам дорожного движения. А потом состоялся мотопробег «В шлемах — за безопасность». Все было очень красиво, мы насчитали около 350 мотоциклов. Мотобат к нам сюда заезжает пообщаться.
- Ты, кстати, считаешь приобретение четырех дорогих мотоциклов «БМВ» для областного управления ГИБДД оправданным?
- Не мне судить. Это покажет работа мотобата по предотвращению и раскрытию правонарушений и преступлений. Скажу одно: ребята из мотобата — сами мотоциклисты и прекрасно умеют ездить. Но мотоциклы тяжелые и предназначены для патрулирования улиц, а никак не для погони за нарушителями. Наверное, можно было бы купить мотоциклы и полегче, поманевреннее. Для наших улиц в условиях пробок есть байки попроще.
- А как изменить и нужно ли менять отношение к мотоциклистам автомобилистов? Двухколесных водители авто, чертыхнувшись, обычно называют «смертниками».
- Эта проблема была и будет всегда. Дело в том, что в мотосообществе, как в любой компании, всегда найдется человек, который испортит впечатление и наведет «тень» на всех мотоциклистов. Но нельзя судить о всех по одному нарушителю.
- Максим, ты сам всегда соблюдаешь Правила дорожного движения?
- Не всегда. Но за мной не водится таких злостных нарушений, как нарушение скоростного режима. В основном, «попадаю» на стоп-линии. Убрали те же секундомеры на светофорах - ориентиры исчезли. Стоишь с левым поворотом, впереди тебя кто-то «протормозил» - и ты «попал» на штраф.
- На твой взгляд, дороги в Кирове и Кировской области в последние годы стали лучше?
- В городе дороги плохие. Понятно, что денег в бюджете нет. Ямочный ремонт проблемы решает лишь на время. В районах Кировской области дороги более-менее нормальные. Трасса стали заметно лучше по направлению на север.
Мы еще долго говорим с ребятами о байкерской культуре. О том, что взаимовыручка у мотоциклистов на дороге встречается значительно чаще, чем у автомобилистов. О кожаных «косухах», неизменном элементе образа байкера. Хотя уже давно появились гораздо более легкие и удобные материалы из текстиля, которые носят мотоциклисты. О байк-фестивалях и романтике дороги. О клубе «Орден Преображения» и одном из самых известных кировских байкеров, ректореВятГУ Валентине Пугаче.
- Вообще мы со всеми байк-клубами в Кирове пытаемся поддерживать дружеские отношения, - уверяет Максим.
- Есть один клуб, который стоит особнячком, пытается себя позиционировать как единственный настоящий, - добавляет Игорь. - Взрослые люди искусственно загоняют себя в какие-то клубные рамки. А зачем? Я считаю так: мотоцикл для того и покупается, чтобы быть относительно свободным. И поэтому мы с Максом не «клубимся».
В салон заходит бородатый здоровяк. Мысленно надеваю на него «косуху» и «усаживаю» на байк. А Максим с Игорем, попрощавшись со мной, возвращаются к своему делу. Делу, которое любят и которым живут.
Александр Грислис
grislis@mail.ru