Поколение CHE
Вывеска «CHE PAY» появилась на здании бывшего «Физприбора» в конце 2010-го. Маленький город, где сарафанное радио испокон веков было лучшей рекламой, моментально наполнился разговорами про «новый крутой бар, где кидаешь одежду на вешалку и пускаешься в отрыв». «А еще там не кормят совсем... зато с едой пускают, и танцевать можно где тебе вздумается, хоть на столах», «в Кирове реально такого раньше не было» - телеграфировали очевидцы. Легенда о ЧЕпае гласила: некий Игорь Мышкин съездил в Питер, потусовался по злачным местам и привез из Северной столицы в Киров «идею бара». А тут подхватили... и понеслась. Откуда взялся тот самый Игорь Мышкин и так ли уникален «CHE PAY» выясняла газета «Бизнес Новости» в пятницу 24 июня, когда бар «открылся навсегда» (так, по крайней мере, гласила афиша).
Легенда о ЧЕпае
За час до полуночи тройка делегатов из «Бизнес Новостей» (журналист, фотограф и не в меру любознательный IT-директор) подбирается к дверям бара.
- Ручку на двери так и не сделали, - как-то машинально замечаю я, глядя на зияющую дырку в том месте, где у всех приличных дверей бывает ручка.
- Это они принципиально. У них система такая: подходишь, звонишь в звоночек (вон там слева), тебе открывают и пускают внутрь. Если понравишься Фейсконтролю. Все как в лучших английских домах, - отзывается знакомая девушка. Тут вообще сложно уберечься от встречи со знакомыми...
Фейсконтроль Стас - лицо заведения. «Зеркальные очки» (которые он, кстати, потерял в тот вечер), красные подтяжки, такая же подтянутая, как подтяжки, фигура. Мачо. Задача номер один - оберегать бар от нежелательной публики (пьяных, несовершеннолетних и т.д. Гопники сюда, разумеется, тоже пытаются попасть). Здесь уже бывали потасовки и драки, и за заведением даже закрепилась соответствующая репутация места, где можно стать свидетелем чуть ли не кровавой бойни или запросто «ширнуться» чем-нибудь запрещенным.
- Все неправда, - утверждает тот самый Игорь Мышкин из легенды о «ЧЕпае». - Были царапины, да. Наученные опытом мы усилили охрану и тщательно фильтруем публику на входе. Бар маленький. Можно себе это позволить. А про наркотики, это вообще бред. У нас, кстати, работают переодетые сотрудники Госнаркоконтроля в штатском и все это безобразие отслеживают.
Игорю 28 лет. Не женат, влюблен, худощав, ездит на 99-й «ладе». Проворно перемещается по заведению, говорит быстро и несколько смущается под прицелом объектива фотоаппарата (или опасается угрюмого крупногабаритного фотографа, кто его знает...). В магазинах Игорю не всегда продают алкоголь, уточняя «не рано ли еще?».
В «ЧЕпае» у молодого бизнесмена есть собственный «шахматный» столик. Для непосвященных на столе лежит дежурная записка: «Не занимать. Директор». Игорь принес стол из дома. Рядом шкаф - тоже «выходец» из квартиры совладельца бара.
Шкаф достался мне по наследству от деда, - рассказывает Игорь. - У нас тут так заведено: каждый может оставить в баре частичку себя. Один из компаньонов привез из дома пианино, подсвечники. А над барной стойкой висит плакат группы «Metallica» - его принесла моя девушка и теперь это такая нетленная вещь в баре. Это святое. Люди приносят нам старые телефоны, которые мы прибиваем к стене... сурово, гвоздем через дисплей. А Сергей Котельников, один из первых гостей бара, из компании «Имлайт» подарил череп медведя, теперь он стоит на барной стойке.
Барная стояйка, кстати, исписана людьми, которые здесь бывали. «Им все можно, потому что гости - это главные, что делает атмосферу бара», - уточняет Игорь. А атмосфера бара приносит Игорю деньги. Сюда, по сути, за ЧЕатмосферой и идут.
Интим в толпе
«Отрыв». Бесповоротный и беспощадный. Здесь CHEловеки совершают CHEпоступки в CHEсостоянии, говорится в группе «CHE PAY» в соцсети «ВКонтакте». Тут же идет обсуждение на тему «кто что пропил в Чепае». Среди пропитого - куртка, честь, совесть, деньги, разумеется, печень, батарейка от телефона, приличное поведение. Кто-то умудрился пропить даже душу. Видимо продал ее какому-то ЧЕпай-божеству.
Здесь не соблюдается «зона личного комфорта». Гремящая музыка (играют The Rolling Stones, Deep Purple, AC/DC, The Prodigy, Tarantino, русский рок; единственное, что здесь никогда не услышишь - клубную музыку) схватывает слова на лету, так что все кучкуются и обнимаются, чтобы быть услышанным. Интим в толпе.
- Это своеобразная культура, говорит Игорь. - Люди таким образом общаются. Никого это не смущает. Тебе могут нечаянно на ногу наступить, толкнуть... атмосфера достаточно дружелюбная. Наоборот, чем больше людей, чем плотнее, тем веселее тусовка.
К полуночи бар набивается под завязку. Кажется, люди скоро начнут выпирать сквозь стены на улицу. Настольный футбол облеплен жаждущими победы, танцпол дымится, пробиться к барной стойке сквозь толпу весьма проблематично. Летом душновато.
- Заполняемость заведения - порядка 120-130 человек, - уточняет Игорь.
В ночь с 24 на 25 июня через «CHE PAY» прошло около 300 человек. К полуночи у дверей бара разворачивается типичная картинка из американских фильмов: толпа желающих проникнуть внутрь, кто-то уговаривает, кто-то скандалит, невозмутимый Фейсконтроль пропускает лишь самых избранных. Если выйдешь из бара, обратно уже вряд ли зайдешь. «В Кирове ли мы вообще» - на секунду возникает мысль в моей голове и быстро улетает в неизвестном направлении.
Несгибаемая система
- Когда люди приходят и говорят «Круто, мы как будто попали в другую страну», - для меня это лучший комплимент, - признается Игорь. - Я бы не сказал, что это какой-то прорыв в сфере барной индустрии... Для Кирова - может быть, потому что заведений такого формата здесь еще не было. Но в других городах они работают успешно.
Легенда о ЧеПае вполне правдива. Идея бара действительно подсмотрена Игорем в Санкт-Петербурге.
- Я давно задумывался о том, чтобы открыть какой-то объект общепита, - рассказывает Игорь в свойственной ему поспешной манере. - Когда я распрощался со всеми работодателями, у меня была мысль открыть сеть кофеен. Поехал в Питер, чтобы встретиться с компаниями, которые предлагают франшизу. Три дня встречался, а еще четыре дня мы с другом тусовались в питерских злачных местах.
- Хорошенькая командировочка...
- Да. Посмотрев на то, что творится в питерской барной индустрии, я подумал: «ну их нафиг, кофейни. Буду открывать бар».
Нашел единомышленников, свозил в Питер, чтобы те получили «адреналиновый укол». Скинулись (сколько вложено денег Игорь не рассказывает, ограничившись фразой «любое нормальное заведение общепита требует вложений от 3 млн и более»). Какую-то часть денег заняли, так как не уложились в лимит примерно на 40%. Долго и тщательно продумывали концепцию, дизайн бара.
- К нам приходят иногда люди, смотрят на обстановку и говорят: «О, да у вас тут вообще ничего не сделано», - несколько ехидно начинает рассказывать Игорь. - А на самом деле перед дизайнерами такая задача и стояла: чтобы человек зашел в заведение и подумал, что тут так всегда и было. Чтобы все было естественно. Проект был продуман «от» и «до». Мы только над зонированием бились месяц. Так что после открытия не было таких моментов, которые бы нас удивили. Удивила только наша популярность. Изначально был лишь один вопрос: зайдет или не зайдет такой формат в Кирове. В Питере подобные заведения пользуются бешеной популярностью. Но то Питер. А тут Киров. И это две большие разницы, как говорят в Одессе. Мы рискнули. Формат зашел. Мы довольны.
- Мы - это кто? - спрашиваю, уже догадываясь, что этого человека я сегодня, похоже, видела.
- Алексей Семенов. Такой лысый мужчина, - подтверждает мои догадки Игорь. - Мы очень давно знакомы, выросли в одном районе, дважды работали в одних компаниях - сначала в «Эльдорадо», потом в «Глобусе». Алексей - мой компаньон, друг и вообще опора по жизни. Есть еще один человек в команде, но он особо не принимает участия в непосредственной работе.
К стартапу ребята готовились около года. В «Фабрике» то не было воды, то отопления. А здесь, кстати, не дешевая аренда: центр города, красная линия, отдельный вход. Но компаньоны готовы платить, ибо придерживаются правила: «в успехе заведения есть 3 ключевых пункта - расположение, расположение и расположение».
- Никто палки в колеса не вставлял? - интересуюсь, ожидая услышать порцию страстей в духе «скандалы, интриги, расследования»?
- Были поползновения определенных людей, - сдержанно отвечает Игорь - Они приходили к нашим арендодателям и говорили: «Что нужно сделать, чтобы ребята съехали и мы работали на этом месте»? Но у нас выстроены хорошие партнерские отношения с арендодателями.
- А чиновники как? Взяток не просили? - не унимаюсь я.
- Мы ни копейки не заплатили, - продолжает гнуть свою линию Игорь. - Нам, кстати, многие шли на встречу в разных вопросах. Но в целом вся система выстроена не грамотно. Если в столице в плане согласовательных процедур появляются новые веяния (там же постоянно открываются какие-то заведения), то до нас эти веяния доходят опосля. Согласующие инстанции здесь не настолько гибкие. Чиновники боятся сделать что-то не так, получить «ай-ай-ай» и стараются соответствовать букве закона (при том, что САНПИНы безнадежно устарели). Это не их минус. Но это их работа. К сожалению. В итоге, чтобы открыть заведение, тебе приходится платить за аренду помещения несколько месяцев, не имея возможности осуществлять в нем какую-либо деятельность. Беготня, бумаги...
Но все идет по плану, утверждает Игорь. По плану ЧЕ, видимо.
ЧЕпаем надо жить
Кстати, изначально бар должен был называться «Пятница». Уже был почти готов логотип («Пт.»), но пока решались все бюрократические вопросы, в Кирове открылось заведение «7 пятниц». Поэтому мыслительный процесс по придумыванию имени бару пришлось начать заново. Как вариант, например, рассматривали название «Прибор» (бар находится в здании бывшего «Физприбора»).
- Эта идея, кстати, понравилось Роме Веселкову. «Бар Прибор. Бор Прибар. Клево», - сказал нам Рома, - вспоминает Игорь. - Думали назвать еще «Не бар»... такой бар есть, кажется, в Москве. По одному вычеркивали названия со страницы. «CHE PAY» оказался меньшим из всех зол.
- Почему ЧЕпай - задаю, наконец, вопрос, который мучил меня до этого несколько недель. - ЧЕпай - это он? Или оно? Или это какая-то философия? Что это?
На мгновение задумавшись, Игорь отвечает:
- CHE - это самое узнаваемое в мире сочетание букв. То, что связано с ЧеГеварой, со свободой... да масса ассоциаций. Мы хотели подчеркнуть эту связь с ЧЕ, раздвинуть рамки, дать людям больше дозволенности, и такой атмосферой привлечь людей, которые хотят чувствовать себя свободными. А исторический персонаж Чапаев тут ни при чем. Да и молодежь,я думаю, воспринимает Чапаева больше как анекдотический персонаж. А это, опять же, позитивная смысловая нагрузка.
- Пришли те, кого вы ожидали?
- Конечно, всегда хочется, чтобы в твоем заведении тусовались люди, которым от 25 до 35- это наиболее обеспеченный слой. Но мы изначально понимали, что такого не получится. У нас аудитория в возрасте от 18 до 28 лет. Это костяк.
- Почему у вас нельзя поесть?
- Все задают такой вопрос. И удивляются: как так не есть? А приходят и не едят. И всем нравится.
- Худеют...
- Ага, худеют. Помещение не позволяет нам сделать кухню. Да и концепция бара этого не предусматривает. Мы изначально четко определили формат - пати-бар (бар для вечеринок), и даже не заморачивались по поводу кухни.
Игорь вежлив и открыт. Но в первом часу ночи, сидя за рулем своей машины (в баре разговаривать невозможно), он выглядит уставшим.
- Ты добился чего хотел? - спрашиваю я.
- Да, потому что четко знал, к чему шел, - говорит Игорь с какой-то железной уверенностью. - Теперь это мой хлеб. Сейчас, на начальном этапе бизнеса, я зарабатываю больше, чем если бы работал на дядю. Но и нервотрепки прибавилось. Ухожу из бара, в голове куча мыслей, так что я иногда уснуть не могу. Проект слишком индивидуален, его нельзя отпустить. Им надо жить. А хочется нормальный рабочий день с перерывом на обед (тут мы оба вспоминаем, что обедали сегодня где-то в районе пяти часов вечера и пора бы поужинать). Если бы платили достаточно денег, я бы не подумал открывать свой бизнес. Но в Кирове слишком мало должностей с зарплатой, которая бы меня устроила. И расти до них долго, а жить хочется сейчас. Поэтому идея заняться бизнесом зрела во мне очень давно. Еще когда учился на юриста, понял, что не пойду по этой дороге. А потом один мой хороший друг подарил мне книгу Олега Тинькова «Я такой как все». Он говорит: не бойтесь, открывайте, старайтесь. Вот открыли, стараемся. Знаешь, каждый российский мальчик хочет свой бар. Так что, получается, сбылась детская мечта.
К тебе лично приставку ЧЕ можно приставить?
- Заведение, такое, какое оно есть - это не я. Это ребята, которые работают у меня барменами, диджеи, весь персонал. Они все молодцы и им огромный респект.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com