Свободный PR
18.01.2015 20:06:00
4308
0
Полгода назад небезызвестные «пиарщики» Вятской ТПП Елена Маркова и Эльвира Бокова ушли в «свободное плавание» и теперь мечтают попасть в Топ-10 лучших пиар-агентств страны.
Четыре высших образования на двоих, увесистый багаж опыта и знаний в сфере PR-технологий, маленькие дети и любящие семьи, а теперь еще и совместное PR-агентство. Полгода назад небезызвестные «пиарщики» Вятской ТПП Елена Маркова и Эльвира Бокова ушли в «свободное плавание», уже успели реализовать несколько проектов и одно серьезное мероприятие — фестиваль СМИ «На 7 холмах», а теперь мечтают попасть в Топ-10 лучших пиар-агентств страны.
Без кубинских сигар
В маленьком офисе «Агентства развития стратегических коммуникаций» в четверг утром все готово к встрече гостей — чай, конфеты, аппетитные круассаны, свежий номер «Бизнес Новостей» на журнальном столике. В соцсетях уже красуется фото «банкета». «Чувствуется рука мастера», - ставлю мысленный «зачет» хозяйкам офиса за теплый прием и дружеский пиар.
- Мы позавтракать не успели, а кто сыт — тот продуктивен, так что угощайтесь, - приглашает к столу Елена Маркова, приветливо улыбаясь. Улыбаться и смеяться мы будем ближайшие два часа. Не интервью — а праздник. Видимо, создавать хорошее настроение - это у них профессиональное.
Девушки познакомились в 2008 году, когда Эльвира пришла в Вятскую ТПП на собеседование к Елене Марковой, которая возглавляла Управление информации и связей с общественностью. С тех пор они поддерживали отношения, а с 2009 года стали вместе работать в Палате, пока Елена не ушла в декретный отпуск, а Эльвира не стала главным редактором журнала «Меркурий».
- Видимо, за те два года, когда мы встречались только по «личным» делам, нам стало не хватать друг друга в профессиональном плане, - улыбается Эльвира. - Однажды Лена пришла и сказала: «А давай работать по-серьезному. И вместе».
- Конечно, не было такого, чтобы мы сели с Элей, закурили кубинские сигары и решили, что пора что-то менять в этой жизни, - смеется Елена. - К этому решению шли планомерно. Работая в Палате, мы постоянно вращались в предпринимательской среде. Видели много примеров различных бизнесов. Это был многолетний анализ — стоит или не стоит быть предпринимателем?
- Стоит?
Елена: Стоит. В нашем случае большим стимулом к открытию собственного дела стало еще и рождение детей. Это серьезный процесс переосмысления всего.
- Похоже у девушек в декрете что-то делается с головой (в хорошем смысле): многие не выходят на прежнюю работу, меняют жизнь кардинально, открывают бизнес.
Елена: В декрете у меня был первый творческий «бзик»: я начала шить одежду в стиле FAMILY LOOK под брендом «МОДНООДНО». Дочка меня вдохновила. Мне всегда нравилось одеваться красиво, а когда у тебя дочка, наряжать ее сам Бог велел. Как говорится, в куклы в детстве не наигралась. К тому же по первому образованию я конструктор-модельер, с огромным удовольствием закончила технологический колледж, и на меня даже возлагались серьезные ожидания в плане продолжения династии швей (у нас эта линия шла в четырех поколениях). И вот однажды на Новый год я выпросила у мужа швейную машинку (правда, учитывая, что достаю я ее все реже и реже, он в такие моменты припоминает мне «экономическую целесообразность» данного шага). Все началось с пошива летнего комбинезона. Я сшила нам одинаковые наряды и увидела, что на улице все искренне улыбаются, удивляются. И я подумала — а почему бы и не попробовать? В конце года, кстати, состоялся закрытый показ зимней коллекции. Это было мероприятие с потрясающей энергетикой! Мне кажется, пропагандировать семейные ценности, в том числе через одежду, вполне возможно. Быть семьей сегодня здорово и модно. Но пока «МОДНООДНО» - не инструмент зарабатывания денег, это приятное дело для души. Чтобы выводить такую идею на профессиональный уровень, нужны серьезные вложения в производство, команду конструкторов, швей, надежные поставщики качественных тканей.
В один прекрасный день пришло понимание, что только идеей сыт не будешь, и лучше вернуться к делу, в котором уже владеешь определенными навыками, и где не требуется серьезных вложений. Главный актив - мозги!
Эльвира: Этот аргумент стал ключевым, когда мы принимали решение открыть пиар-агентство: нам не нужны были капитальные вложения. Мы не брали кредитов, чтобы начать работать. Рисковали только собственным временем и незначительным количеством денег.
- Не страшно было уходить в свободное плавание? Когда ты работаешь в крупной компании, тебе, как минимум, не нужно искать заказы самостоятельно...
Лена: Знаешь, Маш, очень важно не засидеться на месте. И вовремя почувствовать черту. Я убеждена, что нужно приносить пользу компании, когда ты эффективный сотрудник, когда ты на пике своей профессиональной активности, вкладываешься мозгами, делом, временем. Нужно уметь вовремя остановиться. Причем именно в момент стремления к точке совершенства, а не когда начинается «спад». Я почувствовала эту грань, поняла, что я реализовалась в рамках Палаты и мне как глоток свежего воздуха необходим новый виток в развитии. Постоянное саморазвитие — это жизненная необходимость для нас с Эльвирой. Эля, кстати, сейчас получает второе образование (журналистское), заканчивает магистратуру.
Время больше думать
- Кризис вас не пугает?
Эльвира: В нашей стране вообще жить непросто. Может быть, рост будет не таким активным, как мы наметили в прошлом году. Но не думаю, что предприятия откажутся от пиара совсем. Проекты есть, работа есть.
Лена: Кризис — это повод больше думать и принимать нестандартные решения. Тем более, у нас есть опыт работы с нулевым бюджетом: в 2009 году нам приходилось реализовывать проекты вообще без какого-либо финансирования. Сегодня мы будем совершенствовать эту практику и стараться с минимальными затратами достигать задач, поставленных клиентом. Кстати, в условиях кризиса многим компаниям выгоднее работать с пиар-агентством, нежели иметь штатного специалиста.
Допустим, но спад на рынке, надо полагать, все равно будет. А конкуренты тоже не дремлют. Кстати, много ли у вас конкурентов и какие они?
Елена: Если человек, который интересуется рынком пиар-услуг в городе, попробует найти что-то на эту тему в поисковиках, он ничего не обнаружит. Конечно, есть масса БТЛ-агентств, рекламных компаний и т. д. но пиар-агентства в классическом его понимании в Кирове нет. Возможно, всему свое время. И мы думаем, что это время пришло. Что же касается конкурентов, то здорово, что они есть. Мне предпочтительнее называть их коллегами. У каждого специалиста своя специфика и свой инструментарий в работе. Иногда проекты бывают общими, и мы работаем вместе. Пиарщик — это командный игрок, если какие-то амбиции не позволяют тебе играть в команде, делать в профессии нечего. Вообще, мы ставим себе задачу — способствовать развитию нашего пиар-сообщества. У нас в городе достаточно талантливых специалистов в этой области, если суметь объединить этих людей, проанализировать нашу работу, обсудить совместные задачи, реализовать интересные проекты, можно создать в Кировской области сильное профессиональное пиар-сообщество. Этой работой мы занимаемся на протяжении нескольких лет.
Тут важно, чтобы и вторая сторона - клиенты — тоже менялись.
Елена: Сейчас, когда бизнес более мобильный и компактный, предприниматели стараются быть «в теме», пусть и поверхностно, но понимают важность пиар-процессов. Понимают, что значит вовремя сказанное слово журналистам, понимают, чем может грозить ответ «мне это не интересно, перезвоните позже». Это показательно, когда общаемся с предпринимателями, что уже не приходится объяснять значение буковок «PR». Но градация клиентов, безусловно, есть. Если мы работаем с «заводом», то понимаем, что там своя иерархия взаимоотношений, своя сложившаяся система. Приходится наш профессиональный сленг переводить на обычный язык (никаких «планингов» - только «список необходимых дел»). Приходится подбирать нужные слова и нужную аргументацию, потому что важно на одну и ту же задачу смотреть одинаковыми глазами.
Эльвира: Еще важно, что многие клиенты хотят получить результат, причем финансовый результат, здесь и сейчас: сегодня вы провели презентацию, а завтра должно прийти энное количество клиентов. Так не бывает. Объяснить это очень сложно.
Елена: И вообще, конечно, проще работать с людьми, не обремененными стереотипами, мол, «я же директор, в солидном костюме, умный, а тут какие-то барышни мне что-то советуют»...
Как раз хотела спросить — как вас, молодых, красивых девушек, воспринимают «солидные господа в солидных костюмах»?
- Мы когда ходим к клиентам — не смеемся, - заливисто смеются Елена и Эльвира. - А если серьезно, то имя, заработанное еще во время нашей деятельности в Палате, сейчас работает на нас (за что огромная благодарность нашему наставнику - Николаю Михайловичу Липатникову).
Маляр и марийский заяц
Пиар — это то, чем вы бы хотели заниматься всю жизнь?
- Да, - единодушно отвечают девушки.
Эльвира: Не знаю, как мы будем выглядеть в пиаре, когда нам будет по 60 лет…
Елена: Будем солидными дамами в очках в золотой оправе и с серебряной шпилькой в волосах.
Эльвира: Так или иначе, эта сфера всегда держит человека в тонусе, всегда есть возможность черпать новые мысли. Это очень интересно. У меня был опыт работы помощником руководителя, но я бежала оттуда сломя голову, потому что была прикована к одному месту, должна была выполнять строгие поручения... Никакого права на творчество. А вообще все начинается с мечты. Мы мечтали реализоваться не только в плане карьеры, но и как мамы. Сейчас мы можем больше быть с детьми, так как сами планируем свой график и нам уже не надо дрожащей рукой открывать кабинет руководителя со словами: «Разрешите отпроситься, мне нужно забрать ребенка».
Елена: Свое дело дает определенную свободу. Но питать иллюзии по поводу того, что ты сможешь спать до 12-ти и все будет классно, - не стоит. На самом деле, все наоборот, приходится вставать и в 6 утра, и ложиться за полночь. Зато есть ощущение удовлетворенности от работы. Это главное. Когда нет драйва в работе, какая бы ни была сахарная должность, какую бы супер-зарплату ты не получал, - деньги все не решают. Важно, чтобы твой внутренний движок не давал тебе покоя. Так что предпринимательство, причем бизнес в сфере пиара — это осознанный выбор. Мне тоже себя удалось попробовать в разных ролях, так что есть, с чем сравнить. Какое-то время я работала менеджером по рекламе (и это была огромная школа), была ведущей на 33 канале, работала «марийским зайцем» - ходила с ушами и хвостом, раздавала у «Росинки» конфеты. Я даже работала официантом в летнем кафе после 9-го класса. Мама тогда мне сказала, что покупает мне путевку на море, а я зарабатывала себе на «всякую всячину в дорогу».
Эльвира: У меня был аналогичный опыт, только я красила забор у церкви. Я училась в лицее, мне купили путевку в Крым и сказали: «Если ты хочешь новые шорты, юбку и все остальное — работай».
Оптимист и реалист
Сейчас вы все-таки к чему стремитесь?
- Конечно, есть мечта. Безусловно, нам хочется попасть в топ-10 пиар-агентств России, - кажется, всерьез заявляет Елена.
- У Лены как обычно мечты масштабные, - улыбается Эльвира. - Лене всегда хочется, чтобы все было на широкую ногу. А я в нашем тандеме - рациональное зерно, хотя стараюсь крылья не обрезать. Кстати, все о чем мечтает Лена, в какой-то степени сбывается. Лена - великий оптимист, а я — реалист. Вместе мы воплощаем мечту в реальность.
Лена: Вот вы придете в следующий раз, а мы вас проведем по большому офису и будем рассказывать: «Здесь у нас IT-отдел, это - фэшн-отдел, здесь — спецпроекты... и вообще у меня 15 минут на разговор!»
Эльвира: Но мы на самом деле научились ценить время. Тем более, что у нас маленькие дети. Я не хочу быть на 100% карьеристкой в ущерб семье. Так организовать все, чтобы осталось время на общение с семьей, — сложно, но можно.
Лена: Материнство — это толчок к еще более жесткому тайм-менеджменту. Ты совершенно иначе воспринимаешь время, когда оно расписано по минутам.
Эльвира: Дети не должны страдать из-за того, что мы заняты в бизнесе. И мы благодарны семьям, которые относятся с пониманием к нашим творческим идеям.
Лена: Что бы кто ни говорил, но если женщина реализовала себя в семье, то на работе у нее появляются те крылья, та четвертая батарейка, чтобы нести доброе и светлое. Не будучи в гармонии с собой внутренне, ты не можешь эффективно отдаваться любимому делу. Важно выстроить эту гармонию.
Беседовала Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com