Только велосипед
Табуретка, стол, каталог и 10 велосипедов, - таким был магазин «Велопрофи» в момент своего рождения 8 лет назад. К 2013 году владелец магазина — известный в Кирове спортсмен Григорий Долгих — вывел «Велопрофи» на ведущие позиции. А скоро достигнет пика популярности и велодвижение в целом, убежден Григорий. Осталось только «победить» человеческую лень и понты.
«Родился в фуфайке»
Григорий Долгих — личность известная. Спортсмен, председатель областной Федерации экстремального велосипедного спорта, победитель множества различных соревнований по даунхиллу (DH - экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы на время; типичная трасса даунхилла — это крутые спуски, резкие повороты, неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев...). А еще Григорий родился даже не в рубашке, а как сказали ему врачи, в фуфайке: летом 2009 года на соревнованиях по miniDH в Нижнем Новгороде спортсмен упал с велосипеда и получил травму позвоночника.
- Вот я лечу,... почти вкатываю..тут у меня переднее колесо резко выскальзывает влево... - напишет позднее об этом падении Григорий. - Я не успеваю даже сгрупироваться и врезаюсь головой в небольшое дерево.. Доля мгновения просится, пока я кувыркаюсь хрен знает куда и останавливаюсь. Шок. Дыхание сбило напрочь, могу только кряхтеть и стонать. Сдергиваю шлем, трогаю нос - сломался... все в кровище... Пытаюсь встать и не могу...
Месяц Григорий лежал не двигаясь, затем снова научился ходить. Однако скоро выяснилось, что, если срочно не сделать дорогостоящую операцию, его в любую минуту может парализовать. Деньги собирали всем миром. И, кстати, собрали.
Об этой истории писали газеты, снимали сюжеты. Мы, по долгу службы, беседуем с Григорием сугубо на профессиональные темы, не заглядывая в его медицинскую книжку.
Табуретка и 10 велосипедов
- Здесь у нас мастерская. Самая лучшая мастерская в городе, - говорит Григорий улыбаясь. Он подтянут, уверен в себе, стоит, облокотившись на стойку, и по-хозяйски обозревает свой магазин. «Мастерская» — это механик Дмитрий Вячеславович и его небольшой рабочий стол прямо в торговом зале. Справа от «мастерской» выстроились в ряд новенькие велосипеды, склонив рули в сторону покупателей. В коридоре стоят «прокатные» велосипеды и велосипеды «на ремонт». Все это велосипедное изобилие создавалось около 8 лет.
- Бизнес начинался с табуретки, стола, каталога и примерно 10 велосипедов, - Рассказывает Григорий (в то время владельцем он еще не был). - Рынок тогда был перенасыщен всевозможными дешевыми велосипедами за 5-6 тысяч, а стоимость велосипеда напрямую отражает его качество. Мы же решили заработать себе имя на продаже хороших велосипедов, пусть и дорогих. Конечно, людям тяжело было понять, почему велосипед стоит чуть дешевле «шестерки», а иногда и дороже. Но были и те, кто понимал. Это как раз те люди, которые купили дешевые велосипеды, покатались на них и поняли, что должно быть что-то лучшее. С этими люди мы и работали.
Приносить прибыль магазин начал только через пару лет, когда переехал от «Универмага на Спасской» к магазину «Книги» на ул. Ленина в более просторное помещение. А еще через некоторое время компаньон Григория предложил ему выкупить бизнес.
- И я купил, - рассказывает Григорий. - Так даже проще, когда ты один. Когда компаньонов несколько, постоянно возникают какие-то споры... Мы, например, спорили — нужно ли открывать прокат. Тогда взять велосипед на время можно было только в «Авангарде», но цены были просто сумасшедшие — по 500 рублей в час. Я предложил партнеру открыть прокат, он сомневался. Сегодня очередь на прокат велосипедов на выходные у нас занимают в среду-четверг.
Сплошные велосипедисты
- Насколько вообще велосипеды в Кирове популярны?
- Велотема очень популярна. И в этом для нас и плюс, и минус. Несмотря на то, что город по площади маленький, у нас очень высокая плотность магазинов. Каждый второй открывает магазин велосипедов. Но они немного не понимают, что это очень сложный бизнес. Во-первых, он сезонный. Кроме того, нужно быть специалистом в велосипедах (все, кто в этой сфере работает, так или иначе связаны с велосипедами), в противном случае ты не сможешь развивать бизнес, не будешь понимать, что будет востребовано в следующем году, какие есть тенденции. Ну и высокая конкуренция. Мы «выезжаем» только за счет того, что мы профессиональны, эксклюзивны по брендам, и у нас есть постоянные клиенты. Те, кто покупали у нас велосипеды 5-6 лет назад, приходят к нам снова, потому что они довольны. В нашем городе нельзя работать как в Москве - лишь бы продать, а что клиент не доволен — так это ничего, другой придет. У нас люди очень чувствительные, стоит человека один раз обмануть, он в этот магазин больше не пойдет, и не будет рекомендовать его своим друзьям и знакомым. А сарафанное радио — один из лучших источников рекламы в нашем городе. Мы проводили анализ: вкладывали серьезные средства в рекламу на радио, в газетах, на телевидении, а потом резко перестали рекламироваться везде. И знаете что произошло? Ничего не изменилось.
- Вы говорите, что бизнес сезонный. А что вы делаете зимой?
- Зимой? Готовимся к лету, - Григорий смеется. - На самом деле, есть безумное желание начать торговать еще и зимним ассортиментом, но пока это упирается в площади.
- Разве в Кирове много кто катается зимой на велосипедах?
- Катаются. Я помню, когда мы только начинали кататься зимой, люди на улицах нас фотографировали - что за дурак едет. Где-то даже сохранилась газета, в которой наша фотография и подпись к ней: «В 20-градусной мороз был замечен велосипедист»... Смешно! На самом деле зимой на велосипеде можно кататься точно так же, как и летом, нужно только соответствующим образом одеться и по возможности укомплектовать велосипед шипованными покрышками. Тогда велосипед становится универсальным видом транспорта на весь год. Кстати, для катания в Кирове в виду нашего рельефа лучше всего подходит горный велосипед с 26-29-дюймовыми колесами. На нем можно проехать по бордюрам, скатиться с лестницы, забраться в любую горку особо не напрягаясь.
Утопические велодорожки
- Скатиться с лестницы, проехать по бордюрам... Мы когда-нибудь доживем до того момента, когда ездить на велосипеде в Кирове станет безопасно?
- Безопасность движения на велосипеде, в первую очередь, в руках самого велосипедиста. Есть три простых правила: не ездить в плеере, всегда надевать шлем и соблюдать правила дорожного движения. И еще уважать других участников движения — пешеходов, автомобилистов.
- Вы, кстати, ездите по дорогам или тротуарам?
- Я езжу и там, и там.
- Так нельзя же по тротуарам.
- По идее, да. Но если я, например, еду в час пик на велосипеде, сбоку на дороге — там, где я мог бы ехать, припаркована куча автомобилей, все остальное пространство занято несущимися машинами... Где мне ехать?
- А что делать?
- Выезжать на тротуар.
- Что-то же можно изменить... Собраться всем велосипедистам, написать письмо Быкову...
- Собирались, писали. Если говорить про «велосипедные» города, то есть очень хороший пример — город Амстердам. Его реконструировали 2 или 3 раза, причем сносили дома (!!!) только для того, чтобы создать безопасную велосипедную инфраструктуру. Там везде велодорожки, и до ближайшей машины, которая движется параллельно, - метров 10-15. Но в условиях нашей страны и нашего города сделать нечто подобное просто нереально. Даже в Москве, где пытаются делать велодорожки и выделяют на это средства, я считаю, все сведется к банальной показухе.
- То есть все эти разговоры о велодорожках...
- А где их делать-то в Кирове? Деревья рубить? Так их и так уже не осталось. Чуть-чуть изменить ситуацию позволило бы перекрытие некоторых дорог для автомобилей. А впрочем, ребята и в сегодняшних условиях находят интересные места для катания - Филейка, Дендропарк, Заречный парк, - часто рисуют себе маршруты от нескольких десятков до несколько сотен километров и едут по ним.
Велотуризм для продвинутых
- Вы не думали развивать в Кирове велотуризм?
- Не будем забегать вперед. Какие-то конкретные идеи о том, что можно было бы развить в городе в отношении велосипедов я не хотел бы озвучивать. Люди в Кирове не любят думать, они любят смотреть, у кого что получается и копировать бизнес. Это большая проблема. Причем так в любой сфере.
- Что касается велотуров, то это очень специфический бизнес. Одно дело - байдарочные туры, когда купил байдарку, посадил пьяных ребят, повел по реке, - подключается к разговору управляющий магазином Константин. Он, оказывается, инструктор по туризму. - Другое дело — велоспорт. Здесь нужна физподготовка. Мы в 2000-х годах водили велопоходы от федерации туризма, но в этих походах все время кому-то становилось плохо... Так что велотуризм — это для продвинутых. А их нам приманивать уже нечем, они все сами могут любой тур организовать.
- Сейчас у нас ребята в Армении, - подхватывает Григорий. - Собрались, обсудили маршрут, набрали группу, упаковали велосипеды и уехали.
- А мы собираемся в Израиль, - говорит Константин. - А в том году в Шри-Ланку съездили.
- Есть и такие ребята, которые ездят по 10-20 тысяч км через всю страну, но таких единицы, - добавляет Григорий. - Вы не думайте, что мы не изучаем эту тему. Коммерческие велотуры организованы, например, в Крыму. Но там вложены огромные бюджетные деньги в инфраструктуру этого направления. А что у нас? Допустим, собрали мы тур, нашли желающих, отъехали 50 км — лес, никаких гостиниц, никакой инфраструктуры. Поэтому поставить туризм на коммерческие рельсы здесь крайне сложно.
Лень и «понты»
- Григорий, а вы в обычной жизни для перемещения в пространстве используете машину или велосипед? Из дома на работу, например?
- Если бы было одно место работы, когда ты приехал, весь день провел на работе и уехал домой — однозначно использовал бы велосипед. Это гораздо удобнее, чем машина. Всегда можно точно спланировать, сколько времени тебе понадобится, чтобы добраться до работы. По поводу погодных условий тоже не стоит волноваться - есть соответствующая одежда.
- Так отчего же все не пересели на велосипеды?
- Лень. К тому же основная масса людей считает, что велосипеды — это не престижно. Если ты директор какого-то предприятия, с чего вдруг ты на велосипеде поедешь?
- Но ведь есть велосипеды, которые стоят, как машина?
- Есть. Но на них же этого не написано. А если ты едешь на «Бентли», все сразу понимают, кто есть кто(ну или кто на чем). Хотя уже и в Кирове есть, люди, которые перебороли в себе этот пережиток прошлого, они ездят на велосипедах, и их подчиненные, глядя на руководство, тоже пересаживаются на велосипеды. И знаете, вообще велосипедная сфера — она саморегулируешаяся , развивается сама, причем только в том направлении, в котором она должна развиваться. Допустим, стало больше велосипедов — поставили велопарковки. Правда, пока все это убого выглядит и практически не работает, потому что нет камер видеонаблюдения и ответственных людей, но минимальный шаг вперед сделан. Будет еще больше велосипедов — что-то еще измениться, появится что то новое. Проблема только в том, что у нас город очень инертный, и что-то новое донести до людей сложно. Мы как-то хотели организовать велопарк(не путать со скейтпарком), разработали проект, пришли в правительство, но поддержки никакой не нашли. Мы пока в глазах чиновников — группа придурков. Нам в принципе это прямым текстом сказали)
- Полагаю, и как предприниматель особой поддержки вы не наблюдаете?
- Да лишь бы не мешали. А поддержки мы никогда и не просили. Мы живем в России, и у нас вряд ли начнут выдавать кредиты предпринимателям без залога и без процентов, как в некоторых других странах. У нас страна больших возможностей, но с нуля что-либо начать очень сложно. Все всегда упирается в оборотные средства, в ресурсы.
- Однако кому-то удается. А вы теперь еще и строительное направление развиваете, правильно?
- Да. начали мы чуть больше года назад. Занимаемся общестроительными работами, кровельными работами. До этого на стройке я работал не один год — мастером, бригадиром, потом сформировал несколько своих бригад. И для того, чтобы не работать через посредников и не быть постоянно в качестве подрядчиков, мы организовали свою строительную фирму.
- С чисто финансовой точки зрения вы делаете ставку на велосипеды или на строительный бизнес? И что вам больше интересно?
- Велосипеды — это не столько более перспективное направление, сколько более стабильное. Оно перспективно скорее на будущее, так как будет развиваться, в любом случае. И это направление мне более интересно так как сочетает и хобби и спорт и бизнес. Строительство же интересно с точки зрения чистого бизнеса . Этот бизнес позволяет более быстро зарабатывать. Но я не знаю людей, которые фанатично занимались бы стройкой только потому, что им это нравится.
- Вы счастливый человек?
- Понимание счастья у всех свое. Я не скажу, что я не счастливый, но до полного счастья еще есть к чему стремиться.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com