Вдохновение от маминой матрешки
Смотрю сайт Дома моды «Fashionista». Кировский. Стильный, информативный, и, на первый взгляд, совсем не провинциальный. Там еще не так разнообразно, как на сайте любого другого бренда модной одежды, но весьма привлекательно и не «местечково». Звоню его владелицам. Молодые девушки-сестры Наталья и Дарья открылись только полтора года назад, а попасть в их расписание уже достаточно сложно.
Небольшой уютный офис почти в центре города: в одной комнатке ждущие своих хозяек платья на вешалках, не слишком бросающийся в глаза символ одной из европейских столиц моды — маленькая копия Эйфелевой башни, и примерочная. Другая выполняет роль кабинета: белые диваны, журнальный столик в виде черного куба, компьютерный уголок. Там и размещаются передо мной две красивые девушки, которыми я не перестаю любоваться на протяжении всего разговора: блондинка в ярком полосатом комбинезоне и брюнетка в красном.
Слышала, начиналось все с Барби. Вы шили одежду куклам, потом начали шить и себе. Это так?
— Да, если погружаться далеко в прошлое, это так, - очаровательно улыбается блондинка Наталья. - Вместо того, чтобы просить маму что-то покупать, мне было интереснее шить самой. Потом, когда я училась в университете, уже шила сама себе одежду, что-то брала из магазинов и перешивала, позже решила, что надо давать жизнь и старым вещам. Мне не нравилось выглядеть как все, не нравилось надевать одну вещь несколько раз. Кроме того, наша мама — художник. Всю жизнь мы наблюдали за тем, как она рисовала матрешек на нашей известной фабрике.
Вы с детства, наверное, учились в художественной школе?
— Нет, как ни странно, в музыкальной, - говорит Дарья. - И профессионального образования в швейном деле мы не имеем. Я - философ и сейчас учусь на журналиста.
— А я юрист, - продолжает Наталья. - То есть в принципе мы никак не связаны с шитьем. Может быть, это творческое начало от мамы передалось. Я хорошо рисовала еще с детства: помню, с маленького фантика от конфеты перерисовала зайчика на листок, сделала открытку и подарила сестре. Сейчас это моя работа: я разрабатываю конструкцию, вижу, как грамотно соединить лекала. Вообще все начинается с ткани: я смотрю, как она играет, и у меня возникает образ.
А как зарождался сам бизнес?
— Я все время хотела в суд, мечтала быть судьей. - рассказывает Наталья, идейный вдохновитель дома моды и его непосредственный организатор. - Но пиковая точка случилась в позатом году: последняя практика по юриспруденции показала мне, что такое проблемы в женском коллективе. Меня это очень сильно оттолкнуло и обидело. Я поняла, что женщины — это великая сила. И решила, что надо начинать с чего-то своего. Закончила университет, написала бизнес-план, пришла получить субсидию как безработная. И не как многие — я действительно хотела вложить эти деньги (ред. - 60 тыс. рублей) в бизнес. У меня не было цели обмануть государство. Нас принимали по шесть человек (это моя любимая цифра), всем пятерым до меня отказали, поэтому они смотрели на меня несколько иронично. Я пришла со своими платьями, все рассказала. В комиссии, помню, сидел молодой мужчина. Мне предложили выйти, потом вызвали обратно и сказали: «На счастливые случаи у нас были оставлены последние субсидии, и мы решили вам одну дать». В тот день я решила, что точно буду заниматься именно этим.
На что хватило денег?
— Этого, конечно, было немного. Я купила планшет, создала интернет-сайт и закупила вроде бы манекены, сейчас не помню. Сейчас работаем по договору с одной фабрикой, но вскоре планируем найти свое помещение, закупить оборудование и нанять швей. Кроме того, нужен конструктор, закройщики. Наше большое преимущество в том, что у нас есть возможность изготовления наряда по индивидуальным меркам. А начинала я вообще одна, потом подключилась Дарья, потому что кто, как не близкий человек, может помочь. Даша моя вторая рука. Я бы не смогла найти себе кого-то по объявлению.
Сейчас как распределены ваши роли?
Н. — Я занимаюсь разработкой коллекций, поиском швей, работой с конструктором. Сама же выступаю и моделью для коллекций. Но не потому, что хочу чувствовать себя звездой. Считаю, что фотография должна быть продажной и как оказалось, это работает, если одежда на мне.
— Ну а мне фигура и рост не позволяют — говорит Дарья, имеющая более пышные формы.
Но вы же шьете не только для моделей 90-60-90?
Н. — Конечно. Это Даша преувеличивает. Мама вот, например, предлагает создать коллекцию для более шикарных женщин. Поэтому, как соберемся, сделаем.
Вам не мешают родственные связи?
Н. — Нет, у нас даже ссор не бывает. Мы, конечно, ругались в детстве, но когда понимаешь, что нет никого ближе, все меняется. Когда Даша уезжает в Москву, мне ее ужасно не хватает, мне надо ей рассказать обо всем, что у меня дома сломалось, как отремонтировать пульт. Даша всегда или подскажет телефон или сама позвонит.
То есть Даша такой организатор...
— Меня, - улыбается Наталья.
— Она просто творческая натура, - поддерживает ее Дарья, - и все пропускает через себя. И ей нужен человек, который будет ее охлаждать, который поможет в разных мелочах. Вот, сломался телевизор, вырубились пробки, я сходила и включила. Она просто не догадается. А мне другой быть нельзя.
Как рождаются модели? В приятных творческих муках?
Н. — Если раньше было время отслеживать коллекции, смотреть недели моды, то сейчас его нет. И точно могу сказать, что последние две коллекции создавались на собственном чутье. Безусловно, бывает так, что как вспышка какая-то мелькнет, увидишь коллекцию у Дольче и Габбана или Прада, ухватишь веяние моды, а дальше уже все в голове рождается. Так было у нашей мамы: она всегда шила себе то, что будет модно через год. Мы с Дашей не понимали, могли даже смеяться: «Не ходи с нами в школу, почему у тебя такое древнее пальто, как у нашей бабушки». А через год мы понимали, что она не ошиблась. Я сейчас не скажу, что у нас «подиумная» крутая одежда. Я бы, конечно, могла еще круче придумать, но одежда должна быть «носибельной», иначе она не будет продаваться такими объемами.
А почему именно коллекции: мне кажется, на нашем провинциальном рынке такой формат выпуска одежды продвигать сложно? Вы продаете только то, что сами считаете актуальным и ничего другого не шьете на заказ?
Н. — Рекламы, как вы видите, у нас немного, потому что постоянных клиентов хватает. Вначале очень многие просили нас сшить что-то конкретное, по картинке, например. Но мы не ателье. То есть, я сшить-то могу все, что угодно. Но дело именно в видении. Не всегда на всех все будет сидеть, грубо говоря. Не все - звезды. Главное, подача. Абсолютно простое платье можно подать с таким шиком, что все его захотят.
Д. — Можно шить на заказ, - продолжает Дарья, - но в чем тогда смысл организации всей марки, ее продвижения, названия. Можно просто открыть ателье, набрать швей, листать журнал и шить по нему. У нас же стоит цель организовать свой дом моды, что и подразумевает выпуск своих коллекций. Да, такое очень редко где встретишь. Магазины не могут себе такого позволить: они закупают партиями, а если есть франшиза, то никто ничего не выбирает и уж тем более не подгоняет одежду по фигуре.
Но и клиента под такой формат, наверняка, непросто найти?
Н. — Нет. У нас они абсолютно разные: и девочки-выпускницы приходят, и самые представительные дамы. Виктории Боне (ред.: известная российская телеведущая), к примеру, мы недавно предоставляли наше платье. В эти выходные в нашей одежде снимается вице-мисс России Алена Шишкова. А сейчас случился бум беременных. Для них же в городе ничего нет: ни платьев, ни юбок. Я счастлива, что мы можем им помочь: от них исходит такое добро.
А цены у вас, насколько я видела, не сильно демократичные?
Н. — Я обескуражена. Обычно наши покупатели говорят, что цены у нас невысокие. Есть, конечно, платье за 12 тыс. рублей, но оно эксклюзивное, есть фирменное пальто за 11 тысяч, есть золотое платье за 7 тыс. рублей. Но это из-за того, что оно из итальянских дорогих паеток. Чаще всего цены адекватные.
Прошло полтора года. Вы можете назвать себя успешными предпринимателями. Все ли получилось, все ли окупилось?
Н. — Я не очень люблю распространяться насчет финансов. Доверяю только очень близким людям. Но могу сказать, что окупилось все уже через три месяца после открытия. А об успехе, мне кажется, можно будет судить только лет через пять. Сейчас главное, чтобы это приносило удовольствие. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что я занимаюсь своим любимым делом. Я не работаю. Это моя любовь.
А что за дом моды в дальнейшем вы планируете?
Н. — Это наша самая большая мечта. Там будут проходить показы коллекций, закрытые мероприятия, также будет вестись работа по индивидуальным меркам. Возможно, я смогу работать не с картинками, а принимать индивидуальные заказы. Сейчас пока работать так нет времени. Даша будет управляющим этого бутика, а я буду творить.
А это нашему городу нужно? В любом случае существует такой стереотип, что Киров не развивается, что провинция деградирует и пр.
Н. — Да, у большинства именно такое мнение. У нас было столько возможностей уехать в Москву и наше дело там развилось бы с еще большей скоростью. Но я не хочу. Мне не нравится Москва. К тому же там отвратительные швеи.
Швеи отвратительные? Такого я еще не слышала...
Н. — Да, их работа некачественная, они просто зарабатывают деньги. Здесь девочки трепетно относятся к каждой вещи, спрашивают, понравилось клиенту или нет, потому что они видят уникальность своей работы.
А подобные амбиции у кого-то в Кирове еще есть?
Н. — Не знаем, благодаря тому, что много работы, нет времени замечать, кого-то отслеживать, считать конкурентами. Мы, скорее, смотрим на дизайнеров.
Кто ваши кумиры?
Н. — К Дольче и Габбана у нас общая симпатия. Мне нравятся также Эли Сааб, Ульяна Сергиенко. Люблю изучать американский и европейский уличный стиль
Д. — Мне нравится Александр Терехов.
А влияние маминой матрешки как-то сказалось на ваших коллекциях?
Н. — Пока нет. Но гжель и хохлому я отлично помню. Матрешки были везде и вопросы о том: «Как тебе мои клубнички» - тоже были всегда. Это наше все, мы любим нашу маму. Когда были помоложе, конечно, надоедало. Сейчас смотришь на это по-другому — я понимаю, какой труд мама в них вкладывала, как сложно придумать заказ. Сейчас так же и у меня: все ждут новую коллекцию, а я - в творческом кризисе. Мы стараемся придумывать каждый сезон новые вещи. Так больше никто не делает. Это сложно.
Девочки провели мини-экскурсию по своим уже готовым работам. Почувствовав себя в роли героя программы «Снимите это немедленно», мне захотелось тут же снять джинсы и нарядить себя в чувственно-женское красное платье в пол. А почему нет? Весь этот серый и одинаковый ширпотреб с плодовитого китайского рынка уж точно не привносит радости в нашу жизнь.
Беседовала Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru