Впали в детство
Евгения Скопина и Ольга Вершинина, героини рубрики «NEXT», организовали в Кирове детский досуговый центр «Катигорошек».
Оказывается, огромные очереди в муниципальные детские сады не на шутку стимулируют предпринимательскую активность. Частные садики (легальные и не очень) заполоняют Киров с удивительной скоростью, а молодые мамы, отчаявшись пристроить малышей хоть куда-нибудь, делают первые шаги в бизнесе. Именно так год назад поступили Евгения Скопина и Ольга Вершинина. Они решили не бороться с системой, а стать хозяевами ситуации, и открыли собственное дошкольное учреждение. А для начала сами, добровольно «сдались» в Роспотребнадзор. Что из этого вышло?
Наперекор «системе»
Из авантюрной затеи двух молодых мам родился детский досуговый центр «Катигорошек». Украинский мальчик Катигорошек по-детски серьезно (только дети так умеют) смотрит теперь на прохожих с вывески.
- Почему «Катигорошек»? Мы хотели назвать садик по-доброму, - объясняет Ольга. - Сейчас все как-то забывают русские народные сказки, вокруг — одни диснеевские герои, а мы воспитывались по-другому, на таких сказках, как «Мальчик с пальчик». Катигорошек — это образ из украинской сказки, прообраз нашего Мальчика с пальчика, который сражался со Змеем Горынычем. Да, название необычное. Зато запоминается. И дети хорошо ассоциируют образ Катигорошка с садиком. Кто-то говорит «горошек кати», кто-то просто «горошек», но все понимают, что Катигорошек — это садик.
Дети — это малыши от года и трех месяцев до трех с половиной лет. Для них оборудованы две группы, две раздевалки, мансарда для прогулок, буфет-раздаточная с махонькими столиками и миниатюрными стульчиками. Еду для малышей готовит кафе «Венский сад», а до «Катигорошка» завтраки, обеды и ужины добираются в изотремических термосах. У Евгении в садик ходит маленькая дочка. В общем-то, ради нее все и затевалось.
- Мы с Олей — две молодые мамы - решили организовать свое дело еще в марте прошлого года, - рассказывает Евгения. - А так как я была в декретном отпуске, и на руках у меня была малюта, мы решили открыть садик: и ребенок развивается, и я работаю. В апреле начали искать помещение.
- Найти подходящее помещение — это одна из самых трудных задач, - поясняет Ольга. - Мы бы сейчас, например, хотели открыть филиал в другом районе, но не можем найти помещение. Оно должно соответствовать нормам СанПиНа.
Многие частные детские садики особо по этому поводу не беспокоятся. Работают себе нелегально и никто их не трогает. Вы почему вдруг пошли «наперекор системе»?
- Знаете, мне хотелось сделать садик моей мечты, - говорит Евгения - Такой садик, куда бы я с радостью водила свою дочку. Поэтому мы сознательно решили работать легально. Сами обратились в Роспотребнадзор, чтобы они нам объяснили, какие есть требования.
И как на вас там посмотрели? - спрашиваю я, предвосхищая ответ...
- Очень удивились, - смеются девушки.
- Сказали, что мы такие — первые, - поясняет Ольга. - И даже не знали, что с нами делать. Впрочем, выбрать помещение помогли: выезжали на место, оценивали, давали рекомендации. И спрашивали с нас с полной строгостью, как с настоящего детского сада, хотя у нас досуговый центр с группами дневного пребывания. Когда приехали сюда, сказали: «делайте ремонт, а потом мы подумаем — разрешить ли использовать это помещение под детский сад».
- Мы рискнули, взяли кредит. Надеялись, что погасим его за счет гранта, а потом выяснилось, что использовать грант на такие цели нельзя, - продолжает Евгения. - Как-то выкрутились, экономили, делали ремонт своими силами. А в Ольге открылся талант — она сама разрисовала стены.
- Я и не знала, что умею так красиво рисовать... всем нравится, - смущенно добавляет Ольга, скользя взглядом по расписным стенам.
Полгода по-нулям
Открылся «Катигорошек» в сентябре. Видимо, проникшись благой идеей, арендодатель разрешил девушкам целый месяц, пока шел ремонт, не платить арендную плату. Впрочем, все равно без неожиданностей не обошлось.
- Так получилось, что когда мы записывали детей, у нас набиралось 40 человек, - вспоминает Евгения. - Мы запланировали две группы... а пришло всего 7 человек. Но и родителям этих семи малышей мы очень благодарны. Когда мы приглашали их на собрание, у нас были только стены. Еще даже мебели не было. И эти семь семей в нас просто поверили. Официально садик открылся 1 октября. К этому времени все было готово и уже набралась полноценная группа в 15 человек. А к новому году мы набрали вторую группу. Выиграли грант по федеральной программе (300 тысяч), оборудовали еще одно помещение и приняли еще 15 детей.
Кто бы мог подумать, что несколько маленьких деток могут создавать такой шум. Покачиваясь и опираясь на руки воспитателей, в коридор из группы цепочкой выходят полуторагодовалые воспитанники «Катигорошка». Несколько ребяток еще только привыкают к садику, и, как и пристало малышам, беспрестанно плачут. Мы даже на пару минут прерываем разговор, наблюдения за увлекательной процессией.
«Окупилось» у вас желание работать по закону? - задаю девушкам крайне интересующий меня вопрос.
- Первые полгода мы работали практически по нулям, - рассказывает Евгения. - Платили зарплату, аренду, оплачивали питание ребят. Да и сейчас еще живем скромно, потому что садик все время требует вложений: недавно установили фильтр для очистки воды, купили фильтр очистки воздуха, планируем приобрести кварцевую лампу, посудомоечную машину... А самая затратная часть — это игрушки. Они постоянно ломаются почему-то. В общем, переживаний хватает. И бывали периоды, когда руки опускались, хотелось все бросить. Но Оля тут же меня подбадривала, говорила: «Женя, мы все это зря что ли затеяли?». Так мы друг друга поддерживали. И сейчас, учитывая, что мы год всего работаем, я считаю, что дела у нас идут хорошо.
- Всегда, конечно, можно сделать бизнес более прибыльным, - говорит Ольга. - Но если соблюдать все нормы и требования, сильно не разгуляешься. А мы изначально решили делать все по закону. И если по нормам СанПиНа нам положено набрать группу 15 человек и не больше, то мы так и делаем. А в некоторых садиках набирают, при том, что помещения у них гораздо меньше. Вообще, когда мы стали изучать рынок, поняли, что частных садиков в Кирове много, единственное, что почти все они работают «в тени» и выходить из нее не собираются.
- Многие любят говорить, что частному детсаду получить разрешение на работу невозможно, - добавляет Евгения. - Все возможно, было бы желание. У нас замеряли микроклимат (влажность, температуру, количество воздуха), исследовали воду, потребовали даже проект помещения. Но все же выдали разрешение на работу, чем мы очень гордимся.
Экономисты в действии
Решается как-то проблема нехватки мест в садиках за счет частных детских садов, пусть даже нелегальных?
- Решается, - отвечает Евгения. - У нас, кстати, есть свой маленький соцпроект: одинокая мама водит ребенка бесплатно. Планируем открыть второе такое место, как только немного «подрастем». А вообще мы «пристроили» почти 30 детей. Это значит около 60-ти родителей спокойно, без головной боли, идут на работу. Плюс мы трудоустроили 6 человек. С малышами работает психолог, со старшими - воспитатель-логопед. Я вижу, что мое дошкольное учреждение дает пользу, вижу, как мой ребенок развивается (в год и восемь месяцев ее Вероника поет песни и рассказывает стихи), и мне это нравится. Знаете, как приятно видеть, как родители вечером ловят детей по группе, чтобы увести их домой? Детям у нас хорошо, и это очень приятно! Даже ради этого нам с Ольгой стоило все это затеять. Нас спрашивают часто — вы, наверное, педагоги дошкольного образования? А мы с Олей - экономисты.
А с подбором персонала не возникло проблем? Как вы, экономисты, хороших воспитателей от нехороших отличаете?
- Женская интуиция, наверное, - говорит Евгения. - Ну и мы же не просто так с улицы людей брали. Смотрели резюме. Некоторые воспитатели приносили свои программы. И потом, зарплата у нас все же повыше, чем в муниципальных садиках, так что было из кого выбрать.
- Мы уже успели двоих воспитателей в декрет отправить, - добавляет Ольга. - У нас, видимо, тут аура полезная.
Сколько нужно денег, чтобы организовать такой вот детский садик?
- Если вложиться единовременно — около 500 тысяч, - говорит Ольга - Если постепенно, как мы, то дня начала хватит 200-300 тысяч. А сейчас еще есть возможность получать гранты. Единственное, нужно четко выполнять показатели (по рабочим местам, налогам и так далее), которые мы заявили в бизнес-плане. Иначе деньги придется вернуть. Соответственно, и бизнес-план нужно хорошо просчитать. Мы кое в чем все же просчитались, но пока показатели выполняем.
Сейчас вы не жалеете, что открыли именно садик?
- Я никак не могу пожалеть, - улыбается моему вопросу Евгения. - У меня малюта, и этот садик мне нужен как воздух и вода.
- А мой Никита сейчас ходит во второй класс, и ему очень нравится возиться с малышами, - подхватывает Ольга. - Он даже стал более раскрепощенным и мне, как маме, это очень важно. Да и самой мне все это в радость. Я всю жизнь работала в торговле - продавцом, менеджером, начальником отдела продаж. Но торговля не приносит такого морального удовлетворения. А здесь мы впадаем в детство: бегаем, прыгаем, играем. Это интересно.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com