Время микса
Владелец магазина «Freak Out Shop» Антон Селиваев рассказал, как начинал свое дело.
«Вкладывать в проект кучу денег, чтобы он заработал - это принцип уходящего времени, - считает владелец магазина «Freak Out Shop» Антон Селиваев. - Мы предпочитаем минимум вложений и максимум души». Три года назад Антон, двадцатилетний парень из простой рабочей семьи, вряд ли размышлял о предстоящей смене эпох. Он просто не захотел работать на кого-то и открыл свой магазин одежды. Сегодня в его «лавке редких вещей» одевается вся молодежная «тусовка». Здесь кипит культурная жизнь города: проходят выставки, инсталяции и творческие вечера. Вместе с друзьями Селиваев целенаправленно меняет мышление молодежи. Правда, в полете к новому времени все же приходится натыкаться на старые законы и принципы.
Магазин для «тусовки»
Антон непременно должен был связать свою жизнь с автомобилями (так уже поступили его отец и брат). Однако судьба, друзья и сам Антон распорядились иначе. Теперь Селиваев — владелец весьма известного в городе (и даже немного «культового») молодежного магазина одежды. Сюда приходят кто за «штучным товаром», кто за общением, кто просто насладиться антуражем: контрастом белых стен и ярких винтажных вещей.
На одной из фотографий на стене узнаю старого доброго знакомого, где-то среди вещей замечаю томик Анны Карениной, а в примерочной пугаюсь огромного «Светила».
- Это уличный фонарь. Настоящий. Из родительского гаража. Откуда он появился в гараже — история умалчивает..., - рассказывает Антон поясняя на всякий случай, что в его роду точно никто не мародерствовал. - У этого интерьера вообще интересное происхождение. Все стойки мы делали сами в том же гараже. А вот этот черный каркас под потолком сотворили из подвесного потолка, который здесь был. Плитку сняли, а каркас оставили. Стены были покрыты пластиком, его тоже выкинули и все покрасили в белый цвет. Максимум, на что потратились, когда ремонт делали — это на краску. Наш основной принцип — минимум вложений.
По обшарпанному полу, стенам, ярким рюкзакам и туфлям гуляют световые пузырьки от дискошара (он тут тоже для антуража). Покачивая стойку с брендовыми футболками, кардиганами, «бабушкиными» свитерами, Антон продолжает:
- У меня здесь одежда, которая практически поштучно производится. За это я ценю вещи. И пытаюсь привить людям вкус к уникальной одежде, ценность винтажа. Есть у нас и вещи кировского производства. Например, бренд Last Skin. И сами мы тоже шьем одежду, правда мелкими партиями.
В кировские магазины Антон теперь заходит не часто. «Слишком много разочаровывался», - говорит он.
- Раньше, в начале 2000-х что-то интересное можно было найти в сэкондах. А потом и они превратились в «кучи барахла», среди которых одна-две стоящие вещи. Вот как-то так и родилась мысль сделать свой магазин одежды. Я в то время продавал шины и диски. Иногда Евгений Джекич (основатель промогруппы «Freak Out», известный в городе ди-джей), приглашал меня в качестве ди-джея на вечеринки, потом мы стали устраивать вечеринки сами, ну и этот небольшой творческий проект заставил меня действовать. Захотелось не зависеть ни от кого. Как-то получив после сезона хорошую зарплату я открыл свой магазин. Тогда он находился на Московской. Сняли помещение, притащили какую-то старую советскую мебель из дома — диваны, шкаф. Практически ни на что не тратились. Но денег все равно не хватило.
Где брал?
- Занимал.
А сколько всего вложил?
- Тысяч 100. Если бы я открывался сейчас, расчеты были бы, конечно, совсем другими.
- Тогда все на энтузиазме делалось, и о многом вообще не думали, - подключается к беседе только что подошедший Евгений Джекич.
Давно это было?
- Три года назад. Мы открылись 1 апреля. Все подумали, что это шутка и никто не пришел, - смеется Антон. - Были только наиболее осведомленные друзья. Мы играли достаточно непопулярную музыку, которую у нас в городе редко можно было услышать. А потом, постепенно все это перетекло в какую-то большую тусовку. А из идеи «секонд-хэнда» вырос магазин с новыми брендовыми вещами. Я отбираю то, что сам бы одел.
Штучный клиент
То есть изначально не было расчета сориентироваться именно на определенную «тусовку»?
- Конечно, мы думали, что можно как-то связать магазин с нашими друзьями, с вечеринками. Но специально ничего делать не пришлось. Все непроизвольно увязалось и разрослось до различных проектов, которые мы сами или совместно с кем-то делаем. Будь то проект «Уличная мода» или арт-маркет. Арт-маркет - совместный проект с с Галереей Прогресса. А впервые мы вышли на улицу летом прошлого года, продавали одежду во дворике кинотеатра «Смена», у нас играли музыканты, приходили друзья. Музыка, веселье... Идея, правда, родилась из не самой веселой истории. Мы лишились помещения на Московской (хозяин попросил съехать) и закрыли магазин. А товар остался. В общем, было грустно. Но потом я познакомился с Денисом Будиловым, и на общем энтузиазме мы начали выстраивать магазин на новом месте. Мы теперь располагаемся в соответствии с "евростандартом". В Европе давно принято, что какие-то субкультурные или необычные магазины находятся не на проходных улицах, а где-то во двориках, которые еще нужно постараться найти. Это делается специально. Во-первых, тут есть некая таинственная уединенность. Во-вторых, аренда дешевле. С другой стороны, очень тяжело привлечь людей.
За счет чего привлекаете?
- Современные технологии, интернет, соцсети. Сейчас же есть основное правило бизнеса (хотя я во все эти правила особо не вникаю, и не считаю себя бизнесменом): если ты не работаешь в интернете, значит ты уже не в бизнесе. Все будущее связано с интернетом. А вообще мы изначально планировали много проектов — фотостудию, кофейню. Хотелось создать такое место, где можно не только купить какие-то вещи, но где сложился бы некий творческий кластер. В какой-то части наша задумка реализовалась. Что в старом магазине, что в новом мы периодически проводим творческие вечера, делаем семпл-сэйлы, устраиваем конкурсы.
Молодежи, я смотрю, нравится.
- Ну да. А иногда бывает, заходят тетечки, дядечки, с удивленным лицом рассматривают вещи, и с таким же удивленным лицом уходят отсюда. Это для них необычно, им непонятна музыка, которая здесь играет. А некоторые вещи им кажутся просто сумасшедшими, и непонятно почему на них висит ценник.
Вполне уличная мода
- Пойдемте во дворик, - звучит предложение, когда в магазин заходят несколько молодых девушек и становится тесновато. Упираюсь взглядом в большой черный круг — вывеску над входом.
Что вы закладывали в название? Что значит «Freak Out»?
- Этот термин идет еще из психоделических 60-х. Он означает раскрепощение, свободу от стереотипов, - «академическим» текстом отвечает Женя. - И, кстати, за то время, пока мы работаем, мы немного изменили мышление молодежи, раскрепостили во вкусах, что ли... в музыке, одежде. Кстати, что касается внешнего вида, это ведь все врут, что не обращают внимания на внешний вид, одежду человека. Все обращают.
- Я, например, сразу при встрече смотрю на одежду, - подтверждает Антон. - У меня даже боковое зрение так срабатывает: сразу улавливает стиль одежды.
Про стиль. Вы участвовали в проекте «Уличная мода». Слышала такое мнение, что мода получилась не совсем уличной, так как большинство «модников» были одеты вашем магазине.
- Не соглашусь. То, что было на проекте, - достаточно уличная мода. Мы были лишь соорганизаторами, да и идея была не наша. Я сам удивился, когда начал читать тексты под фотографиями и встречал там название нашего магазина. Комиссия, которая отбирала фотографии на выставку, от нас никак не зависела. И вообще, я считаю, проект очень полезным. Думаю, эта выставка сподвигнет жителей обратить внимание на свой образ, и появится больше людей, которые будут интереснее одеваться.
Антон, ты говорил, что «Фрикаут» вообще много проектов делает. Каких, например? Про арт-маркет уже услышала, с «Уличной модой» тоже все понятно. Что еще?
- Мы поддерживаем велокультуру. Организуем массовые «покатушки» по улицам города. А в конце того сезона устраивали гонку. Она называлась «Быстрее -выше-сильнее». На самом деле таких акций в городе не много, но устраивать их не так и сложно, так как всегда подключаются дружественные организации (кинотеатр, например), художники, дизайнеры, музыканты. Со многими мы, кстати, познакомились в магазине.
Деньги против энергии
А вечеринок больше нет? Слышала, «Мармелад» - ваше пристанище — закрыли? Есть сейчас в городе подобная площадка?
- Пока нет. Мы выжидаем, думаем, - говорит Женя. - В городе есть определенная тусовка людей, которая приходит на наши вечеринки. Но проблемы возникают с владельцами помещений. Когда начинают загибать лишние деньги, ставить какие-то необоснованные условия - мы уходим. Потому что мы все же стараемся немного зарабатывать на этом.
А вообще, опишите мне «тусовку»? Кто эти люди, для которых вы работаете?
- Да они разные. Я даже не знаю, что объединяет некоторых из них, - говорит Женя и на какое-то время задумывается. - Это люди, которые интересуются новыми тенденциями в музыке и приходят, чтобы приобщиться. Да и в Кирове больше особо негде время проводить, поэтому все и собирались в «Мармеладе».
А что не так было с «Речным»? Это же тоже был ваш проект?
- Это был совместный проект. И это было прекрасное время летних вечеринок... незабываемых, - улыбается Антон. - Этот проект делало сразу несколько человек. Тоже на энтузиазме. Ребята нашли помещение (бывший актовый зал), позвали нас, чтобы мы сделали тусовку. Мы все вместе долго соображали, что сделать с этим помещением. Там все было завалено стройматериалами, досками. Причем денег надо было вложить минимум, чтобы не пролететь. Мы вынесли мусор, обстучали потолки, спилили гнилые балки, чтобы в помещении было максимально безопасно и комфортно. И понеслась. А потом произошла стандарттная история — возникли проблемы с владельцами. Просто есть люди, которые по другому видят все. Они заинтересованы в чистой прибыли.
- У них нет ни капли творческого задора, - добавляет Женя.
- И видов на будущее. - продолжает Антон. - Им нужны деньги прямо сейчас. И много. Они при этом пробуют сами делать то же, что и мы, но в первый же раз все обрушивается. Потому что мы ориентируемся больше не на деньги, а на свои ощущения. Из нас идет какая-то энергия, которая слава богу не связана так плотно с коммерцией. В общем, мы пытаемся донести идею: всегда хорошо получать деньги от того, чем тебе нравится заниматься. И когда это получается — это очень круто. И не обязательно при этом вкладывать в проект кучу денег. Это старые принципы. Есть много проектов, в которые немного вкладывают и они отрабатывают хорошо.
- Время "клубного конвейера" прошло, - резюмирует Женя.
И какое время наступает?
Женя с Антоном переглядываются и некоторое время молчат.
- Не знаю. Сейчас переходный период. Время спонтанного микса, - выдает определение сегодняшнего дня Женя.- Пока все еще наслаждаются пережитками прошлых годов, но старые устои уже плохо работают
Это вы сейчас предрекаете гибель стандартному развлекательному бизнесу?
- Нет, имеет место быть любой формат, - говорит Антон.
- Как и люди есть разные, с разными потребностями, - продолжает Женя.
А есть какие-то примеры предпринимателей, на которых вы ориентируетесь? По духу, восприятию жизни...
- Да сейчас в эпоху интернета явного лидера сложно найти. Я лично черпаю информацию отовсюду, со всех 360 градусов, - Антон демонстративно поворачивает голову в подтверждение своих слов. - Да и нужны ли какие-то лидеры, кумиры?
Итак, напоследок разъясните мне: кто вы? Еще где-то год назад предлагала написать о «Фрикауте», но столкнулась с реакцией: «Фрики? Фу...».
- Я вообще не люблю никаких определений, понятий (хипстеры, модники) не хочу себя относить ни к каким социальным кластерам. В одно и то же понятие люди могут вкладывать разные представления. Хотя я знаю, что нас часто называют хипстерами. А кто-то и вовсе считает, что мы какие-то неправильные. И даже бывали неприятные инциденты с некоторыми личностями, которых мы не устраиваем. Но мы понимаем, что все равно рано или поздно приходится взаимодействовать. Это когда тебе 17 лет — ты против всего. А с годами понимаешь, что ты живешь в этом мире, с этими людьми, и тебе нужно с этим всем работать. Так что мы никогда не отгораживались ни от кого и открыты новым знакомым, новым людям, типажам людей.
Раз уж про протест заговорили. Ты как-то сейчас проявляешь свою гражданскую активность — митинги, выборы, партии?
- Я очень далек от всей этой темы. Многие знакомые хотят привлечь меня куда-то. Но я не хочу примыкать к каким-то конкретным движениям. Все это мне не интересно. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Мы сейчас можем выйти из магазина, внезапно придумать какой-нибудь проект, и сделать его. И вот это действительно интересно.
Беседовала
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com