Вселенная нас бережет
Владелец турфирмы «Мир открытий» Алексей Зорин уже 9 лет в бизнесе всеми силами старается «искоренить совок».
Владелец турфирмы «Мир открытий» Алексей Зорин знает: Вселенная оберегает тех, кто идет своим путем. И он идет. Уже 9 лет Алексей знакомит кировчан с достопримечательностями Казани, Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Абхазии и Крыма, а в бизнесе всеми силами старается «искоренить совок».
Из детского сада
Мы встречаемся с Алексеем в кафе. Он молод, улыбчив и энергичен. «Типичный Next, – думаю я, - предприниматель нового поколения». От таких редко услышишь про нестабильность экономики и отсутствие господдержки. Они не жалуются, не ностальгируют по «былым временам» и с исключительным оптимизмом смотрят в будущее.
- В этом нет ничего удивительного, - говорит Алексей. - Формат открытия бизнеса в 90-х и в 2000-х абсолютно разный. В 90-х люди, не имея никаких навыков бизнеса, никаких знаний, начинали быстро «подниматься». Это было время неограниченных возможностей. В 2000-х началась стабилизации рынка, появилась конкуренция, в результате бизнесмены, которые открыли бизнес в 90-е и не научились, например, маркетингу, не научились правильно организовывать сервис, начали испытывать проблемы. Те же, кто открывал бизнес в 2000-х, уже были истинными предпринимателями от слова «предпринимать» (есть бизнесмены, которые не предприниматели). Я вообще считаю, что настоящий бизнес должен делаться «с нуля».
- «Мир открытий» вы тоже создавали «с нуля»?
- Изначально «Мир открытий» вовсе не был «Миром открытий». Я, как истинный предприниматель, не снимал офис, не придумывал логотип, а действовал партизанскими методами... А началось все с поездки в Казань 25 ноября 2005 года. Мы тогда с родителями и педагогами детей в нашей группе в детском саду подумали - почему бы нам не съездить в Казань? Собрали два автобуса и поехали. И знаете, такой был эмоциональный подъем! Я понял, что хочу именно этим заниматься. Это же здорово - путешествие плюс бизнес. После этой поездки я стал собирать туры, работал через турагентства, а туристов оформлял в офисе одной из турфирм города.
- Опыта предпринимательской деятельности у вас до «Мира открытий», как я понимаю, не было?
- Нет. Исключительно «наемный» опыт. Со школьных лет, с 9 класса, я летом ездил в Москву работать. Работал грузчиком, продавал шашлыки, кассеты... Мне очень нравилось, что можно приехать и заработать больше, чем мама на заводе. Однажды я даже в школу опоздал на месяц, так мне в Москве понравилось. После школы начал работать в Кирове, продавал диски, видеокассеты, долгое время работал в «Колизее» (начинал продавцом, «дорос» до менеджера по закупкам). Затем работал в магазине бытовой техники. И вот тогда уже пошел период поиска, хотелось чего-то нового, появилось желание работать на себя. Я искал. А по закону Вселенной, когда ты долго и упорно к чему-то идешь, хотя бы примерно видишь направление, рано или поздно все пазлы складываются и все получается. Как раз в 2005 году для меня все совпало.
Лишние знания
- Вас не смущало, что в то время турагентства в Кирове были на каждом шагу?
- На тот момент было порядка 100-120 турагентств в городе. Сейчас 150-160. Хотя, думаю, их количество немного сократится. Не смущало ли меня? На начальных этапах некоторые знания бывают лишними. Когда чего-то не знаешь, этого не боишься. Обычно у всех начинающих предпринимателей типовые страхи. Их пугает бухгалтерия, например. Я всегда говорю — не заморачивайтесь по этому поводу вообще, на это есть «специально обученные люди». Когда возникла необходимость, У меня появился наемный бухгалтер, который решал все мои вопросы, так что я толком даже не помню, где налоговая находится. Занимайтесь тем, чем хотите заниматься, все остальное придет со временем. И никто не будет трогать вас первые пару лет. Единственное, над чем действительно пришлось потрудиться — добиться, чтобы после отличного старта все заработало системно. Мы искали рынок сбыта, работали с садиками, школами. Были пробуксовки. Но потом, опять же, все совпало и все получилось.
- А сегодня что для вас самое сложное в этом бизнесе?
- Найти баланс между ценой и качеством. Любая хорошая компания стремится дать людям качественный продукт. Но люди всегда выбирают по цене. Увы и ах. В результате компания-производитель вынуждена что-то урезать, что-то заменить. Найти ту точку, когда продукт остается максимально возможного качества, но при этом может конкурировать, крайне непросто.
Все в Сочи
- Сейчас, надо полагать, туристы особенно пристально приглядываются к цене... Кстати, ситуация на рынке как-то на вас сказывается?
- Я, в основном, занимаюсь организацией туров по России. И пока рано оценивать, как все произошедшие события повлияли на сферу внутреннего туризма. Это будет видно только летом. Думаю, все же спрос на туры по России вырастет. Что касается заграничных туров, то в этом сегменте падение спроса существенное, более чем в два раза. Сначала сказалась нестабильность туроператоров, затем рост евро и доллара. Не хотелось бы нагнетать пессимизма, но турагентства начинают закрываться.
- При этом компании не могут вернуть туристам деньги. Алексей, как сейчас действовать туристам при покупке туров, чтобы обезопасить себя и сэкономить?
- Я бы советовал ориентироваться на крупных туроператоров — Tez Tour, «Пегас», «Анекс-тур». Это туроператоры, которым невыгодно банкротится. У них огромные активы в других странах, и если они обанкротятся в России, за границей их активы останутся не у дел. Что касается экономии, то целесообразно, наверное, бронировать тур заранее. Возможно, рубль будет еще дешеветь, поэтому, купив сейчас, вы получаете больше шансов сэкономить. Хотя у туроператоров есть пунктик, согласно которому при существенном удорожании курса компания имеет право добрать недостающие деньги. Горящий тур — это тоже интересная тема, и реальная возможность сэкономить. Но надо понимать, что по горящим турам предлагают не всегда лучшие отели, так как самые оптимальные по соотношению цены и качества отели разбирают в первую очередь. И вообще не каждый готов завтра собрать чемодан, сесть в самолет и поехать в отпуск.
- Зато я видела, сколько желающих было летом сесть в автобус и поехать в Сочи, Геленджик, Гагру и в Крым. Случился ли прогнозируемый рост спроса, который нам обещали с экранов телевизоров?
- Думаю, спрос еще вырастет. Проблема в том, что наши южные люди, как ни грустно об этом говорить, далеки от понятия сервиса и правильного ведения бизнеса. В этом году, допустим, военным запретили выезжать за границу, и они обратили взор на российский юг. Плюс пропаганда Первого канала сделала свое дело. В итоге спрос увеличился, а на этом фоне владельцы гостиниц на побережье моментально подняли цены. Это, конечно, не дело. Вместе с ценами должен расти и сервис, но этого не происходит.
- В любом случае, внутренний туризм — это же сезонный бизнес. Как вы справляетесь с сезонностью?
- В этом году мы особо озаботились этим вопросом. Раньше у нас работали четыре человека, так что «летних» денег хватало, чтобы как-то перекантоваться зимой. В 2014 году мы увеличили штат в три раза и теперь «летних» денег уже не хватит. Поэтому мы сейчас заняли активную позицию, сделали акцент на школьных турах и корпоративах. Людям пока непривычно вместо посиделок в кафе ехать куда-нибудь в Йошкар-Олу, но по впечатлениям это гораздо круче.
- Да, Йошкар-Ола преобразилась.
- Причем туда надо ехать с экскурсоводом. Кстати, у меня есть мысли сделать школу экскурсоводов, чтобы в Кирове были люди (кроме Антона Касанова), которые могут интересно рассказать про город.
- Лично меня бум «Пешком по Вятке» удивил. Я не представляла, что история города может собрать столько поклонников. А Антон взял и развеял все мои предрассудки.
- Потому что это его тема. Антон сделал то, что искренне хотел сделать, и у него все получилось. Как правило, среди начинающих предпринимателей успешны те, кто делает что-то с душой.
В матрице
- Туризм — это то, чем вы хотели бы заниматься всю жизнь?
- Определенно.
- И не хочется попробовать другие направления? Может, что-то более прибыльное?
- Есть такие мысли. Но тут даже не вопрос прибыли...
- Что вообще для вас главное — интерес, деньги, саморазвитие?
- Саморазвитие, наверное. И интерес. Деньги уже не в топе, они где-то на четвертом месте. Я думаю, каждый человек рано или поздно приходит к такому состоянию, когда он хочет не получать что-то извне, а отдавать. Мне кажется, у меня сейчас такое состояние. Хочется сделать мир вокруг себя лучше. Например, мне интересно сделать природу чище. Мы осенью организовывали субботник в Стрижах, хотелось бы продолжать эту тему. А в плане бизнеса туризм меня вполне устраивает, тем более, что я вижу, куда можно развиваться. Вообще, я верю, что если мы идем своим путем, прислушиваемся к знакам, которые нам подаются, Вселенная нас оберегает. Со мной часто происходит что-то такое... как будто я в матрицу попал: я вижу, что надо делать, а чего делать не надо. Жизнь должна приносить удовольствие. Если этого не происходит, я начинаю искать решения, и рано или поздно они находятся.
- Вы много путешествуете, не возникает у вас желания куда-то уехать навсегда?
- Бывают такие настроения, но, как правило, кратковременные. Я давно для себя решил: где бы мы ни жили, ко всему привыкается. Причем к красоте и к уродству привыкается одинаково. Мне в Кирове комфортно. И лучше я буду жить в Кирове и иногда смотреть мир, тогда вся красота этого мира не станет обыденностью.
- Мне недавно попадалась статистика, так вот оказывается, мизерное количество жителей Кировской области вообще выезжает за границу.
- Около 2%, если я правильно помню. Тут каждому свое, для кого-то и дача в деревне — счастье. Что касается меня, то если я месяц никуда не выезжаю, у меня начинает зудить. Я, например, получаю большое удовольствие от езды на автомобиле. Могу сесть в машину, приехать в Казань, сходить в «Мегу» и отправиться обратно. Мне иногда нужно просто переключиться. Кстати, одна из причин, почему я занимаюсь турами выходного дня — мне самому это нравится. Тур выходного дня — это возможность мощно сменить обстановку, своеобразная медитация.
- Насколько туры выходного дня востребованы?
- Круглогодичными остаются туры в Казань.
- Так там в основном аквапарк и шопинг...
- Конечно, многие съездили в Казань уже не по одному разу, и нам тоже хочется изменить программу. Но от классической программы очень сложно отойти. Всем нужен аквапарк, Кремль и шопинг. У нас туристы после каждого тура заполняют анкету. Та вот одна половина пишет, что «Мега» была лишняя, другая - что «Меги» было мало. В какой-то момент мы решили, что «Мегу» больше не хотят. Тогда мы убрали ее из программы. И все, продаж не стало. Тогда мы поняли вот что: жены писали, что «Меги» мало, а мужья, что «Мега» лишняя.
- Для меня одинаковость и стандартность туров — это определяющий фактор в пользу самостоятельного туризма.
- Я ищу решение. В этом году мы действительно почувствовали спад по стандартным турам. Рассматриваем тему корпоративов и событийных туров — поездки на концерты, например.
- А из зарубежных стран куда бы вы посоветовали отправиться? Какая страна вас больше всего впечатлила?
- Франция. Может быть потому, что это была моя первая заграничная поездка. Франция — это история, архитектура, сервис. Причем сервис на первом месте. Когда все для людей — это супер. Я стараюсь и у себя в компании организовать все по принципу «все для людей», насколько наш российский менталитет может это «родить». Хочется искоренить совок из нашей корпоративной культуры.
Беседовала Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com