Мебельщики ищут новые ниши – материал газеты
Тенденции рынка
Сегодня, по оценкам министерства промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области, объем рынка мебели в общем объеме деревообрабатывающей промышленности Кировской области составляет порядка 13%. За 11 месяцев 2023 года объем отгруженной продукции составил 4,9 млрд рублей, или 85% к аналогичному периоду 2022-го. Это связано затруднительным положением мебельных предприятий в последние три года сначала из-за ковидных ограничений, затем из-за санкций.
– В 2022 году сильно «провалились» объемы экспорта и импорта. Из России ушли крупные европейские фабрики, мебельные компании, такие как ИКЕА, которая брала на себя большой процент продаж. Соответственно, больше возможностей появилось у местных производителей. Например, хорошо зашла на рынок белорусская мебель, в том числе в Кирове. Но сейчас мы наблюдаем некоторое затишье: деньги у потенциальных покупателей есть, но они стараются их не тратить, по крайней мере, на мебель. Это сказывается на объемах продаж и доходах, – говорит руководитель компании R&K Right Kitchen® studio Александр Рублев.
Стратегическим для мебельщиков является плитный материал: фанера, ДСП, МДФ. Когда в 2018-2019 годах себестоимость их снизилась настолько, что выгоднее стало продавать эти материалы в Европу, лесные регионы стали ее сырьевой базой для более сложного продукта – мебели. Тогда стоимость плитных материалов выросла, к примеру, цена квадратного метра плиты МДФ поднялась с 400 до 800 рублей, к тому же она исчезла с рынка.– Покупательская способность населения очень сильно упала. Люди стали больше тратить на первичные нужды, расходы на мебель для них не первостепенны, – подтверждает руководитель группы компаний CRAFT Денис Игишев. – Вторая тенденция, которая всем известна, и мебельная отрасль не исключение, – нехватка рабочего персонала. Когда мы 15 лет назад начинали свою деятельность, не хватало хороших продажников. Сейчас не хватает рабочих, которые стоят за станками: пилят, кромят, строгают. Причина и в демографическом кризисе, и в изменении стоимости сотрудников. Оборонка многих привлекает зарплатами. Два этих основных вопроса и обсуждаем с коллегами. Ну и третий – это материалы.
– Потом случилась пандемия, обороты по всей стране упали, и цена МДФ немного снизилась. Когда началась СВО и Европа отказалась от нашего леса, появился переизбыток материалов на внутреннем рынке, и стоимость МДФ упала до уровня 2014 года. Производители стали делать продукцию на запас, склады переполнились, и наконец, появилась внутренняя конкуренция, а стоимость мебели упала. Сейчас она выросла, но не так сильно, как другие товары. Поэтому в Кирове на данный момент можно купить достаточно качественную и недорогую отечественную мебель, – продолжил Денис Игишев.
Этому способствует сокращение экспорта-импорта. Сегодня доля экспорта мебели в структуре экспорта Кировской области составляет 0,27%, импорта – 0,21%. Экспортерами мебели являются 16 предприятий, преимущественно поставки осуществляются в страны СНГ. Импортируют мебель 8 компаний, в основном из Германии, Италии, Китая и Беларуси. При этом, судя по опросам, публикуемым в открытом доступе, потребители уже в гораздо меньшей степени обращают внимание на страну производства и выбирают мебель, руководствуясь качеством, ценой и сроком гарантии.
Смена поставщиков
Сами мебельщики в вопросах комплектующих также активно переориентируются с Европы на другие страны. Мало того, что австрийскую и немецкую фурнитуру принялись возить через Турцию и Казахстан, так еще и расширили ассортимент – стали покупать и турецкую, и китайскую.
– Когда поставки дорогой фурнитуры европейских брендов упали, стали искать их аналоги. Основной поставщик сейчас – это Китай. Товарооборот с ним значительно увеличился, так что в определенный период даже не хватало железнодорожных контейнеров, и был сбой поставок, – рассказывает Александр Рублев. – Это создавало серьезные проблемы, потому что мебельным фабрикам нельзя было останавливаться – нужно было выполнять заказы. Сейчас поставки фурнитуры из Китая стабилизировались. Это хорошие аналоги европейских брендов. Напрямую из Китая их не возим – берем у федеральных поставщиков в Москве и других городах.
Между тем в высоком сегменте доля импортных комплектующих и материалов по-прежнему превышает 80%.
– Основные поставщики – Италия, Германия, Австрия. Прокат нержавеющей стали поставляется из Китая. Наиболее сложная ситуация с лакокрасочными материалами и электрооборудованием: они под санкциями, – уточняет генеральный директор компании «Giulia Novars» Александр Варанкин. – Также возникают огромные трудности с приобретением оборудования и запасных частей к нему.
На многих предприятиях используются зарубежные технологии – станки и инструмент. Для высокого сегмента – европейские, для бюджетной мебели – китайские, турецкие, российские, белорусские. Мебельные предприятия адаптируются под внешнеэкономические условия, связанные с внешним санкционным давлением, разрабатывая новые технологии производства и приобретая соответствующее оборудование. Так, например, мебельная фабрика VEROOM в 2023 году оснастила производство новым оборудованием и ввела новую услугу – гидроабразивную резку листовых материалов. «Giulia Novars» установила новую сборочную линию и новую линию кромкооблицовки.
– В случае приобретения нового помещения будет создан новый цех по изготовлению изделий из стекла, керамики и алюминия, что позволит значительно увеличить объемы выпуска продукции, – говорит Александр Варанкин.
Одновременно предприниматели заявляют о появлении на российском рынке отечественных аналогов станков.
Перспективы для отрасли
Сегодня эксперты говорят о достаточно сильном мебельном кластере, сложившемся в Кировской области и выпускающем конкурентоспособный продукт, который известен за пределами региона на уровне России. Крупные фабрики мебели сосредоточены в Кирово-Чепецке, где производится мебель торговых марок Mobel&Zeit, Giulia Novars, Rimi – игроков федерального уровня, и в Кирове. Например, производитель кухонь и гардеробных – фабрика Rimi – входит в пятерку крупнейших фабрик России с более чем 60 дилерами по стране. Кировские компании продолжают поиск новых рынков сбыта, работают над расширением ассортимента и выходят на маркетплейсы. Но при всей их самостоятельности господдержка им крайне важна.
– В Кирове достаточно для местного населения площадей, где продается мебель, нет ее дефицита. В условиях снижения покупательского спроса нужно снижать себестоимость продукции. За счет чего? Мы индексируем зарплату персонала, ощущаем постоянный рост стоимости материалов, аренды помещений. Снижение налоговых ставок может дать дополнительные силы и возможность развиваться малому бизнесу. Например, я плачу 6%, а в соседней Удмуртии платят 1%. Снижение налогов было бы для нашей компании очень хорошей поддержкой, – отмечает Александр Рублев.
В перспективе кировские мебельщики планируют увеличить объемы производства и продаж готовой продукции.
– Мы научились делать самое трудное: выпускать сложный продукт недорого. И Европе, если будем дружить снова, мы будем уже продавать его, а не сырье, а это повышенная добавленная стоимость, это деньги, которые останутся в России, – говорит Денис Игишев.
– Я считаю, тот сложный этап, который мы проходим, и не только в мебельной отрасли, но и в целом в экономике, дает нам потенциал для бурного роста, когда у нас появятся дополнительные рынки.
По материалам партнера «Бизнес новостей» – журнала «Меркурий».