Ниша бизнеса: в секонд-хенде ленивым не место
Чем красивее, тем больше подписчиков
«Подобный бизнес может выстроить любой человек. Любой. Главное – желание. И хотение. Ленивым тут не место», – начал рассказывать один из продавцов, с которым познакомился в онлайне. После задумался, словно взвешивая: надо говорить, не надо…
«Лично я – безвольный, да и старый уже. Если бы не был таким нерасторопным, был бы уже богатым, – продолжил собеседник. – Это очень трудный бизнес. Мало привезти товар из-за границы ли, Москвы или Нижнего. Каждую вещь надо не только правильно и грамотно сфотографировать, снять с нее замеры. Необходимо оперативно красиво выложить. У меня, например, с этим проблема. Чем лучше, опрятней, по-фирменному представлено, тем больше подписчиков на сайте. Я физически не выдерживаю выкладывать сотни, тысячи вещей. Ну да ладно… Копейка капает – и то хорошо».
На мой вопрос о том, как позиционируют себя интернет-продавцы, онлайн (и не только) сток-магазины и секонд-хенды, ответил: « По нынешнему курсу они называются Благотворителями. С большой буквы. Благо-Творитель. Всё на благо людей», – несколько раз повторил мой оппонент по телефону.
«Что значит фарцовка?»
Нашел на портале объявлений самый крутой магазин (хотя там нельзя так называться – наступают юридические последствия). Связался с продавцом. Судя по ассортименту на странице – дышит полной грудью, широко и глубоко: неплохо дышит. Судя по отзывам-комментариям, торгует на Россию по принципу доставки. Бывшие в употреблении товары, новые, поношенные – всё честно прописано в аннотации. Производится возврат, если что вдруг не подойдет. В общем, как в лучших бутИках лондОнов и парижей. Лишь с нашими русскими особенностями в плане налогов, санкций-ограничений…
Продавец оказался разговорчивым, приветливым. На мою обеспокоенность об уходе с рынка крупных брендов «найков»-«рибоков»-«адидасов» сразу заявил, мол, ничего критичного не случилось. В Россию по-прежнему вагонами идет товар. Единственно, что через третьи страны, не напрямую, как раньше, чуть утяжелив логистическую составляющую бизнеса.
«Если до санкций байеры паслись на брендовых итало-французских сайтах, то сейчас через VPN точно так же и там же, только от имени каких-нибудь Гондураса-Гваделупы, Венгрии-Польши – не суть», – рассказал собеседник.
На мое утверждение о возрождении советской фарцовки – торговли из-под полы – он даже обиделся: «Что значит фарцовка? Что значит втихаря? Это неправильный термин абсолютно. Если продавец отдает намного дешевле, чем официальный Adidas, то какая же это фарцовка? Само государство продавало дороже, чем фарцовщики. Они наоборот народу помогают, благотворительностью занимаются – это так называется».
И тут же попытался восстановить своё реноме в моих глазах: «Знаешь, сколько у меня клиентов, закупавшихся раньше в ГУМе? [Речь, видимо, шла о Москве, – авт.] Они кричат: ни за что больше туда не поеду. Там купить пиджак-пальто, а здесь на эти деньги – мешок одежды. Вот и подумай, кто из нас благотворитель – я или ГУМ? И кто из нас фарцовщик – ГУМ или я?»
– Каков уровень достатка людей, пользующихся услугами подобных интернет-площадок?
– Совершенно разный. Но все-таки в основном эти платформы для необеспеченных. Считающих, экономящих. Хотя есть и исключения. Появляются и миллионеры-крохоборы. Один клиент, например, два года выпрашивал скидку на ботинки-«тимберленды». А сам, выяснилось, торгует машинами, и недешевыми – от миллиона до трех. И десять автомобилей у него всегда в наличии.
– Какую скидку он просил?
– 100 рублей. Два года просил сбросить 100 рублей. Пока я не продал «тимберленды» другому человеку.
Байеры и реакция на рынок
После чего я двинул в офлайн. Зашел в пару дорогих брендовых кировских лавочек-бутиков.
Приятное теплое общение. Кофе-чай. Администраторы с удовольствием рассказывали о тенденциях, будущих поступлениях (увидев, видимо, во мне потенциального покупателя).
«Фирма» в ее утилитарной роли никуда не делась. Идет и турецкая, и европейская. Более того, обнаружился некий shop-траверс от Турции к Европе, что странно.
Объясняется тем, что «родные» лейблы («Лагерфельд», «Бугатти» или «Рокси») оперативно и вовремя сместили санкционные акценты. Вследствие чему цены оказались дешевле турецких, чего раньше не было. Русские, вятские байеры тут же начали скупать «европу» в ущерб вездесущей Турции. То есть восточный брат чуть отстал под вихрем меняющейся индустрии моды.
И да, онлайн-собеседник, с которого начали текст, безусловно прав в плане непрекращающихся «вагонных» поставок в РФ. Товар идет и будет идти, и «ничего и никто рынку брендовых вещей не грозит!» – заверили меня в бутике.
Ну и хорошо, не девяностый год в конце концов…
Выстраиваются очереди
Идём в «секонд» (не тот, что на фото). В том, куда зашел, «радушный» прием, честно говоря, послабее. По-быстрому показали размеры, что где висит. Особо разглагольствовать об экономических трендах на повышение-понижение не стали. Мол, работаем. И тебя выручаем, предлагая эти прекрасные почти новые джинсы за пятьсот рублей, и вельветовую курточку за тысячу, и эту шикарную фильдеперсовую кепку за триста.
Да, недорого одеться вполне можно. Двух тысяч хватит, трех – тем более. Насчет разговоров о просевшем, обрушившемся рынке в связи с санкционным отсутствием евродоставки тоже сразу сказали: «Неправда. Товара много». Единственное, похуже стало со стоковыми вещами, то есть брендированно-новыми (почти новыми). Но проблема вскоре решится: руководство работает над этим. Потому что за свежим привозом в «секонд» граждане внимательно следят, отслеживая даты. В такие дни даже выстраиваются немалые очереди. Поступления, особенно детские, подростковые, уходят влет. Народ считает деньги, занимая очередь в «секонд»: не у всех есть возможность бродить по бутикам и недешевым элитным магазинам.
Бизнес унывать не собирается
Ретроспективный выборочный анализ просмотренных мной «секондов» показал: бизнес не стоит на месте и унывать не собирается. Развивается, невзирая на определенные сложности. Прочно шагая в фарватере объявленного премьер-министром «технологического суверенитета». Только на свой народный вятский лад.
Да, мелкие предприятия закрываются. Это видно по многочисленным предложениям аренды городских помещений.
Тот же, кто твердо стоит на ногах, изыскивает пути, настраивает «хитрую» объездную «секонд»-логистику. И главное, как утверждают работники магазинов одежды (независимо – бэушной или новой), цены на товар за последнее время если поднялись, то незначительно. Впрочем, магазин магазину рознь. Может, это мне повезло увидеть те, что идеальны для небогатого горожанина.
Игорь Фунт.