Урбанист Максим Копылов: Точки притяжения - интервью газеты

Урбанист Максим Копылов: Точки притяжения - интервью газеты

01.11.2020 18:32 797 0
Для создания велосипедной инфраструктуры на первом этапе достаточно нескольких ведер белой краски и кисти. Если выбирать между платными и бесплатными парковками, то предпочтительнее первые. Почему? Об этом, решении проблем с пробками на дорогах, визуальном мусоре и проектах общественников «Бизнес новостям» рассказал московский урбанист Максим Копылов. Долгие годы он жил в Кирове и сейчас регулярно приезжает в родной город, в том числе чтобы сделать его чуточку лучше.

БН Максим, власти Кирова решили не проводить в этом году урбан-форум, но мероприятие намерены организовать общественники. Насколько, на ваш взгляд, оно необходимо?

– Учитывая негативную эпидемиологическую обстановку в стране, в особенности, в Кировской области, решение властей не проводить в Кирове урбан-форум в обычном «офлайн» формате выглядит вполне закономерным и правильным. Сейчас не самое лучшее время для каких-либо массовых мероприятий. Плюс, возможно, у местных властей просто нет четкого понимания того, зачем тратить время и деньги на его проведение, ведь любое такое мероприятие должно преследовать несколько целей…

Скажем, Moscow urban forum (который, кстати, также был отменен в этом году) для столичного правительства – это, в первую очередь, возможность прорекламировать Москву и ее потенциал на международной арене, продемонстрировать горожанам «высокое качество управления городом», открытость властей, готовность к развитию и улучшению за счет изменений во всех сферах городской жизни: от обновления автобусов/трамваев/метро до новых парков на городских окраинах. А обмен опытом, обучающие и просветительские мероприятия – это скорее приятное дополнение, а не самоцель.

В Кирове же местным властям рекламировать особо нечего, о диалоге с горожанами и каком-то качественном развитии города говорить не приходится, а просветительская цель (основная для кировского урбан-форума) местной власти не интересна – это, скорее, удел профильного вуза.

С другой стороны, для горожан и, в частности, общественников, проведение такого форума необходимо, поскольку, с одной стороны, позволяет еще раз привлечь внимание жителей и властей к городским проблемам, «громко заявить о них», показать возможные и простые пути их решения, с другой –
научиться чему-то новому. А спрос на это в городе последние годы возрастает (о чем говорит хотя бы постоянно растущее в последние годы количество горожан, пытающихся хоть что-то изменить в городе). Но, опять же, учитывая обстановку, стоило выбрать онлайн, а не «офлайн» формат.


БН Ваше мнение: как решить проблему пробок на дорогах? Правильнее делать акцент на «технические правки» (расширение полос, выделенки, «зеленые улицы» и т.д) или на стимулирование жителей пересаживаться на общественный транспорт?

– Для решения проблем заторов на дорогах в первую очередь необходимо сокращать количество автомобилей на них. Само по себе расширение проезжей части, строительство развязок и эстакад, «дублеров» и т. п. незначительно влияет на улучшение ситуации на дорогах. А порой ее лишь усугубляет, поскольку побуждает горожан чаще садиться за руль или совершать поездки на автомобиле по таким маршрутам, которые ранее были невозможны или невыгодны. Также следует понимать, что все эти изменения негативно (прямо или косвенно) скажутся на городе в будущем: это и проблемы с экологией, шумовое загрязнение, разрыв социальных связей на одной улице. Плюс, скажем, строительство эстакад или развязок требует больших финансовых затрат не только на их строительство, но и на содержание, периодический ремонт в течение всего периода их существования, а эти деньги могли бы пойти на развитие того же общественного транспорта, на ремонт школ, строительство детских садов, зарплаты врачам.

Как показывает международный опыт, самыми эффективными способами сокращения числа автомобилей на дорогах являются ограничение въезда в городской центр (запрет въезжать в город, определенный район отдельным видам транспорта, платный въезд и т.д.), ограничение стоянки (полный запрет стоянки на некоторых улицах, платная уличная парковка и т.д.), ограничение права покупки автомобилей (розыгрыш права покупки на торгах, получение права покупки автомобиля при подтверждении наличия места для его стоянки). Но надо понимать, что используя только ограничения, не предоставляя взамен никаких альтернатив, можно подорвать жизнь и экономику города. Поэтому важно создавать комфортную и безопасную среду для пешеходов, развивать велосипедную инфраструктуру (сейчас уже, наверное, стоит говорить об общей инфраструктуре для велосипедов и средств индивидуальной мобильности), общественный транспорт.


БН И пересаживать пассажиров на общественный транспорт, а для этого сделать его комфортным?

– Чтобы пересадить горожан с личного автомобиля на общественный транспорт недостаточно закупить новые автобусы с кондиционерами. Общественный транспорт, во-первых, должен обладать определенными преимуществами перед личным автомобилем, следовательно, должны быть выделенные полосы. Во-вторых, движение общественного транспорта должно быть предсказуемо (расписание должно четко соблюдаться), а интервалы движения – минимальны, хотя бы на основных городских маршрутах. Никто не будет ездить на автобусе, если интервал его движения 30 минут, а на автомобиле этот же маршрут можно преодолеть за 5. В-третьих, пассажир общественного транспорта должен чувствовать себя в нем комфортно и в безопасности. Это возможно только, если в нем поддерживается чистота, проводится техосмотр, установлены камеры слежения, за состоянием водителей установлено строгое наблюдение, как и за соблюдением ими ПДД. Ну и, в-четвертых, до автобуса-троллейбуса еще необходимо добраться и дождаться его, поэтому улицы, тротуары, остановки общественного транспорта должны быть привлекательными, удобными и безопасными.

автобус.png


БН Отдельно по вопросу парковок – лучше платные или бесплатные?

– Лучше платные, но только при соблюдении ряда условий. Во-первых, чтобы введение платной уличной парковки вместо блага для города, не превратилось во зло и не уничтожило городскую жизнь, городские власти должны предоставить горожанам альтернативные способы передвижения: быстрый и комфортный общественный транспорт, безопасные и удобные тротуары, велополосы – для стимулирования пешего передвижения и поездок на велосипедах.

Во-вторых, чтобы платные парковки действительно работали, а не «просто были», городу потребуется специальная служба, которая будет контролировать соблюдение правил парковки, ее оплату, эвакуировать автомобили нарушителей, выписывать штрафы, следить за состоянием парковочных знаков и, дополнительно, может регулировать движение транспорта, отвечать за работу светофоров...

Кстати, платные парковки могут быть и во дворах. При условии, что плата за такую парковку пойдет на содержание общего имущества многоквартирного дома. Это, кстати, также может решить проблему нехватки парковочных мест у МКД.


БН Ваше мнение по поводу норматива парковочных мест у новостроек: нормативный акт принят, работает, но застройщики с ним не согласны. Говорят, что формат «одно место на квартиру» не востребован и даже самые современные паркинги пустуют.

– Сейчас спрос на машиноместа в подземных паркингах не особо высок. Автомобилисты, имея возможность бесплатно оставлять свои автомобили во дворах, на уличных парковках, не стремятся тратить деньги на кусок разлинованного бетона, особенно по стоимости квадратного метра квартиры. Плюс сюда добавляются ежемесячные расходы на содержание (охрану, освещение), которые несут владельцы машиномест. В моем и соседнем дворе несколько подземных паркингов, но они полупустые, зато дворы и улицы заставлены автомобилями и далеко не эконом-класса.

С другой стороны, в центре Кирова наоборот – парковочных мест у многоквартирных домов (или под ними) остро не хватает, из-за чего порой трудно выбрать подходящее жилье: вроде бы хороший вид из окна, удобная планировка, но подземного паркинга нет, во дворе парковка на 10 машин, а квартир 20.

И, казалось бы, норматив 0.7 (0.8 - в сложившейся застройке) парковочных мест на одну квартиру мог бы исправить положение, но... Но может привести еще к большим проблемам как для города, застройщиков, так и для жильцов МКД.

Устанавливая обязательный норматив по количеству парковочных мест для многоквартирных домов, власти лишь подталкивают горожан владеть и, соответственно, пользоваться автомобилем, поскольку одной проблемой –
выбор места для парковки – будет меньше. Это уже в ближайшем будущем будет сулить новой головной болью городским властям, которым придется как-то распределять все эти автомобили по городским улицам (ну не будут же они вечно под окнами стоять). Если же в Кирове будет введена платная парковка на улицах, как это сделано в Москве, и появится качественный общественный транспорт, то желающих совершать ежедневные поездки на работу или учебу на автомобиле станет меньше (просто чисто из экономических соображений). А следовательно, станет ниже и потребность как во владении автомобилем, так и в его хранении около дома (особенно при наличии многоуровневых паркингов или гаражей в микрорайоне). В итоге спрос на машиноместа снизится и парковки опять будут полупустые, а стоимость их содержания останется прежней. В каком они состоянии в этом случае будут через 5-10 лет?

Я не зря говорю про подземные паркинги, поскольку без них, при соблюдении этого норматива, дворы вокруг многоквартирных домов (особенно 20-30 этажных) станут похожи на территорию вокруг крупных торговых центров: огромные забетонированные площадки с торчащими фонарями.

Но и полностью отказаться от норматива тоже нельзя: застройщики будут продолжать «втискивать» жилые дома в и без того плотную застройку, не думая о парковочных местах.

Как решить эту проблему? Вопрос сложный, пожалуй, отвечу так: определенные нормативы по парковочным местам у новостроек все-таки быть должны, но рассчитываться они должны по-другому. Например, уровень потребностей в машиноместах у многоквартирного дома может рассчитываться по определенной формуле балльной оценки, учитывающей доступность наземного городского пассажирского транспорта, интенсивность его движения, плотность застройки, тип жилой застройки по уровню комфорта и другие показатели. В этом случае есть шанс учесть все нюансы и не превратить город в одну сплошную парковку.


БН На ваш взгляд, в Кирове реально организовать условия для велодвижения – опять же в отсутствии финансирования, как говорят чиновники?

– Несмотря на то, что я сам люблю велосипедные прогулки, да и просто часто передвигаюсь на велосипеде, чтобы добраться до магазина, банка или по другим делам в соседний район, к выделению на улицах наших городов отдельной полосы для велосипедистов я долгое время относился негативно. Считал не очень эффективным использованием и без того ограниченного пространства.

Но с течением времени, развитием и нарастающей популярностью в нашей стране как различных «средств индивидуальной мобильности» (в том числе самокатов, сигвеев, моноколес и т.п. и т.д.), так и служб доставки еды (чьи курьеры в основном передвигаются на тех же велосипедах, электрических самокатах и т.п.) мое отношение к велополосам кардинально изменилось. Я начал понимать реальную необходимость их появления (точнее, как я это вижу, общих полос для велосипедов и средств индивидуальной мобильности) в наших городах, в том числе, в Кирове.

Спрос на них даже в нашем «северном, холмистом городе» есть. В этом я лишний раз убедился, когда, в январе мимо меня, пытавшегося подняться на ноги после падения на льду на склоне улицы Свободы, в горку неспешно проехал пенсионер на старом советском велосипеде.

Что касается затрат на велосипедную инфраструктуру, то они на первом этапе могут быть минимальны: достаточно нескольких ведер белой краски и кистей, чтобы прорисовать белую линию и знаки «велодорожка» на краю проезжей части, разместив тем самым велодорожку между припаркованными автомобилями и тротуаром. А на краску, судя по заборам, деньги в городе есть.

велик.jpg


БН Коротко о первых итогах проекта навигации общественного транспорта, участником которого вы являетесь. Зачем это лично вам, по факту, московскому жителю. Не намекаете ли чиновникам, что пора заняться остановками? Ваше мнение по поводу остановок в Кирове?

– Начну с конца. Это, честно говоря, сложно назвать остановками. Там, где я сейчас живу, контейнерные площадки чище и выглядят привлекательнее, чем кировские остановки –
уж простите. Остановка общественного транспорта должна быть такой, чтобы на ней комфортно было находиться в ожидании автобуса и троллейбуса, можно было укрыться от ветра и осадков, узнать расписание и маршрут движения транспорта. Большая часть кировских остановок не соответствует этим критериям. Отчасти именно это еще несколько лет назад подтолкнуло ребят из «Красивого Кирова» сделать транспортную навигацию. Мне идея понравилась, но тогда она по разным причинам не была доведена до конца. Поэтому, когда в этом году они сумели ее завершить, сделав действительно классную вещь, я, не задумываясь, решил хоть немного помочь им с тем, чтобы навигация заняла свое положенное место на кировских «остановках».

Никакого намека чиновникам с моей стороны нет – в этом нет никакого смысла, просто Киров – это мой город. Я здесь родился и вырос, и даже уехав из него, не разорвал с ним связей, поэтому считаю необходимым, по мере возможностей (с учетом нахождения за сотни километров от него) помогать городу развиваться. Ничего особенного в этом не вижу.

 

БН Ваше мнение по поводу приобретения Анатолием Курбатовым водонапорной башни в Слободском. Насколько реально сделать этот проект рентабельным?

– Отрадно видеть, когда силами обычных горожан восстанавливается и наполняется жизнью красивое историческое здание в малом городе. У проекта по преобразованию водонапорной башни в современный музей, думаю, неплохие шансы на жизнь, поскольку, во-первых, в малых городах возрастает спрос на разнообразную культурную жизнь и появление в них качественных культурно-досуговых объектов и общественных пространств. А еще в этом направлении предложение пока не поспевает за спросом, а, следовательно, нет и особой конкуренции.

Во-вторых, Слободской, располагаясь неподалеку от Кирова и сохранив (пока) свою старинную архитектуру и приятную атмосферу небольшого провинциального города и с учетом текущей ситуации в мире, стал привлекательнее для внутреннего туризма.

В-третьих, в нашей стране есть несколько успешных примеров того, как такие объекты реконструируются и становятся городской достопримечательностью, помогая привлекать в город туристов, а вместе с ними и деньги. Так, водонапорная башня является одной из главных достопримечательностей подмосковного Зарайска (сравнимого по численности населения со Слободским) и конкурирует по посещаемости среди туристов с расположенным неподалеку кремлем. И если в Зарайске из-за небольшой площади внутренних помещений башня используется в основном в качестве смотровой площадки и при этом пользуется спросом среди туристов, то просторная водонапорная башня в Слободском может вместить в себя больше разнообразного функционала, а значит, имеет больше шансов стать еще одной городской точкой притяжения.

 улица Ленина.png

БН Дизайн-код. Кто прав: чиновники, которые уверяют, что с помощью дизайн-кода можно повысить трафик посетителей, или бизнес, который говорит о дополнительных затратах. Как решить дилемму?

– Давайте на минуту представим, что мы в незнакомом городе и хотим пообедать. Перед нами два заведения и оба предлагают одни и те же блюда, скажем, вареники. У заведения слева небольшая аккуратная вывеска «Вареничная» из световых объемных букв, размещенных прямо на фасаде, стеклянные двери со стоящими по краям катками с туями, огромные окна, через которые просматривается приятный интерьер, цветы и статуэтки на подоконнике. У заведения справа огромный световой короб с уже потрепанными временем буквами «Ресторан русской кухни», железная дверь с переполненной мусоркой рядом, а окна наглухо заклеены разномастной рекламой блюд. Скажите, в какое из этих двух заведений вы захотели зайти?

Также и с городом. Визуальный мусор на улице – будь то обилие проводов, рекламы, вывесок, просто мусора или обшарпанные фасады – значительно снижает его привлекательность как для туристов, так и для самих горожан. «Замусоренные» улицы не вызывают интереса, не выглядят благополучными и безопасными, людям на них порой просто некомфортно находиться. В итоге туристы будут просто обходить такую улицу стороной, а горожане либо будут выбирать другие маршруты для прогулок или походов на работу-домой, либо проходить ее не задерживаясь, даже не тратя время на попытку разобраться, что же написано на множестве кричащих вывесок вокруг. Плюс, как уже было доказано, сосредоточенные в одном месте неухоженные фасады, разбитые стекла, покосившиеся вывески, мусор и т.п. могут провоцировать вандализм, от которого может страдать уже сам бизнес.

Порядок же в облике улиц стимулирует уличную активность горожан – они стремятся проводить больше времени на красивой улице, а, следовательно, чаще заходят в магазины, бары, рестораны, расположенные на ней. Именно для наведения порядка, создания опрятного, привлекательного облика улиц, а вместе с ними, естественно, расположенных на них зданий и торговых объектов и создается дизайн-код. Он не только помогает сохранить исторический облик города (что само по себе уже является ценностью), но и больше зарабатывать бизнесу.

Но чтобы все это работало, дизайн-код должен включать в себя не только правила размещения рекламных и информационных конструкций (а в нашей стране на этом все и останавливается), но и единые стандарты и требования для объектов озеленения, освещения, дорожного покрытия, уличной навигации и т.д. Только благодаря детальной проработке и внедрению этих стандартов, может появиться единая, стилистически выдержанная, комфортная и безопасная городская среда.

Что касается расходов бизнеса. Невозможно сделать город красивым и комфортным, не введя при этом определенных ограничений, правил, касающихся какой-либо части городского сообщества. Кому-то всегда приходится «платить», вопрос лишь в цене. От того, насколько подробно и понятно изложены те же правила размещения вывесок или рекламных конструкций, будет зависеть не только внешний облик улиц, но и комфортность ведения бизнеса в городе.

Например, если заложить простой и короткий по времени порядок согласования вывесок, предложить возможность размещения типовых конструкций (и их подробное описание) без прохождения административных процедур – бумажной волокиты и общения с государственными органами, – предусмотреть переходный период (скажем, в несколько лет), когда бизнес должен привести свои вывески в соответствие с новыми правилами, то это позволит упростить жизнь бизнесу, сократить его затраты на приведение вывески в соответствие новым правилам (если это вообще потребуется). И позволит решить споры предпринимателей на предмет того, у кого вывеска больше, дав им возможность сосредоточиться на качестве предоставляемых услуг или продаваемых товаров.

 

БН Граффити – в Кирове это чаще визуальный мусор или эстетика? Можно ли при помощи граффити обновить внешний вид Кирова?

– Есть три места с граффити в городе Кирове, которые мне очень нравятся – это парк Аполло, забор напротив костела и областного суда и, конечно, химчистка на Спасской улице. Это показательные примеры того, как граффити может преобразить до неузнаваемости неприветливое, неухоженное городское пространство или скрыть изъян в городской ткани в виде серого забора, стены бытовки, в общем и целом, украсить внешний вид города.

Но следует понимать, что все должно быть к месту и в меру. Когда один и тот же прием пытаются повторить несколько раз – он перестает работать. Скажем, три дома, разу-крашенные в дымковский узор, смотрятся интересно. Если так мы разукрасим весь город – это будет ужасно. Граффити на бетонном заборе может быть украшением, на памятнике архитектуры – уже вандализм.

Тематика также немаловажна. Граффити, демонстрирующие историю города, какие-то отдельные персоны или события из его жизни, раскрывают город, подогревают интерес к его истории и даже могут пробуждать определенное чувство гордости и любви к городу как у его жителей, так и гостей, что впоследствии может перерасти в ответственное отношение к его состоянию и развитию.

Так, например, проезжая через подмосковные Бронницы на одной из панельных пятиэтажек мое внимание привлек портрет Лионеля Месси во всю стену. Казалось бы, где аргентинский футболист, а где Подмосковье? Но чуть-чуть копнув информацию в интернете, я выяснил, что во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года сборная Аргентины как раз базировалась в этом небольшом городке. Буквально за несколько десятков секунд – именно столько времени в поле зрения оставалось это граффити, пока я не поехал дальше – Бронницы рассказали одну историю из своей жизни и привлекли к себе мое внимание. В итоге, попав в список городов, которые я посещу в ближайшее время, а значит, потрачу в нем деньги, сделаю фото, которые потом выложу в соцсетях, чем могу привлечь в него новых гостей.

Юлия Усинская.

Это один из материалов свежего печатного номера газеты "Бизнес новости" в Кирове.

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
Array
(
    [FOLDER] => /news/
    [URL_TEMPLATES] => Array
        (
            [news] => 
            [detail] => #SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
            [section] => #SECTION_CODE#/
        )

    [VARIABLES] => Array
        (
            [SECTION_CODE] => urbanistika
            [ELEMENT_CODE] => urbanist-maksim-kopylov-tochki-prityazheniya-intervyu-gazety
        )

    [ALIASES] => Array
        (
        )

)

Также читайте