Иосиф Райхельгауз: «Русская культура очень сильно влияла на мир и мне сегодня жутко обидно, что сейчас в результате этих санкций мы скатываемся в глубинку, закрытую от всего мира».

«Обожаю провинцию»

10.11.2014 07:47:00 1275 0

Cоздатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз встретился с кировскими культурологами в ВятГГУ и поговорил с ними о жизни и театре.

Он любит поэзию и готов даже говорить стихами. Все его ученики должны знать много стихов на память. Интересный, не по-столичному простой в общении создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз встретился с кировскими культурологами в ВятГГУ и поговорил с ними о жизни и театре.

В вашем городе мы уже не первый раз. Предыдущие наши гастроли прошли замечательно: были полные залы, публика очень хорошо и правильно принимала спектакли. Мы очень много ездим: у нас ежемесячные гастроли, но добрая их половина – это дальнее зарубежье. Часто бываем и в крупных российских театральных городах. Что касается небольших региональных центров, то недавно Министерство культуры открыло специальное агентство, которое занимается гастролями, и лучшие театры Москвы (в том числе и мы) включены в некий график, согласно которому мы ездим по всем российским городам. Если бы в этот график был включен и Киров, я был бы очень рад.

Я родился в Одессе. А это море, порт, мореходные училища. Поэтому я хотел стать капитаном, потом появилось желание быть дирижером, еще я хотел быть писателем и считал, что для этого нужно обязательно купить письменный стол. Я даже уговорил родителей это сделать. Но в результате я поступил в Харьковский институт на режиссера, откуда меня отчислили за профессиональную непригодность, затем я поступил в Петербургскую театральную академию, откуда меня тоже выгнали. А я был очень упрямым и сказал тогда преподавателям: «Вот увидите, пройдет несколько лет, и вы встретитесь со мной как с профессиональным режиссером». Прошло шесть лет. Я окончил ГИТИС и показывал первый свой спектакль в театре «Современник». Там мы и встретились.

Моя фамилия имеет немецкие корни. Мне как-то в советское время один человек в министерстве культуры посоветовал взять псевдоним, сказав, что такая фамилия не подходит для режиссера русского театра. Я тогда пришел к нему и говорю: «Я вот подумал о том, что вы говорите: мне тоже не нравится моя фамилия, в ней все часто ошибаются. Я готов ее поменять, но подскажите мне, как быть. Дело в том, что мой дед – председатель колхоза в Одессе, герой социалистического труда, настоящий земледелец, (ему уже 90 лет тогда было), а мой папа – герой войны, на танке дошел до Берлина, расписался на рейхстаге и получил именной подарок от маршала Жукова именно на эту фамилию. Помогите мне им объяснить, что эта фамилия не очень годится для режиссера русского театра». Он стиснул зубы, позеленел и сказал: «Иди отсюда».

Я - профессор тегеранского университета и лауреат государственной премии турецкой республики. Это не шутка. Я много преподаю и работаю со студентами, причем в университетах разных стран. Мне кажется, что студенты всегда правы, я учусь у них. Я даю им сложнейшие задания – те, с которыми я сам, будучи студентом, не справлялся. А они справляются.

Я обожаю слово «провинция», оно высокое и красивое. Набирая студентов, я совершаю некрасивый с точки зрения других преподавателей поступок: я стараюсь не брать москвичей и беру людей, приехавших из провинции. Для меня это очень важно, потому что человек, который сознательно купил билет в Волгограде, Кирове или Владимире, приехал, подготовился, не знает еще, где ему жить, сделал гораздо более важный шаг, чем человек, приехавший поступать на метро или тем более на папином автомобиле. Это удивительное соотношение нашей столицы и провинций, я боюсь, еще не скоро исчезнет. У нас так сложилось, что ты можешь сделать в Кирове замечательную работу, но ее мало кто увидит.

Театр «Школа современной пьесы» – уникальный по своей программе. Это единственный в Москве (да и, наверное, во всем мире) театр, который ставит только мировые премьеры. За 25 лет был единственный случай, когда я поставил «Чайку» Чехова. Людмила Улицкая, Евгений Гришковец, Дмитрий Быков отдают свои пьесы в первую очередь нам, и мы их ставим. Театр популярен, к нам трудно достать билет (и я этим очень горжусь).

Лучший спектакль – последний. Спектаклю «А чей-то ты во фраке» уже больше 20 лет. Он игрался уже более 600 раз и всегда был разным. Когда я еще только начинал свою режиссерскую деятельность, я собрал рассказы Шукшина и поставил спектакль, который назывался «Поутру они проснулись». И эта пьеса вдруг пошла более чем в 300 театрах Советского Союза. Я вдруг из скромного студента, который по утрам ходил сдавать бутылки, стал богатейшим человеком и купил себе «Жигули».

Мне иногда кажется, что я занимаюсь немного не мужским занятием. И для того, чтобы отвлечься от этого, мы с моим хорошим другом, фамилия которого много негативного принесла вашим родителям (Чубайс) отправляемся в путешествие. В этом году в середине ноября мы поедем в Эфиопию. Нам предстоит преодолеть маршрут от одной точки до другой. Это происходит на мотоциклах, квадроциклах, лошадях и т.д. О каждой такой экспедиции я снимаю фильм и пишу повесть. Так, скоро выйдет рассказ о Китае.

Я вам советую: не только телевизор слушайте, но и читайте. Я смотрю, идеология нашего государства стала разворачиваться в сторону тоталитарного режима. Я всегда считал, что время лихих 90-х - счастливейшее и прекраснейшее. Но мы им, к сожалению, не воспользовались. Не случилось. А то, что сейчас делается на Украине (я там бываю часто) – это попытка того же. Никаких фашистов там близко нет. Естественно, все, что там происходит, делается с ужасными перегибами и глупостями, идет гражданская война. Но весь Майдан – это попытка людей жить в мире, а не изолированно. Невозможно  закрыться. Это ошибка руководства нашей страны - перекрыться от всего мира. Это тупиковый путь. Я очень надеюсь, что президент России это осознает. Я с ним не разговаривал, но часто общаюсь с известными социологами, политологами и понимаю, что ситуация непростая.

Театры очень разные и в России и за рубежом. Русский театр – это одно из немногих проявлений нашей русской и советской жизни, которым мы торгуем. Наши режиссеры очень широко представлены в мире. Многие европейские и американские университеты приглашают их преподавать. Русский театр – это богатейшее явление. Как русский балет или русская живопись. Русская культура очень сильно влияла на мир и мне сегодня жутко обидно, что сейчас в результате этих санкций мы скатываемся в глубинку, закрытую от всего мира.

Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте