Как развивается медовый бизнес в Кировской области

Как развивается медовый бизнес в Кировской области

Александра Михалёва 24.09.2023 19:04:28 4008 0
Начиная с каменного века – если верить ученым – и до наших дней мед остается стабильным сектором производства. Он есть почти в каждом доме, причем не только на столе, но и в аптечке, и на полке с косметикой. С ним сопряжено множество народных традиций, но также завязываются современные истории, например, экотуризм. О том, как идет медовый бизнес в нашем регионе, расскажем в рубрике «Ниша бизнеса». 

Начинаем медовую историю 


GM1plN_DtfU.jpg

Распространенная история, когда производство меда становится делом семейным и объединяет несколько поколений. Но пути к этой точке пересечения ведут разные. К примеру, Антон Ветлужских сам дал старт семейной пасеке в поселке Косино Зуевского района. 

— Честно говоря, случайно решил попробовать организовать производство меда. Тогда возникла финансовая необходимость. Причем изначально вложения были минимальные. На первом этапе мне помогали обычные люди, особенно в плане продажи, – прокомментировал «Бизнес новостям» Антон.

Делом жизни называют производство меда семьи Жигарёвых и Зыковых из Уржума. Как рассказал Анатолий Жигарёв, представитель третьего поколения пчеловодов, ремесло развивалось внутри семьи всегда, но, пожалуй, он и его брат придали ему вес бизнес-проекта. То есть серьезно задумались о рынке сбыта, способах привлечения новых клиентов, расширении линейки медовых товаров. 

— Пасека с пчелами у нас уже была. Чтобы официально зарегистрировать производство и оформить все необходимые документы, понадобилось порядка 20 тысяч рублей. Закупили новые пчелопакеты, один стоит от 4-6 тысяч рублей. Кроме того, нужна тара для фасовки меда. Примерно 20 рублей за одну банку вместимостью килограмм. И наклейки на каждую баночку – тут, конечно, оптом покупали большую партию, где-то 80 тысяч этикеток. Этого хватает примерно на год. Сейчас, когда мы уже несколько лет стабильно работаем, у нас в некоторых магазинах есть скидки постоянных клиентов.

— Идея заняться медом пришла мужу Михаилу, – рассказала свою семейную историю Светлана Огнёва, совладелица проекта «Деревня пчёл – Куковякино» (Слободской район). – У нас появилась земля сельскохозяйственного назначения, и встал вопрос, каким видом деятельности на ней заниматься. Мы оба учились по специальности «Туризм», поэтому решили, что будем развивать не просто пчеловодство, а сделаем экскурсии на пасеку. Сейчас наш план в стадии строительства, а в следующем году планируем уже принять первых гостей. В качестве первоначальных вложений понадобилось закупить сырье для деревянных ульев (позже приобрели современные из полиуретана), также оборудование для работы на пасеке (дымарь, стамеску, костюмы, перчатки), ручную медогонку и, конечно, пчел. 

— На упаковку нашей продукции уходит существенная часть рабочего времени и расходов. Зато сейчас она соответствует стандарту нашей организации. На ней прописана вся информация, которая необходима потребителю. Мы около четырех месяцев разрабатывали ее и наш логотип, – добавила Светлана. 

Секреты и трудности 

— Наши пчелы собирают нектар вдалеке от города, на природе, – рассказали о своих принципах работы на пасеке в поселке Косино. – Рядом нет загрязненных участков. Главный секрет вкусного меда – удачное сочетание букета цветущих растений. Также важен правильный сбор и хранение продукта. Наш мед не растоплен и не разбавлен глюкозой, а пчелы не перекормлены сахаром. 

photo_2023-09-24_18-49-19.jpg

На этой же пасеке существует функция предзаказа: перед новым сезоном клиентам предлагают забронировать мед со скидкой и без предоплаты. Это помогает владельцам производства спланировать работу. 

— Некоторых соседство с пасекой раздражает, – отмечает Антон Ветлужских, говоря о трудностях бизнеса. – Но есть и те, кто не только не боится укусов пчел, а наоборот использует их для здоровья. Кроме того, пчелы помогают опылять цветы на соседних участках. Трудности в медовом производстве бывают в основном из-за погоды. Холод, засуха, затяжные дожди – всё это факторы риска. 

photo_2023-09-24_18-53-33.jpg

gsB9_zpK3gc.jpg

— Наш мед фирменный, такого нет ни у кого. Даже у нас самих каждый год он разный. На это влияет множество факторов, начиная от погоды и заканчивая породой пчел, – считают пчеловоды из Куковякино. – К главной особенности бизнеса относится невозможность точного просчета прибыли. Количество меда, к сожалению, полностью не зависит от нашей работы. Например, может не повезти с погодой в момент медосбора. Также к первоначальным трудностям можно отнести сложность сбыта продукции. Сейчас нужно быть оригинальным и креативным, чтобы продать просто мед, не имея большого ассортимента в сортах. Именно поэтому мы начали делать крем-мед и добавлять сопутствующие товары в ассортимент, например, травяной чай. С расширением пасеки также появилась сложность – противостоять актуальной стоимости меда на рынке. Она явно не соответствовала всем затратам и себестоимости нашего продукта. Но мы не стали подстраиваться и сделали стоимость продукта, полностью соответствующую нашим затратам. 

В расширении ассортимента медовых товаров видят перспективу и на производстве в Уржуме. 

У нас мед с лугового разнотравья, с гречихи, липовый, лесной – всего 11 видов. В ассортименте также есть с соком брусники, черники, с кедровой живицей, с прополисом, продаются медовые продукты: мази, масла, настойки, перга, пыльца, прополис и так далее, – говорит Анатолий Жигарёв. – Мы постоянно расширяем линейку товаров. Сейчас появились вяленые сосновые шишки – это необычный и полезный десерт со сладкохвойным вкусом. Часто выезжаем на ярмарки, где продаем свой мед. И там особенно заметно – палатка привлекает больше клиентов, если выставлен широкий ассортимент разных медовых товаров, людям интересно рассмотреть всё. 

Он также добавил, что иногда трудности медового бизнеса приходят откуда не ждали: 

— В прошлом году сельскохозяйственные поля обрабатывали веществами, которые отравили много медоносных пчел. Пришлось покупать новые семьи. 

Отношения с клиентом вдолгую 


photo_2023-09-24_18-58-07.jpg

— Хорошо в сбыте меда помогают ярмарки, – считает Анатолий Жигарёв. – Там появляются и постоянные клиенты. Мы стараемся выезжать как в Киров, так и в другие регионы. Конечно, главный праздник в нашем деле – Медовый спас. Большинство людей стараются покупать мед ближе к этой дате. Впрочем, и зимой, хоть и наблюдается некоторый спад спроса, мед расходится хорошо. Также продвигаем свою продукцию через социальные сети. Есть возможность доставки по Кирову, отправляем почтой и через курьерские службы.   

— За четыре года работы у нас появились постоянные клиенты, – рассказала Светлана из «Деревни пчёл – Куковякино». – Чаще всего нас находят в социальных сетях, мы там активно показываем свою деятельность. Клиенты – люди, которые имеют привычку есть мед постоянно. На сегодняшний день у нас несколько вариантов сбыта. Прежде всего через социальные сети. По стране доставляем Почтой России или транспортной компанией СДЭК. В Слободском у нас есть бесплатная доставка до дома, так как склад продукции и цех сейчас у нас находится именно там. В Кирове работает бесплатная доставка при заказе от 1000 рублей. Также у нас есть две оффлайн точки продажи – магазины с фермерскими продуктами в Слободском и оптовый сбыт на рынке b2b – это корпоративные подарки и сувениры. Планируем выйти на площадку Ozon. 

Мнение эксперта Мария Леонова, председатель правления Кировской областной общественной организации пчеловодов «Вятка», прокомментировала положение дел в медовом бизнесе и его перспективы в нашем регионе: -MEjahf13i8.jpg

 Проблем у пчеловодов сейчас немало. В связи с увеличением посевных площадей рапса и бесконтрольным применением инсектицидной обработки полей химическими препаратами 1 и 2 класса опасности была отмечена массовая гибель пчелиных семей в семи районах нашей области. К сожалению, пока Министерство сельского хозяйства не рассмотрело этот крайне важный вопрос. Кроме того, на федеральном уровне подготовлен проект приказа, который значительно осложнит жизнь пчеловодов. Речь идет об обязательной маркировке каждого улья с целью учета пчел. Основная проблема здесь в разном понимании, что такое пчелиная семья, у чиновников и пчеловодов. 

Сбор меда на протяжении многих лет в Кировской области был стабильный, но в ближайшем будущем он сократится. В этом году из-за перепадов погоды пчеловоды собрали в разы меньше меда, чем обычно. Еще один проблемный вопрос – появление крем-меда, нового продукта на прилавках больших городов, которое вызвало волну фальсификаций. Часто его делают из дешевого сорта и выдают за редкий, экзотический продукт. Я считаю, больше шансов у натурального меда от пчел, а не у переработчиков. 

Острая проблема отрасли – сохранение пчел и борьба с падением их популяции. Насекомые сталкиваются с различными угрозами: использование пестицидов, изменение климата, загрязнение окружающей среды. Для их устранения необходимо разработать стратегии охраны и восстановления популяции пчел. Сегодня российское пчеловодство исчерпало внутренние резервы и как никогда нуждается в помощи со стороны государства. В ближайшие годы необходимо включить пчеловодство в государственные программы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. 

Что касается перспектив производства, спрос на пчелопродукты, такие как мед, пчелиный воск, прополис, перга, пыльца, маточное и трутневое молочко, растет. Они активно используются в пищевой, косметической, фармацевтической и других отраслях промышленности.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте