В Костромском авиапредприятии делают все, чтобы сохранить свой авиапарк в рабочем состоянии. Правда, средств на это катастрофически не хватает.

«Джентльменский набор губернатора»

10.11.2014 08:11:00 1865 0

Журналист «БН» по приглашению компании «Вяткаавиа» посетил «Костромское авиапредприятие». Кировский перевозчик, продвигая свою программу авиамаршрутов, предложил посмотреть, как в соседнем регионе реализуются авиарейсы внутри региона.

Так называет директор ОАО «Костромское авиапредприятие» Александр Лукин наличие в любом регионе регулярных авиарейсов на Москву, Санкт-Петербург и в Сочи. В Костроме, кстати, «БН» оказались по приглашению компании «Вяткаавиа», которые, продвигая свою программу внутрирегиональных авиаперевозок, предложили посмотреть, как в соседнем регионе (где бюджетные параметры относительно сопоставимы) реализуются авиарейсы внутри региона. Результаты поездки оказались весьма любопытными.

«Бизнеса здесь не сделаешь»

Сначала, пожалуй, стоит расшифровать слова про сопоставимость бюджетов Костромской и Кировской областей. Наш регион в два раза превосходит соседний как по площади (60,2 ты. кв. км против 120,3 тыс. кв. км у нас) и населению (656,3 тыс. человек против 1,3 млн). Соответствующие и бюджеты. Так на текущий 2014 год областной бюджет Костромской области принят с доходами в размере 19,7 млрд рублей и дефицитом 2 млрд. Наш бюджет, напомним, составил почти 40 млрд с дефицитом 4,8 млрд.

Парадокс, но при довольно скромном бюджете руководители соседнего региона умудряются изыскивать около 12-15 млн рублей на внутрирегиональные перевозки. Хотя, казалось бы, зачем это области, у которой площадь в два раза меньше нашей? Как позднее нам пояснят местные специалисты, Костромской области «не повезло с территорией» (ведь в том виде, в котором мы ее знаем, она появилась только в 1944 году). Областной центр находится прямо у западной границы региона, и получается, что от Костромы до восточных окраин более 500 км. Дороги, конечно, есть, но не везде. Как и у нас, впрочем.

С медициной также не все хорошо (относительная крупная ЦРБ в тех краях только в 35-тысячной Шарье). Поэтому все авиамаршруты - как пассажирские, так и санавиация - проложены от Костромы на северо-восток.
Кстати, наши соседи – одни из немногих, кто в бурные 90-е смогли сохранить не только свой аэропорт «Сокеркино», но и авиапредприятие. Все это хозяйство расположено в 6 км от Костромы, фактически в пригороде (20 минут на такси). Желание во что бы то ни стало иметь свое авиапредприятие обусловлено тем, что, как нам объяснили, «руководство области хочет иметь свою авиакомпанию, чтобы влиять на нее» (а также иметь возможность выделять какие-либо преференции).
Правда, с последними нынче туго. Побывав на экскурсии, которую нам любезно устроил Александр Лукин, директор ОАО «Костромское авиапредприятие», по недавно отремонтированному зданию аэровокзала и взлетно-посадочной полосе, поймали себя на мысли, что у нас-то все гораздо лучше – и аэровокзал больше и ремонт посовременнее, и взлетно-посадочная полоса длиннее (для сравнения: 2700 м против 1700 м в Сокеркино). Вообще, в Кострому иногда следует ездить только для того, чтобы понять, как у нас все благополучно.

«Я знаю про ваше «Победилово». Им действительно хорошие деньги выделяют», - говорит во время импровизированной экскурсии Александр Лукин.
Мы в его словах, конечно, сомневаемся. Сложно сказать, что деньги «хорошие», когда в следующем году аэропорту надо 80 млн, а в бюджете пока запланировано на него только 25 млн. Да и те выделяются «с боем».
«Ох, уж эти депутаты, - заметно злится Александр Алексеевич. - Они же все бизнесмены, и все им кажется, что деньги из своего кармана нам дают. А потом прибегает ко мне этот же бизнесмен и спрашивает: «На чем я сейчас в Германию могу улететь?». А на чем хочешь, говорю. Денег-то нам не выделили в нужном объеме, рейсов сегодня нет. Они не понимают, что финансирование авиации в необходимом объеме – это еще и вопрос безопасности, в конце концов».

Впрочем, даже в сегодняшних условиях руководство Костромской области изыскивает средства на внутрирегиональные перевозки. Правда, 2014 год бюджет серьезно подкосил. Из шести «внутренних» авиарейсов, в этом году осталось пока одно: Кострома-Шарья-Вохма.
Тем не менее, даже в не самые благополучные времена Александр Лукин уже думает не только о возвращении в прежние авиапотоки, но и о расширении.

«У нас на территории области в советское время было 18 аэродромов (Ред. – на Вятке - 15). Восстановить сейчас можно только половину. Чтобы полноценно все заработало, надо не менее 100 млн рублей, - рассказывает глава авиапредприятия.
Пока же все внутренние авиарейсы компания выполняет на вертолетах Ми-2 (как раз из-за плохого состояния аэродромов), однако технические перспективы у этого вертолета, отмечают специалисты, плачевные: вертолет – польский, полного цикла его ремонта на территории России – нет, и вопрос с комплектующими стоит тоже очень остро.
Всего же у авиапредприятия сегодня на балансе 6 воздушных судов - Ан-2П, Ан-26Б, Ан-26-100, Ан-26Б-100 и два вертолета Ми-2; на очереди покупка трех канадских Bombardier с помощью московского инвестора.

«Внутрирегиональные перевозки обязательно нужны, особенно вашей области, - продолжает Александр Лукин. – Уверен, что у вас, так же, как и у нас есть населенные пункты, с которыми нет регулярного сообщения, и где нет никакой альтернативы, кроме авиации. В этом году исполняется 70 лет Костромской области в ее сегодняшнем виде и 70 лет костромскому авиапредприятию, которое создали буквально на следующий день. Все уже тогда прекрасно понимали, что развивать экономику области без авиации – невозможно. Как и обеспечить передвижение населения. Все внутренние линии всегда были востребованы среди людей, но – сразу скажу – что бизнеса здесь не сделаешь».

Цена вопроса
Самое интересное – это, конечно, стоимость внутрирегиональных перевозок. То, на чем пока споткнулась «Вяткаавиа». А «цена вопроса» действительно не мала.
«Если другие организации могут использовать автомобильный 95-й бензин (без права перевозки пассажиров), то у нас пассажиры и мы летаем на бензине Б91/115. Его стоимость его достигает 120 рублей за литр. Это, конечно, очень дорого. Например, билет Кострома – Боговарово (400 км)  стоит 1000 рублей. Стоимость билета без дотаций – 6000 рублей. Но при такой цене люди, скорее, будут ходить пешком, так как нет у них таких денег», - рассказывает Александр Алексеевич.
Есть вопрос и с дотациями. Они, как правило, предусматривают простое покрытие убытков, но никакая компания не может работать по себестоимости. Иначе она поработает год-два и благополучно прекратит свое существование. Костромское авиапредприятие (Ред. – собственник Костромская область) запрашивает дотации, которые позволили бы им летать с 3-4-процентной рентабельностью. Частной компании «Вяткаавиа», напомним, нужна рентабельность для нормальной работы в этом направлении около 10%.

«У всех осталось старое понятие авиации. Все считают, что авиация – это богатое транспортное направление и там делают деньги. На самом деле, это самое убыточное направление во всем мире. Поэтому оно развивается только с помощью государства, - говорит Александр Лукин. И советует «на дорожку»: «Регулярность внутреннего рейса должна быть не менее 2-3 раз в неделю. Летать раз в неделю нет смысла. Линия работать не будет. А что касается областных аэродромов, то для их восстановления есть госпрограмма. Чтобы попасть в нее, надо разработать концепцию, определить площадки и их сметную стоимость. Мы рассчитывали в прошлом году. По нашим подсчетам, например, вертолетная площадка стоит примерно 5 млн руб. Но сразу скажу, что за счет пассажиров ничего невозможно сделать. Это вопрос больше политики, нежели экономики».
Осталось добавить, что финансовая удача, возможно, скоро улыбнется Костромскому авиапредприятию в другом направлении. На сегодняшний день идут переговоры о создании единого авиапредприятия для трех областей – Костромской, Ярославской и Ивановской – с центром в Костроме, как городе, имеющим самое удобное для этого расположение как раз для внутрирегиональных перевозок.

Не исключено, что это откроет для авиапредприятия второе дыхание.
В свою очередь, костромские чиновники, конечно, не так оптимистичны в прогнозах. Субсидирование авиаперевозок «дачников» (а по мнению Романа Харисова, главы департамента дорожного хозяйства Костромской области, никто другой авиатранспортом в Костромской области не пользуется) обходится областному бюджету «слишком кучеряво»:
«Пусть добираются альтернативными видами транспорта. И насчет «отрезанных населенных пунктов» - где-то есть плохие, но дороги. Я не вижу смысла обеспечивать транспортную связь за 20 млн рублей 50 пассажирам-дачникам», - пояснил свою позицию Роман Хайдарович.

Впрочем, даже он не стал говорить о том, что внутрирегиональные перевозки Костромской области совсем не нужны:
«Развивать их, конечно, нужно, но сами видите, что с бюджетом. Есть желание сделать линию Кострома-Вохма круглогодичной. Много еще есть каких желаний. Существует у нас и потенциальный инвестор, который готов  приобретать новые воздушные суда для нас. Откуда? Ну, у нас один субъект, богатый инвесторами – это Москва. Это они, собственно, и хотят провести ребрендинг предприятия».

Нереальные предложения
Напомним, что проект Программы развития региональных перевозок в Кировской области, предложенной «Вяткаавиа», в сентябре раскритиковал глава департамента дорожного хозяйства Кировской области Альберт Запольских.
- Для понимания: воздушные суда, которые есть сегодня в распоряжении «Вяткаавиа», могут перевозить максимум трех пассажиров, соответственно, чтобы эти воздушные суда летали, надо оборудовать посадочные полосы в тех населенных пунктах, куда они собираются летать. Программой предлагается возложить эти расходы на органы местного самоуправления. По нашим расчетам, исходя из предложенной цены авиабилета (1000 рублей за полет из Лузы в Киров, например) за каждого человека, перевезенного из Лузы в Киров, из бюджета перевозчику мы должны заплатить 30 тысяч рублей. Я считаю, что это прямое финансирование из бюджета конкретной компании, - заявил тогда Запольских. - Понятно, что эти документы я отправил на доработку и жду более реальных, приземленных предложений. Мы такие деньги тратить не готовы, сегодня во все указанные населенные пункты можно добраться автомобильным или железнодорожным транспортом».

Напомним также и конкретику. В предложенном проекте Программы идет речь о возрождении авиасообщения с наиболее удаленными населенными пунктами региона. В частности, предлагается субсидировать из областного бюджета местные авиарейсы в Кирс, Вятские Поляны, Кикнур и Лузу, как самые коммерчески обоснованные (всего предлагается 8 маршрутов). Итого в 2015-2016 годах на реализацию программы потребуется 79 млн рублей из областного бюджета и 8,8 млн рублей — из бюджетов муниципальных образований. Большая часть затрат, согласно Программе, возложена на федеральный бюджет.
Согласно предложенному проекту, его реализация позволит компании обновить для вышеуказанных целей парк воздушных судов и довести его до шести единиц (это по поводу слов Альберта Запольских о перевозке трех пассажиров), восстановить инфраструктуру семи аэропортов и аэродромов, увеличить количество новых рабочих мест в смежной с авиационной отраслью до 25%.

«Озвучивая цифру дотации в 30 тысяч рублей, господин Запольских исходил из имеющейся у нас Cessna-182 (три пассажира + пилот). Но мы не собирались выполнять полеты на этом самолете. Мы предлагаем на первое время пользоваться тремя Ан-2, которые есть у нас (вмещающие 12 пассажиров), а на следующем этапе для повышения комфорта пассажиров взять в лизинг по федеральной программе новые американские самолеты Cessna-206 (5 пассажиров). Сейчас их можно взять с первоначальной субсидией из федерального бюджета 80%!» – говорит Олег Кочкин, президент компании «Вяткаавиа».
Есть у руководства компании и желание внести в существующую программу авиаперевозок по ПФО изменения в части введения промежуточных посадок в районах области по согласованию с региональным правительством.  Например, самолет, летящий из Кирова в Ижевск сможет делать промежуточную посадку в Кильмези; в Уфу - в Малмыже и Вятских Полянах; Нижний Новгород - в Санчурске, в Пермь - в Афанасьево.
И хотя это не первостепенная задача, можно предположить, что регион и его жители от этого только выиграли бы.

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте