Река жизни

03.07.2016 16:47:00 2668 0

Такой предприниматель в нашем городе один. Кроме того, он – один из немногих, кого заботит судьба  главной водной артерии Кирова - реки  Вятки. Александр Васенин, как говорит он сам, речник до мозга костей. Владелец «Вятской речной судоходной компании» готов вдохнуть в Вятку вторую жизнь. На зависть всем.

Пока мы спускаемся к теплоходу «Кировчанка», Александр Николаевич поясняет, что каждый год приходится по новой ремонтировать брусчатку, так как все размывает водой. Спрашиваю: «В этом году половодье было высоким, какие разрушения оно вам принесло?
– Вода весной была очень большой. Такой воды не было лет 15-20. Ее уровень по городу Кирову достигал шести метров. Максимальный же уровень воды был зафиксирован в 1979 год — 6,4 метра. В этом сезоне мы тоже подошли к критической отметке – затопило деревню Симоны, Вересники, Дымково, спичфабрику. Городская администрация попросила нас помочь в эвакуации людей и мы их перевозили.

У вас есть такие возможности? Какой у вас парк судов?
– У нас сейчас порядка девяти теплоходов. Один работает здесь как прогулочный, второй – также возит людей в Нововятске, другие пока не задействованы и стоят в карьере. В будущем я планирую перевозить на них грузы. Но пока это можно делать только весной во время половодья, так как наша река мелковата.

Ваш основной бизнес - туризм?
– Да, мы устраиваем прогулки для людей в Кирове и Нововятске, проводим различные развлекательные мероприятия, дискотеки.

Насколько это прибыльно?
– Я бы не сказал, что удается много зарабатывать. Скорее это хлопотливое занятие. Такие услуги в Кирове больше никто не оказывает и это нам на руку. Однако мы во многом зависим от погоды – люди приходят кататься на теплоходе только в солнечные дни.

Сколько случается таких дней?
– Где-то месяца 1,5-2 за сезон. Мы работаем с мая по сентябрь, но заполняемость теплохода не всегда очень большая. В этом году мы начали с 1 мая – погода была хорошей. Не всегда так получается.

Что вы делаете зимой?
– В зимний период мы находимся на стоянке: производим текущий ремонт, а раз в пять лет отправляем суда на капитальный ремонт в Аркуль (там есть судоремонтный завод). Мы обязаны это делать: в это время проверяются все узлы и механизмы, а весной судно вновь спускается на воду.

Вам хватает заработанных за лето средств?
– Их немного, но дополнительных источников дохода  у нас пока нет.
 
Сколько у вас работает человек?
– У нас 8-10 капитанов. Это те люди, которые либо окончили вуз, либо имеют техническое образование по специальности судоводителя. Кроме того, они не только учились, но и в течение 5-8 лет проходили практику. Капитанами стать непросто. Весь штат нашего предприятия – 30 человек. Но зимой мы многих отпускаем, так как работы нет. Помогаем, правда, подыскать что-то.

Как для вас начался этот бизнес?
– Когда ликвидировалось «Вятское пароходство», на реке никого не осталось. Причем  еще в течение пяти лет после этого была востребованность в судах, а их не было. Мы собрались с моими знакомыми и решили купить самоходный паром. Сделали проект, переоборудовали его и превратили в пассажирский пароход. Работать начали с 2007 года при том, что самому теплоходу уже порядка 40 лет. Но он не может быть старым в принципе, потому что все его механизмы и узлы регулярно меняются. Да и корпус заменен практически полностью. Я не мог не работать на реке: я на ней родился и вырос. Выше Нововятска был такой поселок – Первомайский, раньше он назывался Чертовка. Я оттуда.

Не могу не спросить о безопасности перевозок после того, что произошло в Карелии.
– То, что там случилось, это безобразие. К надувным лодкам при штормовом предупреждении даже близко подходить нельзя. Это безответственно. Даже мы, работая с нашим большим судном, всегда смотрим на высоту волны, на сводку погоды и при том, что на нашем теплоходе и на нашей реке безопасно, при предупреждении на прогулку не выходим. Мы выполняем все правила на 100 и даже больше процентов. У нас имеются все необходимые спасательные средства, соблюдаются меры противопожарной безопасности вплоть до того, что на теплоходе установлена автоматическая система аэрозольного противопожарного тушения. Но глубина нашей реки не слишком большая. Сколько раз бывало, что идет теплоход, сигналит купающимся почти посередине реки людям, а они поднимаются и спокойно уходят пешком.

Основная проблема реки сегодня заключается в том, что она обмелела? Почему это произошло?
– Если раньше, в советское время, глубина Вятки от Кирова до устья гарантированно была равной 1,1 метров, то сейчас она стала существенно мельче. В 90-е годы, когда вся Россия оказалась растасканной на куски, когда закрывались большие предприятия, река оказалась никому не нужной. В начале 2000-х обанкротилось и «Вятское речное пароходство». Сейчас на этом месте работает коммерческая организация, которая занимается добычей песка.
В региональном правительстве не раз собирались совещания, на которых всегда принимались решения о том, что река нужна области, что ее нужно восстанавливать. Инициатором всегда выступала ВТПП. Сейчас эта тема ушла с повестки дня и я не знаю, как ее поднять. Тогда было подсчитано, что если каждый год вкладывать в реку около 20-30 млн рублей, она будет судоходной. Это не такие большие деньги, особенно если вспомнить о том, что на дороги тратится гораздо больше, а они при этом все равно всегда разбиты.

Вятку нужно чистить?
– Необязательно. Где-то можно провести дноуглубительные работы, в других местах построить дамбы, создать насыпи. И периодически все эти системы нужно будет ремонтировать. Мы когда-то сами создавали проект по созданию в Кирове 3-4 дамб. Благодаря этому уровень воды в реке поднялся бы на 50 см и выше и Вятка стала бы судоходной вплоть до Нововятска.

Для каких целей ее можно будет использовать?
– Вятка - это жизненно важная артерия, по которой можно перевезти огромное количество грузов. Все ревут, что у нас нет дорог. А вот вам, пожалуйста, дорога жизни. Река всегда считалась кормилицей, все поселения возникали около нее, а сейчас вдруг она стала не нужной.
Можно перевозить лесную продукцию, строительные материалы. У нас нет дорог, но имеются баржи и себестоимость таких логистических затрат будет в несколько раз ниже. Получается, и дороги будут целы, и предприятия получат выгоду. К примеру, в одной барже мы можем перевезти до 1000 тонн груза, тогда как в одну машину входит максимум 20-30 тонн. То есть 50 машин, благодаря речному пути, не будут портить наши дороги.
К тому же протяженность Вятки — 1,5 тысячи километров, начиная с верховьев и заканчивая низами. По ней можно добраться до Европы.

В 2011-ом году вы организовали Ассоциацию судовладельцев. Каких результатов удалось добиться?
–  Мы ее уже ликвидировали, потому что она не работала. Мы пытались сотрудничать с администрацией, с ВТПП, но результатов не было, поэтому содержать ассоциацию стало нерентабельно. Входило в нее всего три судовладельца: мы, порт в Вятских Полянах и компания «Вятсплав». Есть в нашем регионе еще судовладельцы, но никто из них не захотел к нам вступать. Всего на Вятке у нас работает около 10 разных организаций. Но для нас никто из них не конкурент, потому что пассажирскими перевозками занимаемся только мы.

По вопросам развития местного туризма чиновники к вам не обращаются?
– К сожалению, никто с нами не сотрудничает. Все, что мы делаем, основано на голом энтузиазме и нашем желании развивать реку. Но я думаю, когда мы станем большим предприятием, будем возить не только туристов, но и грузы, тогда к нам придут: за помощью и советом. Пока же никто даже не следит за состоянием берегов. Вы подойдите к мосту – какая рядом с ним помойка. Река – это наша кормилица, ее нужно оберегать от любого мусора.

Зато недавно к нам стали приезжать туристические теплоходы из других регионов. Вы с ними знакомы?
– Да, знаем их, но непосредственных контактов не заводили. Иногда они просят у нас помощи и мы ее оказываем. В будущем же мы планируем сами организовывать большие круизы по Вятке.

У вас глобальные планы.
– Я до мозга костей речник и буду делать все возможное, чтобы наша река не умирала и всем было хорошо. У меня есть партнеры, которые мне помогают. Да, наши планы глобальные — чтобы река жила, цвела, чтобы по ней ходили пароходы, чтобы все крутилось и вертелось, как раньше.
Сейчас у нас уже есть теплоходик на 40 человек. Мы планируем на нем освоить маршрут до Котельнича. И в планах купить еще несколько теплоходов и возить на них туристов. У нашей Вятки есть выходы в Каму, Волгу, вплоть до Астрахани и Белого моря в Санкт-Петербурге. Мы хотим, чтобы люди там говорили: «Вот Вятка какая «обнаглевшая» - туристов своих к нам возит».
 

Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru

Досье
Александр Николаевич Васенин,
директор «Вятской речной судоходной компании».
Дата рождения:
Образование:
высшее юридическое.
Карьера:
с 1983 по 1989 г.г. — Нововятский отдел внутренних дел;
с 1989 по 2002 г.г. — начальник линейного пункта водной милиции;
с 2002 года — ушел работать в «Вятское речное пароходство»;
С 2007 года — индивидуальный предприниматель, перевозка пассажиров водным транспортом.
Увлечения: рыбалка, в сезон — работаем без выходных.
Секрет успеха: стараться сделать свою работу как можно лучше.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте