Ряд экспертов считает, что кафе в супермаркетах оттягивают трафик у традиционных точек общепита.

Общепит в ритейле: нарастающий тренд

21.08.2016 18:13:00 2194 0

Активное развитие форматов общепита – основной тренд мирового рынка ритейла, набирающий силу и в России. Общепит становится важной составляющей торгового предприятия. Несмотря на кризис, в России наблюдается увеличение затрат потребителей на питание вне дома как альтернативу более дорогих удовольствий, а также переключение на форматы продуктового ритейла с традиционного общепита и фастфуда.

Развитие общепита в ритейле – мировой и российский тренд. Форматы общепита становятся изюминкой, конкурентным преимуществом магазина, точкой притяжения потока покупателей, позволяют более эффективно использовать площади магазина, загрузить кулинарное и кондитерское производство, увеличить торговую наценку. Кафе может стать площадкой для демонстрации и дегустации новых блюд кулинарии. Традиционные для западных магазинов форматы – кафетерий, булочная, кондитерская – интенсивно осваиваются российскими ритейлерами и имеют высокие перспективы. Наблюдается новый тренд – формат in store-кафетерий, активно развиваемый супер- и гипермаркетами, постепенно оттягивающий трафик традиционных ресторанов, кафе, столовых и фастфуда.

Самые динамичные
Неожиданно, но общепит в кризис демонстрирует меньшее падение, чем ритейл. Если в 2015 году торговая розница снизилась на 10%, то рынок общественного питания сократился на 6% (по данным Росстата). Для сравнения: в прошлый кризис ситуация была обратная – в 2009 году оборот продуктовой розницы к предыдущему году упал на 2%, а общепита – на 13%. Почему так сложилось? «Во-первых, изменилась структура рынка общепита, – поясняет руководитель направления Фудсервис агентства The NPD Group Наталия Аристархова. – Ключевым каналом сегодня является фастфуд, который в 2009 году был гораздо слабее. Фастфуд достаточно устойчив к кризису, так как представлен крупными международными операторами, которые продолжают открывать рестораны и развивать экспансию в регионы; характеризуется достаточно низким средним чеком, поэтому доступен для потребителей, прекративших ходить в традиционные рестораны. Вторая причина – новая формация потребителя. За эти годы вырос и экономически развился сегмент потребителей, для которых питание вне дома – не роскошь, а элемент повседневной жизни».
В ритейле, даже при сокращении оборота, растет продажа готовых к употреблению еды и напитков, этот сегмент, по данным компании NPD Group,в 2015 году вырос на 4% по отношению к 2014 году. Тем не менее, его доля в структуре оборота продуктового ритейла все еще крайне мала– около 1%, а значит, здесь имеется большой потенциал для роста.

Рынок общепита начал снижаться еще в конце 2014 года (- 2% в IV квартале), продолжил падение в 2015 году (- 5% в I и II кварталах, – 3% – в III, – 6% – в IV квартале). Но в 2016 году падение снизило темпы: в I квартале рынок сократился уже на 3%.
В 2015 году единственными растущими каналами общественного питания были фастфуд (+1%) и ритейл (включая заправки) (+4%). При этом ритейл оказался самым динамично растущим сегментом рынка. Средний чек в рознице ниже, чем на рынке общепита (средний чек в рознице – 160 руб., в общепите – 265 руб.), но растет быстрее (прирост среднего чека в рознице составил +7%, в общепите +3%). «Ритейл привлекает потребителей, которые в кризис при снижающихся доходах начинают переключаться с ресторанов и даже фастфуда на готовую еду в торговой рознице», – поясняет Наталия Аристархова.

Форматы и мотивы
В ритейле развиваются два основных формата общепита – питание на вынос и питание на месте, так называемый in store-кафетерий, который составляет уже 16% от всех покупок готовой к употреблению еды.
Заказ в in store-кафетерии отличается от заказа на вынос: если в заказ на вынос входят, в основном, блюда для перекуса (снеки, выпечка, йогурт, фрукты), то при питании в зале чаще приобретаются горячие напитки, десерты и салаты. Средний чек в кафетериях составляет 204 руб., что на 35% выше, чем средний чек при заказе на вынос – 152 руб.
Формат in store-кафетерия также активно развивается на заправках (10% от всего ритейла). Практически все операторы заправок оборудовали зоны, где предлагают горячие напитки, хот-доги, сэндвичи, десерты.

Постепенно меняется мотивация потребителя питаться вне дома. В России ключевым фактором питания вне дома остается удобство (обед на работе, перекус во время прогулки или шопинга, а также нежелание или отсутствие времени приготовить дома) и общение (отметить событие, провести время с семьей, друзьями). Но значимость этих факторов постепенно снижается. Яркий тренд 2015 года на рынке общественного питания – рост фактора удовольствия в мотивации питания вне дома. «В кризис потребитель отказывает себе в дорогих удовольствиях, компенсируя это «маленькими радостями» в кафе, – говорит Наталия Аристархова. – При снижающихся расходах, упавших впервые в 1999 года, потребитель не может себе позволить дорогие покупки и поездки, перераспределяет траты в пользу немедленного потребления. Общепит оказывается доступным способом побаловать себя и детей, собрать друзей в комфортной обстановке».
В ритейле мотивации в целом схожи с общепитом: основные причины покупки еды в ритейле – удобство и желание поесть. За последний год в ритейл приходит потребитель, которому даже фастфуд становится не по карману.
В Европе ритейл привлекает потребителя удобным расположением, качеством и разнообразим еды, доступной ценой. В России основным фактором выбора пока является лояльность, привычка ходить в определенную точку продаж, однако и здесь наблюдается рост фактора «доступная цена». При выборе ресторана или кафе потребители все больше ориентируются на скидки и промоакции. В 2015 году 41% всех заказов на рынке общепита включал промопредложение или скидку.

Отличительные черты потребителя
Прирост ритейла в кризис обеспечивает самая экономически активная аудитория в возрасте 25-34 года (+21% в 2015 году по сравнения с 2014 годом). Эта группа переключается с традиционных ресторанов на покупку готовой еды. На рынке общепита в целом тренд немного другой – потребитель становится старше, а молодежь сокращает свои визиты, переходя на питание дома: посещения возрастной группы младше 25 лет упали на 9%, 25-34 лет – на 5%. Сокращение аудитории старше 35 лет было самым незначительным (-3%).
В Европе и России немного разнится список товаров, покупаемых в ритейле для немедленного потребления. В России на 1 месте находятся продукты для перекуса (снеки, йогурт, фрукты, выпечка, сэндвич), тогда как в Европе в топ-5 попадают также и готовые блюда и десерты. «Связано это с тем, что в Европе сегмент in store-кафетерия более развит, чем в России, – поясняет Наталия Аристархова. – Треть всех покупок готовой еды в ритейле происходит в формате посещения заведения, являющегося прямым конкурентом традиционному рынку общественного питания».

Доля продажи готовой еды в ритейле у нас уже сопоставима с Европой и составляет 13% от всего рынка общественного питания. При этом общие затраты россиян на питание вне дома в разы меньше европейских. В 2015 году среднедушевые расходы на общепит в год в России составили 298 евро, а средний чек – 3,8 евро. Для сравнения – в Великобритании расходы одного человека на питание вне дома в среднем составляют 731 евро, средний чек – 4,7 евро, в Германии – 822 и 6,4 евро (соответственно). Значительная разница связана с тем, что россияне питаются вне дома в 2-3 раза реже, чем жители европейских стран. Средний чек еще недавно в России был сопоставим с Европой, но с обвалом рубля в 2015 году разрыв увеличился. Все это говорит о том, что в России имеется огромный долгосрочный потенциал для роста рынка общепита в целом и развития продуктовой розницы в частности.

Факторы роста
Как именно реализовать этот потенциал? В Европе успех продуктового ритейла на рынке питания вне дома обеспечивается удобным предложением для питания на ходу, доставкой блюд и корпоративными обедами, созданием комфортных зон для питания и общения внутри магазина. Стимулируют продажи специальные зоны с продуктами на вынос у кассы, комплексные меню, горячие готовые блюда, свежая выпечка
Тренд развития доставки и питания на вынос актуален и для российского рынка. В прошлом году оба сегмента показали прирост на падающем рынке (питание на ходу +2 пп, доставка +1 пп). Эти форматы открывают ритейлу новые возможности роста на ближайшие годы.
Помимо доставки у ритейла огромный потенциал в привлечении дневного потребителя – пока доля дневных посещений в ритейле гораздо ниже (37%), чем в традиционных каналах общепита (48%), это свидетельствует о том, что обеденные визиты ритейл генерирует не достаточно хорошо, и здесь есть над чем работать. А помочь тут может именно развитие in store-кафетерия. Сюда на обед будут приходить те, кому не по карману пойти даже в столовую (по данным The NPD Group таких 60% среди регулярных клиентов ритейла). Ключевой фактор для такого потребителя и, соответственно, основная коммуникация ритейлера – привлекательная цена.
Резюмируя перспективы российского ритейла, выделим основные направления развития и рекомендации.

1.В ближайший год продолжится общее увеличение затрат россиян на питание вне дома, вызванное инфляцией, а сокращение доходов будет и дальше стимулировать потребителя переключаться с традиционных на более доступные и современные форматы, в частности, на ритейл
2. Точки роста продуктового ритейла в России – развитие in-store кафетерия, увеличение присутствия готовых блюд в ассортименте, развитие доставки, создание в магазине комфортной атмосферы для общения и удовольствия.
3. Имеет смысл сделать фокус на возрастную аудиторию 35+, обладающую самой высокой покупательской способностью, но пока не достаточно охваченную. Самым высоким потенциалом тут обладают дневные посещения.
4. Для привлечения потребителя коммуникация должна подчеркивать основное преимущество ритейла по сравнению с традиционными каналами – более доступные цены, выгодные промо и интересные акции.

Публикация подготовлена по материалам, представленным исследовательским агентством The NPD Group на панельной дискуссии «Общепит и ритейл», проходившей в рамках Недели российского ритейла, организованной Минпромторгом РФ и Российской ассоциацией экспертов рынка ритейла. Источник: retail.ru, Валерия Миронова, журнал «Точка продаж»



Андрей Несветаев, совладелец кафе-бара «Фабрика», кофеен «Сушилка» и Julius Meinl:
Формат in store-кафетерий, в том виде, который есть в крупных российских городах, это больше все-таки дополнительная услуга супермаркета для своих гостей, чем реальная альтернатива кафе или ресторану. В Кирове этот формат пока практически отсутствует, поэтому говорить о его влиянии на нашем рынке рано. В любом случае, для потребителя это некоторая альтернатива близлежащим заведениям фаст-фуда, но не классическим кафе. Решаются совершенно разные потребности и задачи человека.
Люди привыкли есть вне дома. Это стало нормой и они, особенно молодежь, не готовы меняться. Людям приходиться отказываться от крупных покупок и трат, но они не готовы лишать себе ежедневных маленьких радостей. Падает средний чек, немного меняются вкусы в сторону более доступных продуктов, но количество посещений более менее стабильно и, скорее всего, будет расти.
Потенциал у общепита есть как в работе с молодежью, так и взрослыми гостями. Взрослые - более требовательны, но и более консервативны. Завоевав их внимание и лояльность, их можно сделать своими гостями надолго. Молодежь более энергична и постоянно требует чего-то нового, она легко меняет заведения и форматы. К ним нужен другой подход.

Константин Садаков, совладелец кафе «1797»:
Не соглашусь, что кафе в супермаркетах оттягивают часть посетителей из традиционных кафе и ресторанов. Там совсем другая аудитория. По крайней мере, в нашем городе в торговых центрах эта тема не особо развита. В торговый центр, я считаю, человек идет совсем за другим: прежде всего, за покупками. Да, мимоходом ты можешь выпить чашечку кофе, быстро перекусить, если слишком долго прогулял по магазинам. Но для меня это все равно всего лишь перекус. А большой, хороший ресторан в торговом центре не сделать — там только аренда площадей дорого стоит. Разве что с фаст-фудом можно работать.
Что касается возраста гостей, на который стоит ориентироваться. К нам,в  основном, ходят люди взрослые. На обед домой они не поедут, это потеря времени и денег. Но я считаю, что не совсем правильно делать ставку строго на определенную возрастную категорию гостей. Нужно искать другие «фишки».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте