Общепит не спешит в павильоны

23.07.2017 15:31:00 2021 0

На прошлой неделе городские чиновники и журналисты проверили, как работают нестационарные торговые объекты. Примеры увидели самые разные: от павильонов, в которые приятно зайти, до киосков с массой нарушений. С владельцами последних договоры будут расторгать. Но придут ли на их место новые предприниматели? И почему в Кирове не хватает НТО по специализации «общественное питание»?

Разные фрукты и овощи
 
Точкой высадки «десанта» муниципального контроля стал район Северной набережной.  Первый павильон оказался, по словам  начальника управления развития предпринимательства и потребительского рынка Александра Седельникова, «положительным примером». И территория около него благоустроена брусчаткой, и почти половина товаров в продаже (продукты питания) — местных производителей, и арендную плату предприниматель вносит добросовестно. К тому же, внутри торговой точки чисто, прохладно и уютно.
 
Во втором ларьке Седельниковым были озвучены нарушения. К примеру, в документах заявлена специализация ИП — «торговля фруктами и овощами», а на деле — продаются в том числе и кондитерские изделия. А правила хранения и продажи выпечки и овощей, установленные законом, различаются, тем не менее на прилавке в этом киоске они соседствуют. 
— Ничего страшного в этом нет, предпринимателю нужно написать заявление и поменять специализацию, - отметил чиновник. 
Зато третий павильон, площадка около которого не благоустроена («Можно ногу сломать», —  посетовали участники рейда) выявил массу нарушений.
 
Во-первых, у продавца не оказалось на руках медицинской книжки («она у руководителя»). Во-вторых, несмотря на заявленный вид деятельности «общественное питание», в продаже есть, например, пиво (которое вообще в нестационарных торовых объектах запрещено). А упаковка продуктов общепита (салаты, выпечка) не вызвала доверия у журналистов и чиновников.  «Я бы здесь ничего покупать не решился, ждите проверку Роспотребнадзора», - констатировал Александр Седельников.  
В этом же павильоне в углу стоят игровые автоматы. «Это уже компетенция правоохранительных органов, - заметил Седельников, пообещав передать информацию в полицию.
 
Участники рейда также увидели, что в киоске от дождей подтекает электрощиток, что противоречит правилам пожарной безопасности. Об этом сообщат в МЧС.
Наконец,  владелец торговой точки — должник по арендной плате. 
«Это пример недобросовестного предпринимателя. В погоне за сиюминутной наживой не соблюдает требования закона, - прокомментировал Александр Седельников. - С такими предпринимателями мы будем расторгать договоры».
Но придут ли на их место новые представители малого бизнеса?
 
Уходим от киосков
 
Александр Седельников напомнил: с 1 января 2017 года администрацией города принята новая схема размещения НТО. В ней около 100 свободных (зарезервированных) торговых мест.
— На федеральном уровне в этом году впервые были введены такие понятия, как минимальная обеспеченность нестационарными торговыми объектами, местами на розничных рынках, а также впервые появилось понятие «объекты местного значения». По всем этим категориям мы провели полное исследование, - пояснил начальник управления.
Оказалось, что коэффициент минимальной обеспеченности НТО по специализации «продовольственные товары», «сельскохозяйственная продукция», «печатная продукция» в Кирове соответствует норме. А вот обеспеченность объектами по специализации «общественное питание» в два раза меньше установленного минимального уровня. Соответственно, развитию этого направления планируется уделить особое внимание.
 
— Попасть в схему НТО может любой предприниматель, - рассказал Седельников. - Критерии у нас понятные и простые. По каждому объекту предварительно мы проводим маркетинговые исследования, смотрим, насколько уже насыщен тот или иной район по указанной спецализации, теруправление проверяет, есть ли в предполагаемом месте установки НТО инженерные коммуникации — их наличие является запрещающим фактором. 
 
По словам чиновника, Кирову нужно уходить от такого понятия, как киоск с одним крохотным окошечком. 
— Предпочтение современная торговая архитектура отдаёт формату павильона — где есть пусть небольшой, но торговый зал для покупателей, благоустроена прилегающая территория. Кроме того, для нас важно, если в НТО представлена продукция местных производителей, - подытожил Александр Седельников.
 
Александр Грислис
grislis@mail.ru
 
Мнения
 
 
Михаил Деветьяров, предприниматель, владелец сезонного НТО:
— Сезон не самый лучший по погодным условиям, поэтому мы недовольны результатом, ждем более теплого конца лета, улучшаем качество продукта.   Принципиальных проблем в работе с городской администрацией не вижу: все на связи, все адекватные. Арендная плата приемлемая. Мы работаем на системе аукционов, каждый год приходится участвовать в торгах за места. Пожалуй, это единственная сложность — тяжело вкладывать больше средств в объекты, зная что через год можно потерять место. 
 
 
Артем Ткачев, предприниматель, владелец НТО:
 
Малые формы — большие сложности. Или три проблемы общественного питания в НТО. 
 
Администрация города заявила о необходимости развивать направление общественного питания в нестационарных торговых объектах как форму бизнеса. Почему предприниматели не горят энтузиазмом, в чём причины и трудности? 
 
Во-первых, это сезонный характер бизнеса и, стоит отметить, летом на улицах города появляется немалое количество передвижных и разборных точек общественного питания. Любой сезонный бизнес сопряжен с рисками. Так, в этом году погодные условия сильно ударили по торговле мороженым и прохладительными напитками, поставив на грань разорения ряд профильных организаций.
 
Во-вторых, повышенные требования к общепиту предъявляются со стороны Роспотребнадзора и других контролирующих организаций, что, в свою очередь, влечет увеличение затратной части бизнеса и накладывает ограничения на возможности расширения ассортимента продукции. В-третьих, низкая покупательная способность кировчан в условиях затянувшегося кризиса и увеличение цен на продукцию автоматически снижают маржинальность торговли. Для получения стабильной прибыли становится необходимым строить сеть из нескольких торговых точек, что ведет к существенным финансовым инвестициям и повышает входной ценз в данный сектор рынка. 
 
Таким образом, простой экономический расчет показывает низкую рентабельность и высокие риски общественного питания в формате НТО. Гораздо проще и выгоднее использовать киоски для торговли готовой продукцией с минимизацией рисков и меньшим влиянием сезонности. Если администрация города заинтересована в развитии данного направления бизнеса для повышения социального комфорта и формирования благоприятной городской среды, то средством для достижения данной цели я вижу формирование искусственных преференций для игроков рынка с целью повышения экономической привлекательности сферы общепита в НТО.
 
Инфографика
 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте