Опора для вятского экспорта

Кировская область у многих ассоциируется с экспортом леса, хотя за рубеж отправляются многие другие товары. В регионе разработаны и действуют различные формы поддержки экспортно-ориентированных предприятий.

31.07.2017  1307

Предприятия Кировской области на выставке «Текстильлегпром–2017».

Об этом «БН» рассказали и.о. замес­тителя председателя правительства Ольга Куземская, и.о. министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей Ольга Чаузова, директор Центра поддержки экспорта Кировской области Алексей Шуплецов.

– Какие же на самом деле товары наш регион поставляет за рубеж? Есть ли какие-то уникальные виды продукции, которые экспортируются с территории региона?
Куземская О.В.: Кировская область экспортирует товары в 97 стран мира. Наш экспорт более чем в 3 раза превышает объем прямого импорта в регион. В структуре экспорта по-прежнему первое место занимают удобрения, которые производит Кирово-Чепецкий завод минеральных удобрений, входящий в холдинг «Уралхим» (в 2016 году удобрения составили 46,5% от всех поставок Кировской области в страны дальнего зарубежья). Их основные парт­неры находятся в Бразилии, Ирландии, Финляндии.
На втором месте по объему экспорта в страны дальнего зарубежья и на первом месте по объему продаж в страны СНГ находится деревообрабатывающая отрасль. В число экспортеров входят более 100 предприятий лесопромышленного комплекса, как крупных, так и субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведущее место по объемам экспорта занимают предприятия – производители фанеры (объем экспорта фанеры в 2016 году составил более 67 млн долл. США). На экспорт наш регион предлагает весь спектр продукции деревообработки – от спичек до готового домокомплекта.
В число крупнейших экспортеров области входят и предприятия с иностранными инвестициями: ОАО «Веста» (производитель бытовой техники Candy), ООО «Икеа Индастри Вятка» (деревянная мебель IKEA). Кроме того, в списке ведущих экспортеров Кирово-Чепецкий «Галополимер», Омутнинский металлургический завод, Кировский завод ОЦМ, Вятскополянский «Молот-Оружие», «Вахруши-Юфть» из Слободского района. При этом экспортеров сырья у нас почти нет. Из сырьевых товаров в 2016 году за рубеж продавались только бревна березы, что составляет около 2% нашего экспорта.
Если рассматривать экспорт малого и среднего бизнеса без учета предприятий лесной отрасли, то здесь в 2017 году в лидерах поставщики кондитерских изделий, семян, мебели, грузоподъемного оборудования, кистей.
Радует, что в 2017 году в таможенной статистике нашего региона появляется продукция тех, кому еще недавно мы оказывали поддержку как начинающим инноваторам, например, светопроводящий бетон или торговые автоматы для продажи кислородных коктейлей.

– В 2015–2016 годах наш регион, по данным Минэкономразвития России, был в числе лидеров по поддержке экспортно-ориентированных малых и средних предприятий. Расскажите об основных видах поддержки экспортеров Кировской области. Появляются ли какие-то новые формы содействия экспорту на региональном уровне?
Чаузова О.Н.: Мероприятия по поддержке экспортеров из числа малого и среднего бизнеса осуществляются подведомственным учреждением нашего министерства – региональным Центром поддержки экспорта, который был создан нами в 2011 году совместно с Вятской торгово-промышленной палатой.
Функции центра установлены приказом Министерства экономического развития России. Это и информационно-консультационная помощь при организации внешнеэкономической деятельности, и подготовка и перевод экспортного предложения, и организация образовательных семинаров для предприятий, и прием иностранных бизнес-делегаций. Самой востребованной мерой поддержки является участие в международных выставках в формате регионального стенда. При этом за счет целевых средств, привлеченных нами из федерального бюджета, оплачиваются аренда выставочного стенда, его застройка и оформление, организуется доставка выставочных образцов, обеспечиваются переводчики. Для малого предприятия организовать такое учас­тие самостоятельно – очень серьезные затраты. Но и с точки зрения эффективности участие в выставках – это пока наиболее продуктивный способ найти зарубежных партнеров. При формировании перечня выставок мы стараемся максимально учитывать предложения предприятий и включать в план работы выставки для различных отраслей. В 2017 году в плане мероприятий Центра поддержки экспорта 3 международных выставки в России, 12 зарубежных выставок, 3 бизнес-миссии в Китай, Киргизию и Иран.
С 2017 года мы впервые через Центр поддержки экспорта будем софинансировать затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на получение международных сертификатов. Заявки принимаются уже сейчас, подробную информацию можно найти на портале поддержки экспорта Кировской области www.exportkirov.ru.

Стенд Кировской области  на выставке древесины в Китае. 

– С какими проблемами сталкиваются экспортно-ориентированные предприятия? Зачем чаще всего обращаются в Центр поддержки экспорта?
Шуплецов А. И.: Всех, кто обращается в Центр поддержки экспорта, можно разделить на две условные категории – те предприятия, кто только пытается наладить самостоятельный экспорт, и те, кто хочет расширить объемы экспорта, географию продаж.
Для первых характерен высокий интерес к консультационной поддержке, образовательным проектам. Их интересует, какие документы и разрешения придется оформить для экспорта. На этом этапе предприятие часто решает, насколько вообще целесообразно начинать экспорт своей продукции, пройдет ли она по качеству и по цене на выбранных рынках, какой объем нужно экспортировать, чтобы окупить затраты на международную сертификацию, на разработку новой упаковки и т.д.
Для второй категории характерна высокая готовность продукта к экспорту. Чаще всего такие предприятия уже экспортируют и хотят завоевать новые рынки или снизить издержки на экспорт продукции. Они обращаются в Центр, чтобы получить финансовую поддержку на участие в выставке, бизнес-миссии, получение сертификатов.
Основная проблема, актуальная для большинства наших экспортеров, – это логистика поставки. Кировская область находится в глубине страны. Любая экспортная сделка предполагает большое транспортное плечо и высокие затраты на доставку. Добавляются проблемы с реальной нехваткой транспорта, например, на восточном направлении часто наблюдаются перебои с вагонами, а на западном в связи с санкциями и импортозамещением снизился товаропоток из Европы и в начале года ощущался рост цен на услуги грузоперевозок.
Другие сложности связаны с обеспечением качества продукции и подтверждением соответствия зарубежным стандартам. Это требует значительного вливания ресурсов.

– Сколько предприятий пользуется услугами Центра поддержки экспорта? Из каких отраслей? Работает ли Центр с крупным бизнесом?
Шуплецов А. И.: На сегодняшний день база экспортно-ориентированных предприятий, обращавшихся в Центр, составляет 230 субъектов малого и среднего предпринимательства. Основные отрасли – это предприятия деревообрабатывающей сферы, машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность, химичес­кая промышленность, фармацевтика и биотехнологии, производство товаров народного потребления, народно-художественные промыслы, услуги в сфере охоты и туризма и др.
Деятельность центра финансируется в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Поэтому мы ограничены в возможнос­тях помогать крупному бизнесу. Центр может оказать крупному предприятию первичную консультацию. Кроме того, представители крупного бизнеса час­то посещают наши «круглые столы» и образовательные мероприятия. Но в основном мы ориентируем экспортеров, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, на получение поддержки на федеральном уровне. Российский экспортный центр может предоставить субсидии на участие в международных выставках, международную сертификацию и патентование как малому, так и крупному бизнесу. Доступ к услугам Российского экспортного центра можно получить, создав личный кабинет на их официальном сайте: www.exportcenter.ru

Мнение бизнеса

Евгений Волков, директор ООО «Кировохота»:
– Хотелось бы выразить благодарность правительству Кировской области за поддержку нашего предприятия. Совместно с региональным центром экспорта мы участвуем в международной выставке охоты JAGD&HUND в Германии с 2013 года. Именно эта выставка дает возможность напрямую привлекать иностранцев для охоты в Кировскую область. В 2017 году по итогам февральской выставки к нам уже приехало 44 иностранца из Латвии, Германии, Венгрии и даже Мексики. А в конце прошлого года мы впервые участвовали в областном конкурсе на предоставление субсидий на модернизацию туроператорам и получили существенную финансовую поддержку от министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей.
 

Эдуард Ивонин, директор ООО «СОФТ БЭД» (ТМ Фабрика мебели и матрасов «Гармония»):
- В 2017 году наша компания при содействии Центра поддержки экспорта приняла учас­тие в двух выставках в рамках коллективного стенда малых предприятий Кировской облас­ти. В апреле мы презентовали детскую мебель на выставке Baby Expo в Республике Беларусь, а в июне с более широким ассортиментом мебели и мат­расов были представлены на выставке «Мебель и Интерьер» в Казахстане. Выставки дали возможность продемонстрировать высокое качество нашей продукции покупателям, найти партнеров и обсудить условия сотрудничества. Мы готовы присоединиться к стенду области и на выставке «Мебель», которая пройдет в ноябре в Москве, так как считаем, что такой вид поддержки дает конкретный результат и работает на увеличение продаж.

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

«Выживем!»
«Выживем!»

В России две жизни — государство и народ. И идут они разными дорогами. Так считает основатель и директор ООО «Ладья-С» Алексей Сенилов.

  335  3

Зачем Кирову агломерация?

Эксперты заявляют: это позволит привлечь федеральные деньги, туристов, остановить миграцию из малых городов и повысить производительность труда.

  507  5

НКО — бизнес ради идеи?

Сколько проблем испытывают люди по всей стране, столько и некоммерческих организаций можно создать. Но так ли просто существовать НКО? Ведь этим организациям, как и бизнесу, нужны деньги и люди.

  192


17 и 20 ноября Кировский Драматический театр приглашает на премьерный спектакль «Осенняя кадриль»! (16+)

«Осенняя кадриль» – искромётная музыкальная комедия о непутёвых деревенских мужиках и их предприимчивых жёнах, наполненная вдохновляющими песнями и плясками, житейскими анекдотами и всё побеждающей народной мудростью, которая будет интересна публике любого возраста.

  135

Куда дальше?

Как на практике реализовать механизмы создания агломерации, что для этого необходимо сделать и какие инструменты подключить? Об этом "Бизнес новости" спросили у экспертов.

  130

Рахим Азимов: избрание Игоря Васильева позволит повысить эффективность работы партии в интересах людей

Главным вопросом конференции регионального отделения партии "Единая Россия" стали выборы секретаря Кировского регионального отделения партии.

  145