Танцы не на граблях

В России еще с 90-х все знают, что продать в нашей стране можно все, что угодно. «Франчайзинг» (теперь уже совсем не новый термин) учит тому, как делать это красиво и с душой.

03.12.2017  501

На прошлой неделе представители из самых разных городов на специализированном форуме предлагали «под ключ» бизнес на любой вкус.

Кажется, что ты пришел в бизнес-магазин. Причем в очень разноплановый — вот тебе светодиоды, фонтаны, цветы, хлеб, конфеты, пиццы кусочек, а потом — на фитнес. При этом карманных денег, конечно, сегодня практически ни на одну франшизу не хватит. Их стоимость начинается, грубо говоря, от 100 тысяч рублей. А средняя цена представленных на форуме предложений достигает, наверное, 500 тысяч рублей.

Так, стандартный пакет услуг по организации лабораторной диагностики предлагается купить за 150 тысяч рублей. Франшиза сети магазинов эконом-формата, где 80% ассортимента составляют товары российского производства — от 200 тысяч рублей. Бизнес по созданию фитостен — 150 тысяч при начальном капитале всего в 30 тысяч рублей. Детская школа скорочтения и развития интеллекта — от 360 тысяч рублей.

Социальных проектов, связанных с детьми, на форуме, кстати, было представлено больше всего. И все они оказались в самой высокой ценовой категории.

Компания «Бэби-клуб» существует в Самаре с 2000 года, - рассказала Дарья Доронова, менеджер по продажам детского учреждения. – С 2009 года мы работаем по франшизе и сейчас у нас уже более 130 клубов по стране и за рубежом. У нас есть два пакета с предложениями: 790 тысяч стоит франшиза для малых городов, 990 – для тех, что больше. В это предложение входит поддержка кураторов, разработанные нами методики, планы закупок, программы по обучению педагогов и т.д. Более 180 наших партнеров вернули свои инвестиции за 25 месяцев и зарабатывают сейчас от 150 тысяч рублей в месяц.

Заработать играючи

Пример довольно оригинального бизнеса представил на форуме Егор Егоров, предприниматель из Перми. Его компания называется «Мастер игры» и очень напоминает старую телевизионную программу «Форт Боярд». «Наша франшиза – это развлечения в сфере ивент, - рассказывает Егор. – Команда мастеров от нас может приехать на любое предприятие, чтобы занять гостей играми». На стенде предпринимателя – странные деревянные приспособления: шарики, висящие на цепях, маленькие матрешки, стоящие на игральной доске в ряд, почти как шахматы. Все это старые, давно забытые игры, найденные и возобновленные. Для их изготовления у Егора даже организовано целое столярное производство. Стандартный набор таких игр для мастеров и сопровождение бизнеса стоят не так дорого – от 170 тысяч рублей.

Более серьезное производство и, наверное, единственное на состоявшемся форуме было представлено группой компаний «Элпромэнерго» (также пермской). Они обеспечивают светодиодным оборудованием такие крупные предприятия как «Сибур Холдинг» и «Уралкалий».

– У нас есть четыре разных пакета по франшизе, - рассказывает Евгений Зайцев, руководитель проектов компании. – Для покупки минимального потребуется только автомобиль и телефон. Всем остальным мы обеспечим начинающего предпринимателя сами. Нужно будет только работать.

А у Ларисы Халиловой, директора сети фитнес-клубов «Bodyboom» (снова из Перми) предложение для многих неожиданное – франшиза без использования бренда. То есть предприниматель получает помощь в организации клуба, подборе персонала, но может выбрать совсем другое название для бизнеса. «Для нас это неважно, - говорит Лариса. – Главное, чтобы люди понимали, как сложно организовать это дело и за что надо платить. А если они созревают для того, чтобы взять наш бренд, мы не отказываем».

И, конечно, никуда без общепита. На форуме были представлены компании, занимающиеся доставкой пиццы, выпечкой хлеба и конфетами. Так, на развитии франчайзинга давно специализируется известная чебоксарская шоколадная фабрика «Акконд». Они предлагают предпринимателям открывать магазины по продаже сладостей. «Стоимость нашей франшизы начинается от 400 тысяч рублей, - рассказывает Наталья Ратникова, региональный менеджер по франчайзингу компании «Акконд-торг». – Срок окупаемости торговой точки – 9 месяцев. Среднемесячная прибыль предпринимателя – от 100 тысяч рублей». По России у компании работает уже 350 магазинов.

А представитель кировского бизнеса из сферы общепита пришел на форум, чтобы только подготовиться к формированию пакета для своей франшизы. Семен Кытманов, учредитель «Домашней пекарни», открыл свой бизнес недавно, и уже нашел партнеров для сотрудничества – прямо с форума на экскурсию по его предприятию отправился потенциальный интересант. «Прослушав все мастер-классы, я понял, какой информации нам не хватает, чтобы составить полный пакет для франшизы. Теперь готов к штурму. Пока еще кировский рынок позволяет открывать новые точки в этом виде бизнеса, поэтому, думаю, проект будет успешным».

За что платите?

Что касается рынка самих франшиз в России, то он растет очень быстрыми темпами. Еще несколько лет назад многие воспринимали это слово, как нечто чуждое для нашей кировской экономики. Сейчас же оно на устах всех молодых предпринимателей.

– Однако если на западе договоры франчайзинга заключаются в среднем от 25 до 45 лет, - то в России пока только от 5 до 15 лет, - рассказала лектор форума Юлия Богушевская, генеральный директор компании «Франчайзинг-Интеллект». – Кроме того, наш рынок более, чем наполовину наполнен пустыми франшизами. То есть многие продают бизнес «под ключ», не имея самого этого бизнеса.

Еще одна проблема – в покупателях франшиз. Многие предприниматели не понимают, за что они платят, например, роялти, если у них все налажено и работает. «За то вы и платите, - говорит Богушевская, что танцуете не на собственных граблях, что не сами преодолеваете все трудности. И если у вас все работает и не требуется консультаций того, кто продал вам франшизу, это значит, что все прошло успешно именно благодаря его заслугам. За это и взимается плата».

Однако франчайзинг не означает того, что вы разово вложили деньги и все работает без вас. Нет – это тот же бизнес.

– В России существует такой стереотип, что если вы вкладываете деньги в покупку франшизы, то все остальное развивается само по себе, - говорит Дарья Доронова. - Нет — работаете вы сами. И чаще всего гораздо больше, чем в обычной организации на какого-то дядю. В нашем городе, например, все наши клубы – это одна большая семья. Мы проводим регулярные встречи. Кроме того, мы даже создали объединение тех видов бизнеса, которые работают по франшизе в принципе, и сейчас вместе реализуем разные проекты.

Конечно, эти процессы тем сильнее, чем ближе ваш город находится к столице. Но именно благодаря франшизе можно организовать свое дело в Самаре, а одно из его продолжений увидеть, например, во Владивостоке. Может быть, такими темпами когда-то франчайзинг в России дорастет до новой национальной идеи, типа: «Предприниматели всех городов, объединяйтесь». Было бы неплохо.

Мнения

Егор Егоров, предприниматель, создатель компании «Мастер игры»:

Бизнес по франшизе становится все более популярным. Конечно, этот процесс затормаживается из-за большого количества «пустышек». Но это преодолимо. Если бы я не создал свой бизнес сам, я бы задумался о том, чтобы его купить. Даже здесь, на форуме, я уже пригляделся к соседям – их идея по созданию рекламной кампании мне очень близка. Думаю, мы будем сотрудничать. Пока главной проблемой при покупке франшизы остается вопрос с персоналом – с кадрами сегодня плохо в любой сфере бизнеса. Если же вместе с пакетом готового бизнеса предлагается еще и помощь в подборе сотрудников, это прекрасно.

 

Семен Кытманов, руководитель «Домашней пекарни»:

Количество предложений по франшизам возросло в разы. Я регулярно посещаю столичные семинары и форумы, посвященные этой теме. Могу с уверенностью сказать, что «упаковываться» стало модно. К сожалению, рынок пока не обходится без «пустышек»: к примеру, наш основной бизнес – это пекарня, а кто-то, не имея такой базы, просто продает франшизы.

Есть очень много разных нюансов, которые тебе необходимо учесть, когда ты организуешь бизнес. Если же ты покупаешь франшизу, часть головной боли снимается. Все делать гораздо проще, а рентабельность такого бизнеса порой даже выше.

 

Елена Окатьева

Lena.okatieva@ya.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • На двух пальцах , 06.12.2017, 14:25
    Сравните франшизу, инициированную системой рентных отношений торговых центров и франшизу (по примеру Франции) межмуниципальных центров развития в учредители которых входят венчурные фонды, ориентированные на создание кустовых центров развития сельского хозяйства, малоэтажного жилья, инфраструктуры, переработки отходов, альтернативной энергетики. Ключевое слово - венчурный. Это означает, что только одна треть соискателей в итоге выходит на положительный результат. Наши франшизы выводят совсем на другой результат. Наш вассал отличается от нынешних французких баронов. Хотя дерьма везде хватает, но в рабство там уже не обращают.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Ни минуты простоя
Ни минуты простоя

«Просто надо много работать» — именно так Иван Токмаков, создатель и руководитель мебельной фабрики VEROOM (бывшая «Вятка-Найди»), кажется, готов ответить на все вопросы: и о проверках бизнеса, и о кризисе, и о политике импортозамещения.

  1007  9

Утопая в снегу

В этом году зима в Киров пришла строго по календарю, а дорожники все равно оказались к ней не готовы. На прошлой неделе их ругали и в мэрии, и в Общественной палате региона, и в ГИБДД.

  433  3

Край первозданной природы

Часто ли вы слышите фразу «В отпуск планирую слетать на Север»? Для большинства кировчан, которым не хватает тепла и солнца, она кажется странной. Тем не менее наши северные соседи приглашают совершить путешествие в зону экстремальных снегов и открыть для себя Республику Коми.

  400  1

Крупнокалиберные

«Большая картина» — большие гости. В Вятский художественный музей на прошлой неделе приехали представители Российской академии художеств.

  281  1


С красной картой банка «Хлынов» можно купить всё, что захочешь!

В этом на себе убедились участницы шопинг-путешествия каталога «Семья».

  147

Смартфоны Haier в интернет-магазине Tele2 на 10% дешевле

Tele2 сообщает об акции в онлайн-магазине и предлагает популярные модели смартфонов Haier по сниженной стоимости.

  161

Tele2 запустила новую рекламную кампанию с абонентами

Tele2 подводит итоги конкурса «Мои другие правила». Авторы шести фотографий с интересными историями стали новыми героями рекламной кампании Tele2.

  192