О мифах и реальностях системы менеджмента качества *

14.11.2011 1570 0

Интервью с Виталием Синцовым, руководителем службы качества ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ».

Успешное развитие компаний сегодня не представляется возможным без продвижения продукции и выхода на новые рынки сбыта. Одним из главных элементов обеспечения этого процесса является система менеджмента качества на предприятиях. Но все ли так гладко в этой сфере? О том, насколько актуальна действующая сегодня система менеджмента качества, в чем ее достоинства и недостатки, мы беседуем с Виталием Синцовым, руководителем службы качества ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ».

– Виталий Вадимович, существующие сегодня  сертификаты на систему менедж­мента качества согласно международным стандартам серии ISO дают гарантию соответствия продукции мировым требованиям. Но подобные сертификаты воспринимаются по-разному: одни считают, что они – необходимое требование рынка, другие воспринимают  сертификаты как «простые бумажки», которые стоят определенных денег… Каково ваше мнение на данный институт: актуален ли он?
– Сертификат на систему менеджмента качества (СМК) по международным стандартам серии ISO позволяет дать подтверждение  потребителям, что условия для изготовления продукции, выпускаемой предприятием, соответствуют всем общепринятым мировым стандартам качества, а также дают возможность участия в тендерах, закупках, возможность выхода на новые рынки, в том числе и зарубежные. Что касается приведенных вами мнений… Знаете, здесь все зависит от задач самого предприятия. Если руководство хочет иметь качественную, конкурентоспособную продукцию, которая будет удовлетворять запросы покупателя, то оно полностью пройдет эту процедуру и внедрит на предприятие систему менеджмента качества. Если же руководители бизнеса ставят задачу получить «просто бумажку», то вряд ли продукция станет востребованной, так как потребитель сейчас склонен покупать качественную продукцию. К примеру, возьмем электронасос «Водолей», производимый заводом «ЛЕПСЕ». Даже зимой объем его продаж находится на высоком уровне, что говорит о том, что покупатель уверен в его качестве. Если более 2-х десятков лет назад, при запуске их в производство, на рынке было представлено около 12 конкурентов этому насосу, то сейчас осталось всего 1-2. Остальные не выдержали жестких требований рынка к их качеству. Это ли не показатель качества и конкурентоспособности продукции завода «ЛЕПСЕ»?

– Насчет «просто бумажек»… В нашей стране существуют государственные учреждения, которые занимаются сертификацией сис­темы менеджмента качества, а также коммерческие компании, среди которых не исключены и «фирмы-однодневки». Можно ли говорить о том, что в этой сфере большую роль играют деньги?
– Действительно, сущест­вуют и такие фирмы-однодневки, в штате которых находятся всего 2 человека и никакой испытательной базы, но они занимаются сертификацией. Конечно, о серьезнос­ти таких компаний нет смысла говорить. Скорее всего, к ним обращаются те предприятия, руководство которых ставит задачу просто получить сертификат, а не провес­ти реальное внедрение системы менеджмента качества. Правда, жизнь таких компаний коротка. При обращении потребителя о ненадлежащем качестве федеральный орган просто отберет лицензию и закроет данную фирму.

– Некоторые предприятия считают, что госорганы по сертификации затягивают процедуру получения сертификата. Как следствие, предприятиям приходится обращаться в коммерческие компании из других регионов, а иногда – из стран СНГ, которые проводят все быст­рее и дешевле. Как быть с этим?
– Да, возможно, есть компании, в которых процедуру сертификации можно пройти и дешевле, и быстрее. Нашему заводу ежемесячно поступает до 10 звонков от подобных компаний с предложением о прохождении сертификации у них. Но главный вопрос в том, будет ли получен нужный результат? Ведь СМК по стандартам серии ISO во всем мире имеет одинаковые  положения и требования. Тогда за счет чего эти фирмы проводят процедуру быстрее и дешевле? Система управления качеством должна быть внедрена на всех этапах жизненного цикла изделия, начиная от разработки, закупки комплектующих, подготовки производства, производст­ва, сбыта до технического обслуживания в процессе эксплуатации, как у нас на заводе «ЛЕПСЕ». Если какой-то этап жизненого цикла изделия пропущен или отсутствует, то грош цена всей СМК. Работать она не будет.

– Завод «ЛЕПСЕ» получал сертификат ISO в Кировском ЦСМ, или вы обращались в другую компанию?
– В Кировском цент­ре сертификации и качест­ва мы получали сертификаты соответст­вия по двум наименованиям продукции. По другим видам обращались в органы по сертификации г. Москвы. Но это связано лишь с тем, что Кировский ЦСМ сертифицирует продукцию ограниченной номенклатуры и относительно недавно, а нам на тот момент требовалась организация с большим опытом работы на рынке сертификации. Кроме того, недавно завод «ЛЕПСЕ» получил международный сертификат соответствия по одному из видов продукции от английской компании SGS. Могу сказать, что зарубежные компании предъявляют более жесткие требования по качеству для получения сертификата.

– Некоторые предприятия считают, что система получения сертификата по стандартам ISO в России слишком бюрократизирована. А у вас есть ли предложения, как можно сделать эту систему более эффективной, к примеру, чтобы избавиться от бумажной волокиты?
– Конечно, проблемы в этом плане есть. Но, к примеру, наше предприятие уже практически полностью перешло на электронный документо­оборот, это достаточно эффективное решение, в том числе и для избавления от лишних бумаг. К тому же ведение документации в электронном виде ускоряет связанные процессы и с органом по сертификации.

– Если сопоставить затраты и эффект от внедрения системы менеджмента качест­ва, оправдывает ли результат средства?
– Затраты на получение сертификата и внедрение системы менеджмента качества зависят от многих факторов. Но в целом могу сказать, что они значительные. Однако результат оправдывает эти средства.
Завод «ЛЕПСЕ» производит электробытовые товары, товары народного потребления, а также продукцию для ж/д сферы, космонавтики и авиации. Товары народного потребления, пусть и не очень рентабельные в производст­ве, помогли нам пережить кризис. Поэтому создание СМК имеет важное значение,  именно это позволило выпус­кать продукцию, которая нашла признание у потребителя.
Сейчас наше предприятие выходит на производство продукции для перспективных отраслей – нефтяной и атомной промышленности. Выйти на подобный рынок очень сложно, к продукции предъявляются самые высокие требования именно по качеству. Но у нас уже есть определенные результаты, ряд наименований этой продукции уже производится. Во многом в этом заслуга  внедренной сис­темы менеджмента качества на заводе «ЛЕПСЕ».

*материал опубликован на правах рекламы.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте