Из непонятной реальности героям не убежать, а вот "победить" ее можно. Но за счет чего?..

"Убийственные" мысли

19.03.2012 00:02:00 919 0

На первый взгляд может показаться, что спектакль под названием «Убийца» - не больше, чем пародия на американский экшн. Однако все совсем наоборот – это, скорее, ответ Раскольникову (герою романа Федора Достоевского) из нашего времени. Подробнее – в премьере Театра на Спасской.

Современного «Убийцу» написал молодой драматург Александр Молчанов. В 2010 году эта пьеса получила грант Министерства культуры России, позже - приз фестиваля «Новая пьеса», проходившего в рамках «Золотой маски». Сегодня ею заинтересовались и некоторые московские театры и художественный руководитель Театра на Спасской Борис Павлович. После веселой  и беззаботной шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» зрителю предлагают всерьез окунуться в самого себя.

Главный герой – Андрей - обычный студент из провинции. В «общаге» он сильно проигрался «карточному лидеру» Секе. Последнего побаиваются почти все. «Господи, умоляю, прости меня. Я грешник, черт, тьфу, прости меня, Господи. Мне кабздец, - думает про себя Андрей. - Сделай что-нибудь, Господи. Пусть все, что угодно, тысячу раз «Отче наш», или в монастырь, или даже в ад, только бы Сека сегодня не пришел. Только бы Сека...». Из суровой реальности в сказку, как он ни просился, перенестись не удалось: Сека не просто пришел, а отправил Андрея за своим долгом к другому игроку - Маронову. Если тот отдаст – простят и ему, если нет – Андрей Маронова должен убить. Над этим ультиматумом главный герой рассуждает весь спектакль. Конечно, совсем не с такими амбициями, как Раскольников («Тварь я дрожащая или право имею»); он не желает убивать, но чувствует неизбежность для себя этого действа и продолжат искать более позитивные выходы из тупика. «Куда надо бить ножом, чтобы убить одним ударом? В сердце не попадешь, там ребра. Значит в живот.

Говорят, это больно. Я же не хочу, чтобы ему было больно. Я просто хочу его убить. Нет, не хочу, я должен его убить. А может, не ездить вообще? Спрятаться? Тогда Сека еще кого-нибудь сюда пошлет, чтобы меня убить. А если в милицию пойти? Ой, да видел я эту милицию. Сидит там такой Колька Кустов, ему на все наплевать. Что, он мне охрану устроит у дома? Или поедет Секу арестует».

И так весь спектакль зритель «купается» в мыслях героев: вместе с ними рефлексирует о любви, семье, дороге, поиске себя и поиске Бога. Как говорит Павлович, все эти знаменитые достоевские «проклятые» вопросы – замечательный повод для коллективной медитации. Выход из своей суровой реальности Андрей находит – влюбляется в подругу Секи Оксану, которая все путешествие была вместе с ним (чтобы не сбежал). Финал, на первый взгляд вполне счастливый: Секу убивают его карточные конкуренты, Андрей остается с Оксаной.  

Но... Как сказал сам Александр Молчанов в одном из интервью федеральному изданию, «хеппи-энд там на самом деле относительный. Герой спасается, но в некоем метафизическом смысле он занимает место злодея, сам становится им». В мыслях он остается способным на убийство. «По дороге я думал о том, что даже если я никого не убил на самом деле, я это сделал в своих мыслях и значит, мне уже никогда не будет прощения. Потому что я уже тогда, когда решил убить, знал про то, что это грех и что я в нем потом буду раскаиваться. Бог же не «лох», он все понимает», - таковы финальные мысли главного героя, простого парня из российской провинции. Элементарно просто о самых простых вещах, которые так часто уходят у нас на второй и даже на третий план.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте