Передовая в тылу. Часть 2, или Как менее чем за полгода построили ТЭЦ в Кирово-Чепецке

25.04.2020 20:15:00 1855 0

6 ноября 1942 года на Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3 состоялся запуск первого турбоагрегата мощностью 12 МВт и котла. Это дало импульс для областной энергосистемы и позволило ликвидировать дефицит мощностей, необходимых для беспрестанной и эффективной работы оборонных предприятий Кирова.

Очевидцев тех событий, когда за счет нечеловеческий усилий, веры в победу и желания помочь фронту, строители ТЭЦ смогли сделать, казалось, невозможное, - остались единицы. Такое нельзя забывать, и газета «Бизнес Новости» в Кирове совместно с Кировским филиалом «Т Плюс» продолжает изучать историю подвига тех времен. Подвига энергетиков, внесших свой вклад в приближение Великой Победы...

Пять месяцев на завершение

Строительство краевой энергетической базы, названной Кирово-Чепецкой ТЭЦ, было возобновлено в 1935 году, но до начала войны практически не велось. После того, как в 1941 году в Киров было эвакуировано более 100 предприятий, начавших выпускать оборонную продукцию, резкую нехватку энергетических мощностей предлагалось решить за счет завершения строительства объекта. Однако все было не так просто...

В мае 1942 года обком партии направил в ЦК ВКП(б) докладную записку о положении на строительстве Кирово-Чепецкой ТЭЦ, где объяснял, что в течение всего 1941 года «Наркомат электростанций СССР <...> строительству не уделял никакого внимания и совершенно не отпускал требовавшихся для стройки материалов, транспорта и механизмов. Выполненные за 1941 год работы <...> были обеспечены исключительно за счет местных материальных ресурсов». После принятого правительственного решения — обеспечить строительство объекта необходимыми стройматериалами — ситуация несколько изменилась. Впрочем, большей частью на это повлияли рабочие, ежедневно перевыполнявшие планы.

37-летний Анатолий Дмитриевич Замыслов, назначенный в конце мая 1942-го начальником строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ, писал в своих воспоминаниях: «По решению Государственного комитета обороны срок ввода в эксплуатацию ТЭЦ был установлен 1 ноября 1942 года». За оставшиеся до пуска 5 месяцев предстояло закончить монтаж металлоконструкций и кровли главного корпуса, вести строительство общежития и жилых домов, смонтировать и наладить оборудование, построить 17 км ж/д путей узкой колеи по болотам с мостом через Вятку для подачи торфа с Каринского торфопредприятия, подстроить подстанции и линии электропередачи... И еще целый перечень. Казалось, такие объемы работ за такой короткий срок сделать невозможно...

Одним из четырех офицеров, снятых в кабинете фюрера 2 мая 1945 года - в день падения фашистской

Германии - оказался старший лейтенант Ливерий Иванович Шильников (крайний слева).

До войны он работал старшим механиком на Кировском энергокомбинате.

По-стахановски

Тем временем в сентябре, когда враг рвался к Сталинграду и предгорьям Кавказа, фронту требовалось все больше оружия и боеприпасов. Чтобы выполнить поставленную страной задачу, строители ТЭЦ работали без выходных.

В условиях острой нехватки персонала решающее значение для работы энергосистемы имела организация соцсоревнования и стахановского движения. На конец 1941 года обеспеченность рабочей силой составляла65%, в основном — женщины. Отдельные работникивыполняли нормы на 150-200%.

Обстановка на электростанциях была тяжелой. На одного человека приходилось 1,3 кв. метра жилья, на ТЭЦ-1 рабочие спали в коридорах станции, на ТЭЦ-3 были случаи заболевания инженеров дистрофией.Чтобы хоть как-то обеспечить работников продовольствием, с апреля 1942 года организовали подсобное хозяйство ТЭЦ на 52 гектарах.

Для улучшения работы электростанций в энергокомбинате вводились жесткий порядок и дисциплина, повышались требования к уровню эксплуатации, расстановке руководящих кадров и работе с персоналом.

В августе на бюро обкома партии установили новый срок для пуска первой очереди ТЭЦ и Каринторфстроя – 15 октября 1942-го. Тут же определили датуокончания строительства моста через р. Чепца - 25 сентября.Он был необходим для доставки торфа на станцию. Параллельно строилась узкоколейка на Каринторф. Весь руководящий состав предприятия, а также руководство стоящейся ТЭЦ-3 были переведены на казарменное положение.

С запуском первой очереди ТЭЦ не уложились в сроки совсем немного. Первый турбогенератор и котел запустили 6 ноября 1942 года. В этом же году станция выработала первый миллион кВт-часов.

Героем был каждый

30 сентября 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями отличившихся на строительстве Кирово-Чепецкой ТЭЦ. Наградили 15 человек. Первый секретарь Кировского обкома партии В.В. Лукьянов направил коллективу телеграмму: «Поздравляю строителей Кирово-Чепецкой ТЭЦ с высокой оценкой их работы, награждением работников орденами Советского Союза. Обком партии выражает твердую уверенность в быстром и успешном окончании строительства второй очереди». Уже в 1943 году ТЭЦ заработала на полную мощность.

По факту героем тогда был каждый. Каждый из тех, кто ежедневно в тылу бился за каждый кирпич, каждый квадратный метр стратегической стройки. Были среди энергетиков и те, кто боролся на передовой с фашистами. Несмотря на наложенную в годы войны на работников энергоистемы бронь, часть из них ушла на фронт добровольцами.

2 мая 1945 года - в день, когда пала фашистская Германия, - военный корреспондент Г. Капустянский сделал исторический снимок. Позднее он рассказал, что мечтал именно о таком: в начале войны в сожженной деревеньке под Орлом Капустинский увидел чудом сохранившуюся обложку с изображением огромного глобуса в кабинете фюрера. «У глобуса – Гитлер и Геринг. Гитлер пальцем показывает на Москву, а Геринг довольно усмехается. И тогда я решил: если попаду в Берлин, найду этот глобус и около него сфотографирую наших солдат. С этим шел через всю войну», - писал Капустинский.

2 мая он попал в кабинет фюрера и увидел тот самый глобус. Попросил четверых воинов подойти поближе, а одного из них –  показать на глобусе Берлин. На радостях фотограф забыл записать фамилии офицеров, склонившихся у глобуса.

... В 1983 году были установлены фамилии трех из четырех офицеров. Одним из них оказался старший лейтенант Ливерий Иванович Шильников. До войны он работал старшим механиком на Кировском энергокомбинате. Вятский парень, который трудной военной дорогой дошел до имперской канцелярии Гитлера. Дошел, благодаря в том числе тем, кто воевал в тылу ради общей Победы. Победы, заработанной для нас с вами.

Словами очевидца

Ниже — строки из воспоминаний ветерана кировской энергетики Владислава Ивановича Широкожухова.

«Средств механизации на станции почти не было. Торф в вагонетках подвозили на лошадях и даже на коровах, а затаскивать его на подъемник зачастую приходилось на своем горбу. Работали все: и пленные немцы, и венгры, а из наших – почти одни женщины. Как-то привезли примерно полторы сотни узбеков. Через месяц все они скончались. Причина – плохое питание, холод, непосильные нагрузки <...>.

Когда случались перебои с продуктами, вместо обеда нам привозили воду с солеными помидорами. Дадут тебе ложку таких помидор, а на карточке «вырежут» - мясо. Мы брали по 3-4 порции, смешивали с хлебом и ели. А потом все это заедали большим количеством соды с водой. Многие так заработали язву.

Всю войну работали без выходных. На вахтах стояли по 12 часов. Было, конечно, очень сложно, но в то же время и легко. Мы были молоды, работа спорилась. Всегда находилось время для веселья. Поводом могли быть и хорошие вести фронта, и просто танцы в одном из городских клубов. На одном из таких вечеров я познакомился с экономистом ТЭЦ Людмилой. Впоследствии она стала моей женой. Дети и внуки пошли по нашим стопам – работают в энергетике».

Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте