Вычет: чёт или нечет
В Кировской области разработан законопроект о новом механизме поддержки инвесторов – инвестиционном налоговом вычете (ИНВ).
Полтора месяца назад его представили бизнес-сообществу. В минувший четверг доработанный документ с учетом поступивших мнений, замечаний и предложений вновь обсудили с потенциальными получателями преференции в рамках Комитета по инвестиционной политике и налогам при Вятской ТПП.
Новый механизм
«Сегодня для частных инвесторов в Кировской области действуют льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Как показал анализ их эффективности, за последние четыре года число получателей снизилось в четыре раза», – пояснил одну из причин появления документа зам. министра экономического развития и поддержки предпринимательства Денис Пестриков.
При получении действующих льгот инвесторы сталкиваются со сложностями, в частности, бюрократией. К примеру, для каждого вычета необходимо заключать отдельное инвестиционное соглашение. Выполнение его условий часто зависит от условий рынка, из-за чего ряд инвесторов лишаются преференции. Подобные нюансы, подчеркнул Пестриков, учтены в новом законопроекте.
Для получения ИНВ инвестиционный проект должен быть включен в перечень приоритетных (решение примет координационный совет при губернаторе). Заключение инвестсоглашения не требуется.
Для получения статуса «приоритетный региональный проект» частный инвестор в новое производство должен вложить 100 млн рублей и создать 10 рабочих мест. При модернизации действующего сумма по инвестициям снижена до 50 млн рублей (ред.: после поступивших замечаний, ранее она также составляла 100 млн рублей), критерий по рабочим местам отсутствует. Для непроизводственных проектов (из сферы науки, культуры, здравоохранения и т.д.) планка по инвествложениям составит 10 млн рублей.
В зависимости от вида деятельности вычет может быть предоставлен до 50% или до 90% вложений. Его предельный размер составляет (также в зависимости от отрасли) до 5% или до 10%. Также в региональном законопроекте предусмотрен ИНВ, связанный с расходами на создание инфраструктуры (до 85%-100% вложений). Остаток, превышающий предельную величину вычета, может быть перенесен на последующие три периода. Среди других налоговых новелл – возможность воспользоваться льготой обособленному подразделению компании, зарегистрированной на территории региона.
«Изначально под действие требований законопроекта подпадало 45% инвестпроектов, которые реализуются или планируются к реализации на территории Кировской области. С учетом доработок ИНВ потенциально могут воспользоваться порядка 65% инвестпроектов», – дополнил Пестриков.
Порядка 40 субъектов РФ уже внед-рили ИНВ. Конкретику по эффективности пока никто не называет: результаты отдачи от нового для России механизма поддержки инвесторов будут понятны лишь в следующем году.
Для кого и зачем?
У бизнеса предложений и замечаний оказалось немало. Их передали и в письменном виде, и задали напрямую представителям министерства.
«Инвестор, который воспользуется ИНВ, должен отказаться от начислений на амортизацию и существующих налоговых льгот?» - попросил уточнить от лица бизнес-сообщества старший вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов. Как оказалось, это действительно так: при внедрении ИНВ действующие преференции для частных инвесторов по налогу на прибыль и имущество исключаются (первые действует до 1 января 2023 года, для вторых ограничений по сроку не установлено). «Предприятия просчитали экономическую модель и не увидели целесообразности использования в таком случае налогового вычета. Для формирования позиции министерства инвесторы готовы подготовить экономические расчеты», –акцентировал Исупов. Замминистра пообещал проработать вопрос, а также выяснить, можно ли инвестору «поделить» полученные в результате реализации инвестпроекта средства: часть – для ИНВ, часть – для амортизации.
«В пояснительной записке сказано, что затраты на реализацию инвестиционных проектов в 2020-2025 годах оцениваются в 8,4 млрд рублей. Есть перечень предприятий, кому ИНВ будет предложен?» – поинтересовался зам. гендиректора фирмы «Глобус» Андрей Березин. «Перечень будет определяться в дальнейшем. Потенциальные инвесторы есть», – заверил Пестриков.
Предпринимательскому сообществу также не понятно прописанное в законопроекте ограничение по видам деятельности. К примеру, фигурирует АПК, но нет пищевой переработки. Гендиректор завода «Маяк» Виктор Жилкин обратил внимание на то, что оборонная промышленность оказалась в невыгодном положении. «Сегодня перед оборонной отраслью стоит задача по увеличению доли гражданской продукции. Без инвестора это сделать сложно», – подчеркнул он. Как пояснил замминистра, отрасль отнесена к «иным видам деятельности». Льгота на нее распространяется, но на других условиях (ред.: намного менее привлекательных). Отраслевой критерий Пестриков аргументировал синхронизацией с ныне действующей стратегией социально-экономического развития региона и проектом стратегии на следующие 15 лет. Там в числе приоритетных определены ЛПК, АПК и биотехнологии. Участники комитета попросили исключить отраслевую градацию.
В результате дискуссии Денис Пестриков пообещал, что министерство дополнительно проработает все предложения. «Однако необходимо соблюсти баланс: не допустить больших потерь бюджета и учесть интересы всех участников процесса, прежде всего инвесторов», – акцентировал Пестриков.
Доработанный законопроект планируется вынести на обсуждение ОЗС в осеннюю сессию. До этого, после доработки документа, его вновь обсудят с бизнесом.
Юлия Усинская.