Очередной кризис может оставить многих без работы. Впрочем, на этот раз Россия готова к кризису лучше, чем в 2008-м году, утверждают чиновники.

С новым 2008-м годом

11.06.2012 00:05:00 1206 0

Очередной мировой кризис — лишь оправдание собственной экономической беспомощности, считают эксперты.

«Накроет ли страну новая волна кризиса, какой она будет по своей силе и будет ли вообще», - тема всей прошлой недели. О «второй волне» заговорили как только рухнул рубль (за май он потерял относительно доллара 15%) и упали цены на нефть (за месяц на 18%). Все это стало следствием ослабления европейских экономик, утверждают эксперты. Впрочем, почти сразу после резкого обвала рубль начал укрепляться, нефть прекратила падение, а европейские индексы показали рост. Опасность миновала?

Сценарий апокалипсиса
Будет ли кризис? Мнения на этот счет разнятся. «Мировой кризис уже вовсю разворачивается», - утверждают одни. «Ничего страшного не происходит», - не менее уверенно говорят другие.

В пользу первого варианта можно трактовать все майские события: обострение европейского долгового кризиса, угроза распада еврозоны, проблемы при формировании нового греческого правительства, и, как следствие, обвал рынков. Зацепило и Россию: нефть к утру 4 июня пробила уровень в 100 долларов за баррель (в первые месяцы года цены держались в районе 120 долларов за баррель), а вслед за нефтью рухнул и рубль. При этом из страны, подгоняя друг друга, бегут капиталы: по данным Центробанка, с начала года за рубеж вывезено порядка 42 млрд. долларов. А рост экономики, по оценкам Минэкономразвития, сокращается второй месяц подряд. «Происходящее похоже на повторение осени 2008 года, но только в более слабом варианте» - пишет газета «Ведомости».

Пока члены еврозоны пытаются договориться, кто будет платить по долгам, в российских средствах массовой информации эксперты всех родов и мастей строят прогнозы. Так, директор управления валютных рынков финансовой группы «БКС» Павел Андреев прокомментировал «РБКdaily»: «Для России ситуация более критическая, нежели в 2008 году. Тогда был кризис в США, и нас просто задело взрывной волной. Сейчас кризис в Европе. А Европа на 80% наш торговый партнер. Они у нас покупают более 50% нефти и газа. И самое главное, что они являются основными кредиторами наших банков. То есть когда у банков возникнут проблемы с ликвидностью, перекредитоваться будет не у кого».

Андреев предрекает также дальнейшее падение цен на нефть — до 88, и даже 75 (при негативном сценарии) долларов за баррель. При этом резервного фонда (в нем на 1 июня, по данным Минфина, — 1,95 трлн рублей), по словам Андреева, хватит на то, чтобы поддерживать обязательства России месяцев восемь. И вот когда деньги закончатся, начнется самое страшное. Российскому бюджету вполне может грозить пересмотр в сторону сокращения расходов (а это прямой удар по зарплатам бюджетников, социальным программам и инвестроектам, а также по бюджетам субъектов), банкам — дефицит ликвидности, вследствие чего они будут увеличивать процентные ставки, а бизнесу — недостаток денежных ресурсов, рост дебиторки, повышение стоимости импортных комплектующих и прочие «радости» кризисной жизни. Сокращения, безработица и падение уровня доходов — это мы 3,5 года назад уже проходили.

Спите спокойно
Впрочем, Центробанк призывает не паниковать. Зампред Банка России Михаил Сухов на прошлой неделе заявил, что курсовые колебания не вызовут серьезных потерь у российских банков, так как их валютные позиции (несовпадения требований и обязательств в валюте) незначительны. В свою очередь руководитель управления рыночных исследований инвестиционной компании «Капиталъ» Константин Гуляев на страницах того же «РБК daily» утверждает, что вероятность сильного обвала цен на нефть в ближайшие полгода составляет лишь 20%, европейские индексы растут, и ждать апокалипсиса не стоит. А если даже что-то произойдет, внутренних ресурсов на первое время будет достаточно, — считает аналитик.

Есть и более радикально-оптимистичные позиции. Так, экономист, директор по макроэкономическим исследованиям «Высшей школы экономики» Сергей Алексашенко разговор с журналистом «Бизнес Новостей» на тему второй волны кризиса начинает фразой «Нет никакого кризиса».

- Ни второй, ни третьей, ни девятой волны нет, - говорит он. - Нельзя сказать, что ситуация в мировой экономике замечательная, но она и не ужасная. Да, Еврозона находится на грани рецессии, но при этом пока никакой угрозы существованию евро нет, к тому же растет американская экономика, китайская и индийская экономики. Почему стало плохо рублю? Просто подешевела нефть. Инвесторам уже не надо объяснять, что, как только нефть дешевеет, российская экономика становится слабой.
При этом, по словам Алексашенко, инвесторы не верят, что Россия будет улучшать инвестклимат, поэтому из страны бегут капиталы. А бегство капитала порождает дополнительный спрос на валюту.

- Немаловажна при этом позиция Центробанка. - продолжает эксперт. - Уже пару лет он проводит политику плавающего курса рубля в пределах широкого коридора. То есть не вмешивается, если рубль находится внутри этого коридора (от 32,15 до 38,15 рублей за бивалютную корзину). Банки подошли близко к границе 38,15, но потом решили, что опасно бороться с Центробанком и пошли обратно. Движение рубля (не важно, вверх или вниз) выгодно финансовым спекулянтам: когда курс стабилен, возможностей для заработка нет. Такое сочетание обстоятельств и привело к тому, что рубль сначала резко подешевел, не встречая сопротивления Центробанка, а потом стал восстанавливаться. И это покачивание рубля — единственное для России последствие снижения цен на нефть. Я понимаю, что у всех есть ощущение, что в экономике все не благополучно. И сейчас вместо того, чтобы разобраться в чем проблемы, люди пытаются списать все на мировой кризис. И никто ни в чем не виноват. Это все американцы придумали...

Сергея Алексашенко поддерживает и его коллега по «Высшей школе экономики» Евгений Ясин.
- Немного упал рубль, до этого немного рос, теперь опять вырос... На это просто не надо обращать внимания, - говорит Ясин в интервью «Бизнес Новостям». - Если у вас есть 500 долларов — спите спокойно и ни о чем не думайте. Если есть 50 тыс. долларов, тогда поделите все на три части и храните деньги в рублях, долларах и евро. И снова спите спокойно. В падении нефти тоже нет ничего страшного, она не так значительно упала, чтобы бить тревогу, и дальнейшее падение вряд ли состоится, потому что рынок среагирует. Никакого кризиса нет, так что передавайте привет кировчанам.

По мнению бывшего министра финансов Алексея Кудрина, ситуация действительно может стабилизироваться, но ненадолго. «Хорошие новости лишь замедлят разрастание кризиса максимум на полгода-год, в любом случае ухудшение произойдет, и существенное», - передает слова Кудрина газета «Ведомости».

Взгляд из Кирова
Бизнес пока лишь пристально следит за развитием ситуации.
- Пока для нас падение рубля — это даже плюс, так как импортные товары становятся дороже, соответственно конкурентоспособность нашей продукции увеличивается, - говорит генеральный директор компании «Giulia Novars» Александр Варанкин. - Спрос пока не снизился, хотя кризисные явления, однозначно, и нас коснутся. Впрочем, если уж совсем не будут покупать мебель, будем колотить нары... не зря же в нашем государстве так усиливают силовые структуры. Если же серьезно, то я бы вообще не сказал, что с 2008 года что-то изменилось в лучшую сторону и теперь нас ждет какая-то новая волна кризиса. Мы как сидели на нефти, так и сидим, так что по-прежнему зависим от внешней нестабильности. Думаю, ситуация только ухудшается.
Но европейский кризис тут ни при чем, подчеркивает Варанкин. Причину надо искать в себе.

- Меня подташнивает, когда говорят, что кризис пришел извне. Надо развивать собственную экономику, тогда внешняя нестабильность не будет бить по России, - говорит Варанкин. - Мировой кризис — это лишь отговорка.
В целом же опрошенные газетой «Бизнес новости» кировские предприниматели панике не поддаются. Не чувствуют негативных тенденций на «Машзаводе 1 мая», не отмечает «никакой волны кризиса» генеральный директор предприятия «Веста» Винченцо Руокко, хотя последний добавляет: «вообще, я бы сказал, что первая волна не заканчивалась». Как минимум 20 лет бескризисного развития предрекает России итальянец Франческо Боничелли, директор компании «ЛУРИКА», уже несколько лет работающий в Кирове. У Боничелли бизнес в Италии, так что, видимо, ему есть с чем сравнить.

Впрочем, есть и тревожные сигналы. Как отметил генеральный директор «Кировского завода ОЦМ» Александр Даренский, ситуация со сбытом в этом году хуже, чем была в прошлом. «По заказам долю рынка мы не теряем, но общие объемы заказов снижаются, так что определенные негативные тенденции на рынке есть», - прокомментировал он. Металлурги, надо сказать, одними из первых реагируют на кризисные явления.

- А я уже сейчас чувствую, что начинаются сложности с деньгами и оплатами, банки начали меньше давать кредитов организациям, - добавляет каплю дегтя директор компании «Кузбасские угли» и депутат Заксобрания Дмитрий Русских. - Просто у нас полтора года, пока шли выборы, все усилия были направлены на сглаживание негативных последствий. Но экономика свое возьмет.

- Мало кто знает досконально, как на самом деле обстоят дела в России. Всего нам не расскажут, - резонно замечает экс-председатель контрольно-счетной палаты региона Алексей Помаскин. - В любом случае, уже сейчас можно смело прогнозировать рост цен на импортную продукцию.

Единственное, в чем сходятся эксперты, так это в том, что если кризис Россию все же накроет, то она, как всегда, окажется к нему не готовой. Более того, готовность ее будет даже хуже, чем 3,5 года назад. По другому считает лишь правительство.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте