Документ фактически возрождает институт прописки и нарушает тем самым конституционное право граждан на свободу передвижения.

Back in СССР

04.03.2013 00:04:00 1350 0

В Госдуме прошел первое чтение законопроект под номером 200753-6, который в народе называют проектом закона о «резиновых квартирах». 

Круглый стол

Участники:
Владимир Журавлев, депутат Гордумы
Константин Егоров, руководитель УФМС по Кировской области
Сергей Беляков, директор управляющей компании «Вятка-Уют»
Борис Павлович, художественный руководитель «Театра на Спасской»
Михаил Цыпленков, директор агентства недвижимости «Кировсоцгарантия»

В Госдуме прошел первое чтение законопроект под номером 200753-6, который в народе называют проектом закона о «резиновых квартирах». Законодательная инициатива предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил регистрации по месту жительства, а также вводит понятие «фиктивной регистрации» и устанавливает наказания за нее в виде штрафов до 500 тысяч рублей и лишения свободы до 3 лет. Власти пояснили, что инициатива направлена на борьбу с «резиновыми квартирами», в которых их собственники фиктивно регистрируют десятки и даже сотни приезжих.

По мнению критиков, запланированные властями нововведения будут неэффективными и неоправданно усложнят жизнь россиян. В частности, в случае его принятия пострадают незащищенные слои населения, в том числе студенты, трудовые мигранты из регионов и пенсионеры-арендодатели. Документ фактически возрождает институт прописки и нарушает тем самым конституционное право граждан на свободу передвижения, проще говоря, возвращает страну «обратно в СССР», считают его противники.

Устранить перекос

Константин Егоров:
Здесь нужно отметить, что законопроект предполагает не только административную, но и уголовную ответственность за проживание с фиктивной регистрацией или без нее. Он вводит понятие «фиктивной регистрации» - регистрации без намерения проживать в помещении или без намерения арендодателя предоставить по факту жилое помещение. При этом, речь идет и о гражданах России, и об иностранных гражданах: в течение 90 суток они могут проживать по месту пребывания, на 91-е сутки им необходимо зарегистрироваться. Регистрация должна быть реальная, а не фиктивная — это и есть самая главная цель законопроекта. Вопрос  поставлен так, чтобы исключить из нашей практики тему «резиновых» домов.
Могу показать на цифрах, что эта тема не обошла стороной даже Кировскую область. Например, на май-2012 в Кировской области было 29 адресов (26 домовладений и 3 квартиры), по которым было зарегистрировано более 1000 человек. При этом 18 из них находятся в г. Кирове.

Принцип такой: если ты куда-то вселился, то обязан зарегистрироваться (а не наоборот, как утверждают некоторые - «обязан жить по месту прописки»). Новшество закона в том, чтобы устранить сегодняшний перекос за счет наказания не только тех, кто живет без регистрации, но и для тех, кто пускает к себе жильцов и не регистрирует их.

Борис Павлович:
Практика показывает, что большая часть законопроектов у нас либо не работает, либо работает криво, либо — самый неприятный вариант — начинает работать против людей. И в таком случае, закон становится не регулятором общественных отношений, а регулятором политических амбиций. Это очень опасно. Данный закон, как никакой другой, является регулятором политических амбиций. Он фактически равен закону о массовых собраниях, который формально направлен на общественное благополучие, а по сути является прямым ограничением конституционных прав населения (перемещения в данном случае). В группу риска попадает огромное количество людей, в том числе и я. Моя жилплощадь, собственником которой я являюсь, находится в Петербурге, а сам я проживаю в Кирове на съемном жилье, по той простой причине, что департамент культуры не выделяет мне служебное жилье.

Люди культуры должны быть мобильны. Я в ближайшее время поеду ставить спектакль в Хабаровск... и что? Я должен там зарегистрироваться?

Сергей Беляков:
Кстати, УФНС выдала распоряжение для управляющих компаний с требованием составить в течение месяца список незарегистрированных жильцов в подведомственных домах. А кто будет собирать эти данные? Мы? Каким образом? У нас (управляющей компании) нет такой функции, она не предусмотрена действующим законодательством. Ведь любая новая функция должна предусматривать персонал под эту функцию. Это же надо поднять и посмотреть картотеку, посмотреть, кто и где прописан, пройтись по квартирам, посмотреть потребление электроэнергии и т.д. Даже если мы и обнаружим незарегистрированных жильцов, что с того? Они, конечно же, скажут, что они приехали на 1 день, или, вообще, дверь не откроют. Это бесконечная история.

Борис Павлович:
А сама процедура постановки на учет мало того, что унизительна (т.к. я превращаюсь в какого-то странного человека, который находится то ли под подпиской о невыезде, то ли еще что-то), я еще оказываюсь человеком, который должен перед кем-то отчитываться. Мне это совершенно не понятно. Я нахожусь на территории своей страны, я плачу налоги, я ни разу за свою жизнь не работал без трудового договора, я абсолютно примерный налогоплательщик, все мои заработки «белые»... Почему я не могу свободно перемещаться по стране? Что за режимность такая в государстве?

Конечно, я понимаю, что перед государством стоит вопрос легализации доходов частного сектора недвижимости, но при чем тут те, кто вынужден снимать жилплощадь?

Позитивный опыт

Владимир Журавлев:
При принятии любого закона, всегда будут две группы людей — те, которым от законопроекта будет хорошо, и тем, кому плохо. Как, например, недавно принятый закон, запрещающий табакокурение, который вызвал многочисленные дискуссии. Курильщики отстаивают свое мнение, а некурящие — свое. Но все равно принимается закон, ограничивающий права курильщиков попыхать табаком в любом месте, где им это хочется, так как здоровье населения — это более приоритетная вещь.

Согласитесь, бюджет необходимо формировать не только за счет нефти и газа, но и других платежей. Я не видел документ законопроекта целиком, но уверен, что он в целом направлен не на то, чтобы нарушить чьи-то права, а на то, чтобы отрегулировать сферу уплаты налогов с недвижимости. В первую очередь, он коснется жителей крупных городов.

Я полностью поддерживаю господина Павловича, но считаю, что закон, все-таки, не направлен против прописки как таковой. В любом случае, уверен, что пользы от него будет больше, чем вреда.

Михаил Цыпленков:
Я тоже считаю, что это неплохая законодательная инициатива, хотя, признаюсь, что так и не нашел в сети Интернет полный текст законопроекта. Однако проблему миграции рано или поздно необходимо все равно решать.

На деятельность риэлторов новая инициатива никак не повлияет, так как вся ответственность ложится на собственника жилья и нанимателя (а риэлтор в данном случае — всегда посредник). Что же касается стоимости аренды квадратных метров, то, если все-таки рынок частной аренды сумеют поставить на цивилизованные рельсы — она, скорее всего, действительно увеличится, как говорят федеральные эксперты. В любом случае, нужно дождаться окончательной редакции, в которой примут данный закон.

Борис Павлович:
Как показал опыт принятия законов «Об образовании» и «О митингах», первое и последующие чтения в Госдуме существенно не влияют на оптимизацию принимаемых законов. Скорее, влияют на его дегенератизацию. Из всех возможных вариантов принимается наихудший для населения. При этом, из всех последних принятых резонансных законопроектов, не помню исключений из этого правила.

В общем, в очередной раз наблюдаю недоверие государства ко мне. Меня это раздражает, потому что я прекрасно понимаю, что вся эта риторика о трудовых мигрантах — это всего лишь риторика. Ведь совсем недавно Путин подписал указ об облегченном приеме на работу иностранных граждан.

Это не просто парадокс, это подтверждение тому, что на трудовых мигрантов на руководящем уровне всем плевать. Дешевый сегмент рабочей силы государству выгоден и решать проблему трудовых мигрантов на самом деле никто не собирается.

Сергей Беляков:
В любом случае регистрироваться нужно. Единственное, мне кажется, что если в квартире установлены приборы учета, то это должно у властей снимать половину вопросов. То есть, считаю, что когда приняли закон о введении приборов учета в каждую квартиру, то вопрос о регистрации можно было бы уже и не поднимать. Разве что осталась бы проблема налогов с аренды жилья....

Константин Егоров:
Мы (УФМС) уже давно продвигаем поправки в Жилищный Кодекс РФ, которые бы определили минимальную жилплощадь на человека и ограничили, таким образом, количество прописываемых. То есть, если прописываемый не супруг и не ребенок, то необходимо обратить внимание на минимальную жилищную норму. Но это, повторюсь, пока законопроект.

Это действительно некий возврат к старым правилам, включая ту же уголовную ответственность. В СССР была статья за «нарушение правил паспортной системы» - давали до одного года лишения свободы. Вводится практически то же самое, что и было до распада Союза, но с небольшими поправками. Как ни крути, но данный опыт был в каком-то плане достаточно позитивным.


Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru


Кстати
Первоначальный вариант законопроекта предполагает, что гражданин должен будет заплатить штраф до 5 тысяч рублей, если он дольше 90 дней живет не по месту прописки. Те, кто приютил его, не предупредив органы ФМС, заплатят еще больше – до 7 тысяч рублей. Вводится уголовная ответственность за «фиктивную постановку на учет» иностранных граждан. Все это предлагается карать штрафами от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, либо сроками в колонии до 3 лет.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте