Французская компания «Ашан» празднует свое 10-летие в России.

Амбициозный «Ашан»

29.04.2013 164067 0

Французская (как ни странно) компания «Ашан» празднует свое 10-летие в России. По состоянию на ноябрь 2012 года в стране действовало 54 ее гипермаркета, но планы у семьи Мюлье, владельцев бренда, грандиозные: по их словам к 2015 году в России таких гипермаркетов будет 200.

Название Auchan — сознательно неточная орфографическая запись слов Hauts champs — «Высокие поля» (название квартала Лилля, где был создан первый магазин). Примечательно, что никто из членов семьи Мюлье — владельцев компании с годовым оборотом в $35 млрд, не является миллиардером, так как все они имеют равную долю состояния в каждой компании. Это одно из главных правил семьи, скрепленных договором.

Мюлье

Семья Мюлье ведет свою историю с очень давних времен. Еще в начале XX века они славились тем, что были достаточно успешными промышленниками во Франции, выпускающими пряжу. И делали это очень успешно. Так как наша история все-таки в большей степени связана с розничной сетью Auchan, то ее будет уместно связать с Жераром Мюлье-младшим. Он родился 13 мая 1931 года. В то время его родители – Жерар и Мари Мюлье-Кавруа – жили в городе Рубе, на улице Анри-Боссю. Жерар был первенцем. По старой семейной традиции (кстати, этих традиций у семьи Мюлье много!) его назвали в честь отца.

Бизнес семьи стремительно развивался, пока Жерар получал образование. Потом наступила Вторая мировая война. Время застоя по всей Европе. Мюлье пережили этот период без каких-то видимых проблем, но, тем не менее, уже тогда Жерар-старший начал понимать, что на одном только производстве далеко не уедешь. В то время вовсю начинает набирать обороты розничная торговля. Это было и проще, и выгоднее, чем производство. На волне этого ажиотажа семья Мюлье открывает свой собственный магазин, который был назван Phildar. Увы, это предприятие оказалось провальным.

Тем временем Жерар Мюлье-младший бросает учебу на первом курсе университета. Причиной тому стало неуемное желание молодого человека скорее броситься в бой – заняться делом. Бизнесом. Вообще, Жерар в то время отличался настоящей страстью, если не сказать одержимостью, применительно к работе. Он не только уделял ей массу времени, но старался делать все, что только можно. Однажды он даже бросился лично ремонтировать станок, слетевший прямо на работе. Увы, он не был мастером в этом вопросе. Итог плачевен: Жерар Мюлье лишился двух пальцев на правой руке.

Впрочем, в семье оценили рвение Жерара. Уже скоро он начал продвигаться по службе, став к 1958 году директором по продажам. При этом интересно то, что тремя годами ранее между членами семьи был заключен договор, согласно которому каждый из них получал равную долю во всех компаниях, принадлежащих семье. При этом Мюлье никогда не брали партнеров для бизнеса со стороны. Это тоже одна из традиций семьи (кстати, один из интересных моментов заключается еще и в том, что после свадьбы мужчины семьи Мюлье добавляют к своей фамилии фамилию жены. Жерар в итоге стал Мюлье-Матиасом, после его свадьбы на Бернадетте).

Производство продолжало оставаться основным бизнесом семьи Мюлье. Розница в то время так и не оправдала себя. Впрочем, это не мешало семье пробовать. Безуспешные попытки рано или поздно должны были перерасти во что-то большее. Ключевым моментом стала поездка Жерара в США на семинар, посвященный розничной торговле. Именно там он узнал о новой модели супермаркета. Суть заключалось в том, что создавался магазин с самообслуживанием и прилегающей к нему стоянкой. Это давало ему несколько преимуществ:
- потребители спокойно могли приезжать на своих собственных машинах, тем самым совершая покупки сразу же на всю неделю;
- самообслуживание гораздо удобнее. Люди могли спокойно познакомиться с тем или иным продуктом, не требуя постоянно продавца;
- это позволяло сэкономить на персонале и представить гораздо больший ассортимент в магазине;
- в супермаркетах все время были заметные скидки, что влекло в них новых потребителей;
Мюлье понял, что за супермаркетами будущее. Он решил, что стоит попробовать открыть свой во Франции. Таким образом, если бы не поездка в США, то, возможно, мы бы не увидели знаменитого магазина Auchan, который стал символом деловой Франции, и сделал семью Мюлье очень богатой.

«Ашан» в действии

Итак, 6 июля 1961 года открыл свои двери первый магазин Auchan во Франции. Естественно, по семейной традиции каждый член семьи получил одинаковую долю в магазине. Правда, было одной но – Жерар Мюлье начал бизнес с партнером. Почему? Все дело в том, что в семье отнеслись с некоторым недоверием к новой идее. Они считали ее очень рискованной, и решили попробовать ее отдельно от общего бизнеса. Если провалится, то потери будут не столь ощутимы. Именно поэтому Жерару пришлось искать партнера. К счастью, он его нашел. Промышленник Мишель Сегар вложил в Auchan 600 тысяч франков за 50-процентную долю в компании. Так, Мишель и Жерар открыли первый супермаркет во Франции. А семья получила партнера, хотя это и противоречило ее принципам.

Опыта в розничной торговле молодым предпринимателям, конечно, не хватало. На первых порах Жерар и Мишель совершили множество ошибок. Это, естественно, привело к определенным неприятным последствиям. Убытки за первый год работы составили 200 тысяч франков! Это была колоссальная сумма для небольшого супермаркета (если вам интересно, то площадь первого магазина Auchan составляла всего 600 квадратных метров, при 30 служащих магазина). И это при том, что основатели старались работать, как можно более экономно.

В то время семья даже стала подумывать о закрытии магазина. К счастью, сыграла мудрость Жерара-старшего. Он провел строгий разговор с сыном, после которого сказал ему, что дает ровно три года на то, чтобы магазин стал прибыльным. Знал ли он тогда, насколько прибыльным будет Auchan? Вряд ли. Эти три года прошли в очень плодотворной работе. Во-первых, бизнес по собственному желанию покинул Мишель Сегар. Кроме того, в семье Мюлье не очень хотели, чтобы в будущем он был частью их семейного бизнеса. Во-вторых, Жерар стал учиться у опытных продавцов. Именно они рассказали ему про правильную выкладку товара, про то, как ставить скидки на продукцию. Это были ценнейшие советы для молодого предпринимателя.

«Auchan» начинает продавать товары очень дешево, становясь европейским Wal-Mart. Естественно, это не могло не привлечь новых посетителей в магазины. Продажи поползли вверх. А в 1967 году в городе Ронке открылся огромный гипермаркет Auchan. Он занимал площадь в 12 тысяч квадратных метров. С этого момента стало понятно, что Auchan станет для семьи Мюлье сердцем.

Инновации

С развитием сети развивался и мерчандайзинг. Магазины Auchan всегда старались следовать всем новым веяньям в торговле. Так, в 1977 году Auchan начинает премировать своих сотрудников акциями компании. В итоге в руках работников оказалось порядка 17% всех акций компании.

В 1981 году появляется первый магазин за пределами Франции. Это был гипермаркет Alkampo, открывший свои двери в Испании. За Испанией последовали другие европейские страны. Сегодня Auchan занимает серьезные позиции во Франции, Испании, России, Италии, Португалии, Люксембурге (здесь открыт всего один гипермаркет, но больше и не надо), Польше, Аргентине, Венгрии, Марокко, Китае, Тайване, Румынии, Мальте и Украине. В США и Канаде Auchan отсутствует по понятным причинам. Конкурировать с Wal-Mart невозможно.

После 1996 года Auchan считается если и не самой крупной, то уж точно одной из самых крупных компаний, представляющих розницу в Европе. В этом году компания купила сети Docks de France. Количество магазинов Auchan по всему миру уже давно перевалило за 1000. Годовой оборот составляет более 33 миллиардов евро. Более 170 тысяч человек нашли себе работу в сети Auchan.

Сегодня семья Мюлье является одной из самых богатых в Европе. Во многом за счет успеха Auchan. Впрочем, это далеко не единственное направление деятельности семьи. Компании принадлежит множество брендов, среди которых особенно стоит отметить Leroy Merlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спорттовары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты). При этом все члены семьи имеют равную долю в каждой компании. Это одно из главных правил семьи, скрепленных договором.

В 2006 году Жерар Мюлье в возрасте 75 лет отошел от непосредственного руководства сетью Auchan. Тем не менее, в делах компании он все еще участвует. Мюлье занимает пост председателя совета директоров. Auchan, в свою очередь, продолжает оставаться частной компанией. Разговоров об IPO пока не идет. Семье Мюлье это просто не нужно.

Ашан в России

В России первый гипермаркет «Ашан» появился 28 августа 2002 года в Московской области. На сегодняшний день гипермаркеты компании присутствуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России, вплоть до Самары и Новосибирска. При этом среди россиян «Ашан» пользуется достаточно большой популярностью. Возможно, сказывается тот факт, что это зарубежный магазин, но не исключено, что  дешевизна продукции — более вероятный секрет популярности.

«Aushan» – один из первых ритейлеров российского рынка, использующий в своей работе инновационный подход практически в каждом вопросе. Компания  в России не только переняла опыт head-офиса, но и передала свой аутентичный опыт Западу. Не так давно на севере Франции открылся магазин Auchan City, прототипом которого стал компактный гипермаркет именно российского формата. Auchan City появились в Москве на базе сети "Рамстор" в 2008 году и считаются «гипермаркетами шаговой доступности» с меньшей площадью и ассортиментом. Напомним, что Auchan приобрела сеть "Рамстор" у турецкого холдинга Enka в 2008 году, после чего решила выделить небольшие городские гипермаркеты в отдельный формат. Сначала магазины Auchan City показывали низкую эффективность по сравнению с обычными гипермаркетами, поэтому владелец решил в конце 2009 года разработать для них новую концепцию. В первую очередь, изменения коснулись ассортимента гипермаркетов – доля пищевых продуктов была увеличена с 60 до 80%, а непродовольственные товары (бытовая техника, одежда, спортивные товары) исчезли с прилавков.

Также другим ярким примером инновационной политики компании является интернет-магазин Aushan. Французская сеть стала первой из иностранных ритейлеров, кто решился запустить эту услугу в России. Cервис получил название "Ашанавто" и конкурирует с сетью "Утконос", специализирующейся на интернет-торговле. Сеть гипермаркетов "Ашан" внедрила в России аналог технологии Auchan Drive, используемой ритейлером во Франции. Ранее «Ашан» внедрил систему бронирования товара в своих винных бутиках «Шато Шано». Первый бутик "Шато Шано" был открыт летом 2010 года в ТЦ "Европарк" на Рублевском шоссе. Площадь винного магазина составляет 86 квадратных метров, количество наименований - 1,2 тысяч, а цены колеблются от 620 до 364 тысяч рублей за бутылку.

Европейский Wal-Mart
1931 год — родился основатель «Ашана» Жерар Мюлье-младший.
1961 год - открыл свои двери первый магазин Auchan во Франции.
1967 год - в городе Ронке открылся первый гипермаркет Auchan. Он занимал площадь в 12 тысяч квадратных метров.
1981 год - появляется первый магазин за пределами Франции. Это был гипермаркет Alkampo, открывший свои двери в Испании.
1996 год - Auchan считается самой крупной компанией, представляющих розницу в Европе. В этом году компания купила сети Docks de France. Количество магазинов Auchan по всему миру уже давно перевалило за 1000. Годовой оборот составляет более 33 миллиардов евро. Более 170 тысяч человек нашли себе работу в сети Auchan.
2002 год - в России появился первый гипермаркет «Ашан»

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте