Бизнес вроде бы и желает налоговых каникул, но не желает, чтобы потом они превращались в налоговый ад

Из тени в свет, из света – в тень

22.07.2013 00:06:00 1493 0

Все, кто хотят открыть ИП, должны быть освобождены от налогов и страховых взносов на два года, заявил недавно премьер-министр Дмитрий Медведев. Казалось бы, все должны захлопать в ладоши и начать генерировать новые идеи. Но не тут-то было: российские предприниматели настолько «тертые калачи», что не поверят в чудо, даже если таковое увидят собственными глазами. Два года отсрочки, а дальше что? Снова повысят налоги? Тысяч до ста? Почему действия властей не продуманны, задается вопросом бизнес.

Участники круглого стола:

Антон Менчиков, индивидуальный предприниматель, директор магазина «Табачок».

Глеб Павлов, директор группы компаний «Инженерные технологии».

Азиз Агаев, директор аудиторско-консультационной компании «Бизнес-информ».

Андрей Вавилов, председатель кировского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Владимир Мохирев, индивидуальный предприниматель.

 

После «страшилок»
 
Андрей Вавилов:
– Мы давно уже говорили об этой мере. А они иногда нас еще и слышат. Однако обычно власти переиначивают свои же идеи. Как и в каком виде выйдет этот закон, тоже неизвестно. Мы сейчас обсуждаем одно, а Минфин потом сделает так, что все перевернется с ног на голову. То, что сказал Медведев, будет определенно принято, так как подобных заявлений голословно не делают, но как эта система будет работать в итоге, пока неясно. Об экономической амнистии, к примеру, еще в мае заявили, а «воз и ныне там».
 
Азиз Агаев:
– Для бизнеса, конечно, плюс, когда ничего не выдираешь из своего бюджета. Может быть, это новшество окажется положительным и для всех, кто с этим бизнесом соприкасается — услуги станут лучше, предприниматели будут больше вкладываться в бизнес, больше платить налогов за работников и т.д. Но я бы не делал громких заявлений и не принимал таких резких решений, а сделал бы, например, так: платишь зарплату не ниже двух минимальных – экономишь на налогах.
 
Антон Менчиков:
– После «страшилок» в начале этого года, когда налоги подняли с 17 тыс. рублей сразу до 35 тыс. рублей, я думаю, желание работать легально отбилось у всех, кто раньше хотел это сделать. Сколько у нас по статистике за этот год закрылось предпринимателей? Я думаю, власти даже такой мерой не смогут компенсировать всех, кто закрылся.
 
Глеб Павлов:
– Если бы мы открывались сейчас, естественно, мы бы вместо формы «ООО» выбрали ИП. И, кроме того, мне кажется, возникнет очень большой соблазн у «ООО-шек» переходить на ИП. К тому же если это будет широко анонсироваться и продвигаться в массы, реакция будет незамедлительной. В первую очередь, я думаю, этой услугой воспользуются те, кто желает оптимизировать свое налогообложение. А потом подтянутся те, кто вновь желает открыть свое дело и иметь какие-то льготы при этом.
 
Андрей Вавилов:
– А вы видели хоть одного, кто, уходя в тень, потом выходил бы оттуда?
 
Владимир Мохирев:
– Да. И я считаю, что те, кто недавно ушел в тень, скорей всего после такого нововведения выйдут обратно. У меня есть знакомый парикмахер – она ИП. Все ее знакомые после того, как ставки поднялись, ушли работать нелегально. Но как только их освободят от налогов, они вернутся обязательно, поскольку им невыгодно работать под колпаком в ожидании постоянных проверок.
 
Андрей Вавилов:
– А мне кажется, все, кто сейчас не поверил в наше государство, теперь будут играть в его игры только в том случае, когда единожды принятые правила будут действовать лет 5-6. А тот, кто уже один раз не поверил, не вернется. Обманывать бесконечное количество раз нельзя. Авторитет зарабатывается годами, а портится за один неплатеж. Вот и этот кредит доверия нашему государству закончился. Хотя при этом я не призываю предпринимателей сдавать лицензии. Я призываю лишь легально работать: пусть в ноль, но держаться. Или может быть так, что предприниматели будут закрываться и открываться. Мы же ушлые. Мы же можем воспользоваться «халявой», но не готовы к чему-то более сложному. Молодежь, может быть, и поверит, а тот, кто уже однажды обжегся, вряд ли.
 
Владимир Мохирев:
– Я надеюсь, что налоговая нагрузка будет все же подниматься постепенно. Медведев ведь тоже «не дурак»: зачем он будет гробить малый бизнес? Проведем аналогию с бензином: я бы ни за что не поверил три года назад, что цена на горючее поднимется до доллара. А сейчас это произошло и никто не возмущается: все платят. Точно так же нужно сделать с налоговой нагрузкой. Дайте бизнесу отдохнуть, а потом поднимайте, но постепенно. Вроде нефти хватает в стране – чего жадничать-то…
 
Лазейка для «жуликов»
 
Азиз Агаев:
– Да, наверное, кто-то легализуется вновь, потому что устали уже все туда-сюда ходить: из тени в свет, из света в тень. А может быть, некоторые подумают: не дай бог, выйдешь в свет, и сразу же налоги поднимут. У нас ведь как ударит в голову правительству или депутатам, так и будет. Нет последовательных действий.
 
Владимир Мохирев:
– Кто мне мешает закрыть ИП, а через два месяца зарегистрировать его по-новому? Я бы лично так и сделал. Я понимаю, что государство из-за меня что-то потеряет, но, поверьте, эта сумма будет не больше того, что испаряется на той же коррупции в Сочи.
 
Азиз Агаев:
– Все эти лазейки — это то, что допускает само государство. Они обычно закрываются различными правовыми методами, в том числе судебными решениями. Предпринимательское жульничество у нас сильно развито, потому что бизнесу приходится гибко реагировать на непоследовательные действия государства. Государство само не соблюдает закон, поэтому и предприниматели себя так ведут. Но при условии постоянства и четкого применения закона эти лазейки могут быть закрыты. 
 
Андрей Вавилов:
– Но до постоянства, судя по всему, еще далеко. Так, недавно городская аренда поднялась почти в два раза. Предприниматели мне говорят: мы только оклемались после повышения взносов в пенсионный фонд, потом пришли пожарные, а сейчас нам аренду подняли. Так что куда сейчас им идти? Закрывать все? Это нововведение, говорят, с нового года вступит в силу. Давайте подождем. Все же цыплят по осени считают. Но сейчас ни у кого нет уверенности в том, что тебя не добьют.
 
Антон Менчиков:
– Эта мера не сделает никому хуже, если не будет вдруг применена какая-то другая повинность. По сути, что здесь происходит: снимают одно налоговое бремя, но второе не предлагают. Если отменят все, то будет вообще отлично. Главное, чтобы не было так: сейчас налоги отменили, ты год поработал, два поработал, а потом его подняли до 50 тыс. рублей в год. Буду ли я закрываться, а потом открываться, зависит от дальнейшей политики нашего государства, от того, какие ставки оно сделает. Если у нас, у действующих предпринимателей, останутся такие же условия, какие есть сейчас (9 тыс. рублей в квартал), то это мне по силам. Если же они будут подниматься в два-три раза, и в год эта сумма будет составлять не 35 тыс. рублей, а 70, то многим придется закрыться. Особенно тяжело, я думаю, будет совсем мелкому бизнесу: мыло ручной работы, к примеру, швейный бизнес, ремонт обуви.
 
Владимир Мохирев:
– Я считаю, что такие каникулы нужны, чтобы люди хоть как-то принимали участие в развитии экономики. Но маловероятно, что все кинутся начинать трудовую деятельность - это ведь не килограмм картошки в магазине купить, тут головой надо думать. Но согласен, что льготы в любом случае дадут кому-то толчок. Сейчас многие сомневаются в том, платить налоги или нет. А тут перестанут бояться, начнут открываться. Пусть даже предприниматель просто семечками торгует, зато он примет на работу двух бабушек и хоть кого-то таким образом поддержит. Плюсов в любом случае больше.
 
Глеб Павлов:
– Я за то, чтобы все заявления, которые были сделаны Медведевым и Путиным, чем-то подкреплялись, потому что когда речь идет о поддержке малого бизнеса, конечно, нужно что-то делать, а не только говорить. Налоговые каникулы — это реальный шаг. Само предложение сначала поступило, кстати, от предпринимательского сообщества. Если говорить о том, как это отразится на сборе налогов и формировании федерального бюджета, то налоги от мелких предпринимателей занимают не больше 5-10% от всей суммы бюджета. Так что бюджет не пострадает.
 
Куда мы идем?
 
Азиз Агаев:
– Учитывая, что бюджет страны минимум на 2/3, а максимум на 3/4 формируется за счет нефтегазовых доходов, то эту каплю, которую собирают с предпринимателей, консолидированный бюджет даже не почувствует. Нехватку средств могут ощутить на себе районные бюджеты. Но муниципальные и областные бюджеты в основном получают финансирование из центра. Поэтому это новшество можно смело вводить, и ничего за это не будет.
 
Антон Менчиков:
– Бюджет, может быть, ничего не потеряет, а Пенсионный фонд может. Соответственно, для тех, кто сейчас находятся в пенсионном возрасте, пенсия, возможно, и не урежется, но не поднимется в ближайшее время точно. Для предпринимателей будущий закон - плюс, для пенсионеров — минус.
 
Глеб Павлов:
– Пенсионный фонд уже сейчас дефицитен — пенсионеров все больше, а работающего населения меньше. Согласен, что основные поступления в наш бюджет идут от сырьевых и государственных компаний, банков и т. д. И если говорить о малом бизнесе, то его доля в бюджете крайне невелика. Популяризировать предпринимательство нужно, чтобы развивать его как класс и увеличить его долю в общем бюджете. Но это лишь первый шаг и пока даже речи не идет о каких-то системных изменениях. Поэтому сейчас в данном заявлении Медведева я не вижу ни негативных, ни положительных моментов. Закон должен быть тщательно проработан, чтобы не было никаких злоупотреблений. Это как раз нивелирует некоторые отрицательные влияния на федеральный бюджет и на Пенсионный фонд России. Кроме того, хотелось бы, чтобы налоговая дифференциация была у нас не только по налоговым системам, но и по возрасту, и по объемам бизнеса. Когда человек заходит в бизнес, он должен чувствовать, что ему оказывается поддержка. И преференции должны быть большими, чем даже в сырьевых компаниях.
 
Андрей Вавилов:
– А делать все это надо не через год, а уже завтра. Зачем опять нам ждать нового года. Пока Минфин все подсчитает, все предприниматели уже закроются. Нам уже столько по голове стучали, и по рукам стучали, поэтому давайте поживем-увидим. Мне кажется, хорошее дело рекламы не требует.
 
Азиз Агаев:
Согласен, непонятно, чего нам ждать. Этот указ Медведева появился из ничего: не было никаких предпосылок, что и говорит о непродуманности этого шага. А значит, уже завтра может выйти совершенно другое предложение, противоположное этому. И - что касается страховых взносов — это заявление в корне неверно. Надо, я считаю, просто вернуть взносы в то состояние, в котором они были. Не надо никого ни от чего освобождать. Страховые взносы — это сегодняшние пенсии. Честно говоря, пугает это дерганье власти туда-сюда, особенно председателя правительства, который ведет себя как восемнадцатилетняя девушка. Надо же все продумать. Заменят Медведева, придет кто-нибудь другой в правительство и скажет: «Вы знаете, у нас не хватает бюджетных денег». И опять все обратно повернется. Честно говоря, от этого непостоянства мы все устали. А пока я не понимаю этого шага: какова наша цель, куда мы идем? Все эти слова о поддержке малого бизнеса – это просто демагогия.
 
Подготовила Елена Окатьева
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте