Павлович поставил сильную, и даже символичную точку. Сильную, потому что культовое произведение Кена Кизи «Над гнездом кукушки» о борьбе личности с системой не может восприниматься иначе

«Кукушкин» взгляд

23.09.2013 00:05:00 1526 0

Павлович поставил сильную, и даже символичную точку. Сильную, потому что культовое произведение Кена Кизи «Над гнездом кукушки» о борьбе личности с системой не может восприниматься иначе. Символичную, потому что... Об этом ниже.

Сначала напомним, «Над кукушкиным гнездом» - это произведение известного американского писателя Кена Кизи, ставшее своеобразной библией для поколения 60-х. Книга вышла в свет в 1962 году и сразу же стала успешной. В 1975 году появилась, пожалуй, более известная в России, чем сама книга, ее экранизация - «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли. Этот фильм, снятый режиссером Милошом Форманом, получил пять премий «Оскар». При этом самому Кизи экранизация не понравилась, поскольку один из главных героев произведения — Вождь Бромден, являющийся в романе рассказчиком всего происходящего, в фильме ушел на второй план.

Подобную же роль индейцу отвел и Павлович, художественный руководитель Театра на Спасской. Все действие спектакля происходит вокруг Рэндла Патрика МакМерфи, сыграл которого Александр Королевский. Он попадает в психиатрическую больницу из тюрьмы. На сцене театра весь ее американский антураж воссоздан абсолютно точно: белые стены, металлические фонари, каталки, инвалидные кресла и столики на колесиках. Специально убраны все боковые кулисы, чтобы пространство получилось большим и по-больничному пустым. При смене декораций во время спектакля альянс света, тени и музыки вызывает именно те неприятные и тяжелые эмоции, которые возникают при слове «сумасшедший дом». Хочется, чтобы скорей появился жизнерадостный Макмерфи. Именно он, МакМерфи-Королевский вносит «живинку» в разложенный по скучным полочкам распорядок дня «больных», а точнее, по мнению главного героя, просто других людей. Он ломает систему, созданную сестрой Ретчед в этой больнице, доносит до людей, что они могут смотреть телевизор, когда захотят, уехать на рыбалку, утраивать праздники, любить женщин и т.д. Все это в больнице является постыдным, а те, кто считает иначе, объявляется сумасшедшим. С юмором, человеческими, а значит, порой и справедливо агрессивными эмоциями МакМерфи противостоит всему, что может убить в нем жизнь. Однако он не выдерживает: физически более сильная система превращает его в наказание за его смелость в овощ (с помощью операции «лоботомии»), управлять которым гораздо легче. Желая спасти МакМерфи от такой жизни, его убивает ставший ему другом Вождь, который потом ломает окно и убегает на свободу. Жертва принесена не зря.

 

Теперь о символичности. Конечно, никто не оспорит, что «кукушкино гнездо» в какой-то мере есть символ любой системы, наседающей над человеческим в человеке, будь то психбольница или государство. С одной из них, как мы знаем, устал бороться и сам худрук Павлович, сказав «прощай, Киров». А вот что сделать остальным: покинуть систему или пытаться изменить ее изнутри, решать придется самостоятельно. Материал для размышлений подан. И подан красиво.

 

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте