Вагонно-лесной роман
Участники «Круглого стола»:
Андрей Козырев, начальник Территориального центра фирменного транспортного обслуживания Горьковской железной дороги
Николай Липатников, президент Вятской ТПП
Владимир Паюсов, управляющий компании «Дюкон»
Сергей Щерчков, заместитель председателя правительства Кировской области
Михаил Скворцов, депутат областного Законодательного собрания, генеральный директор компании «Алмис»
Реформа Российских железных дорог больнее всего ударила по лесозаготовителям. Грузовые вагоны отдали частным перевозчикам с благой, на первый взгляд, целью – создания конкурентной среды. На деле же все оказалось иначе. Сначала вагонов не хватало, сейчас - их переизбыток. По мнению ряда экспертов, оба случая губительны для лесного комплекса региона, который несет огромные убытки. Где найти «золотую середину»? Как переломить сложившуюся ситуацию? На эти и другие вопросы искали ответы участники «круглого стола».
Ностальгия по логистике
Михаил Скворцов:
- В результате реформы Российских железных дорог многие предприятия лесного комплекса остановили отгрузки из-за частичного или полного отсутствия подвижного состава, то есть отсутствия полувагонов под погрузку леса. В марте-апреле текущего года, когда начались все эти события, к решению проблемы подключились правительство региона, губернатор, Вятская торгово-промышленная палата, областное Законодательное собрание. Шум подняли хороший. Совещание по нашей проблеме было в Совете Федерации. Подвижки небольшие, конечно, есть. Но мы с большим сожалением вспоминаем те времена, когда система РЖД работала четко и слаженно, и подобных нынешней проблем у лесников никогда не возникало. Если заявлялись два вагона, значит, и предоставляли два вагона, но не более того. Сегодня этот отлаженный механизм канул в Лету. Когда придут вагоны - абсолютно непредсказуемо. Самые тяжелые месяцы для нас, конечно, были апрель и май, когда заявки на вагоны выполнялись на 10%...
Николай Липатников:
- Поддерживаю ваше мнение. Система Министерства путей сообщения и РЖД, сложившаяся за долгие годы, была самой мощной системой с точки зрения логистики. Совершенней ее, пожалуй, был только космос. Знали местонахождения вагона в любой точке страны. Но, к сожалению, сегодня все это потеряно.
Андрей Козырев:
- Это не совсем так. Обеспечение «лесников» Кировской области вагонами - эта проблема была и в советское время. Когда я начинал работать начальником станции, в 80-е годы, сюда, на кировскую землю, приехала целая бригада народного контроля. Так что проблема с отправкой леса была в вятском регионе. Сегодня все-таки есть заметные сдвиги с обеспечением подвижным составом. Кроме того, значительно снижена ценовая нагрузка. Самое главное, что сегодня заключено 69 договоров на перевозку леса с «ТрансЛесом». В апреле и этих договоров не было. Но все-таки дефицит вагонов остается, это признают все. И компания «Российские железные дороги» это признает.
Владимир Паюсов:
- Давайте поговорим о договорах. Нам сегодня предлагают заключать их с операторскими компаниями. Но они, все без исключения, предлагают ставку с наценкой 25-40% к тарифу РЖД. Это нам не подходит. Куда мы только не писали письма и жалобы! И в «Единую Россию», и Путину... Нам предложили заключить односторонний договор с компанией «ТрансЛес», которая требует 100% предоплату и при этом не несет никакой ответственности за оказание услуг. Работать сегодня просто не дают. Нас, лесников, штрафуют за все. Простоял вагон под выгрузкой - штраф. Кто-то испортил вагон - снова штраф. А «ТрансЛесу» - ничего. Работники «ТрансЛеса», которые находятся в Москве, в основном неподготовленные. Они просто-напросто нас не понимают. Мы словно разговариваем на разных языках.
Михаил Скворцов:
- Полностью согласен с вами. Президент и правительство говорят с экранов о поддержке малого и среднего бизнеса. А что мы видим на самом деле? Первая и вторая грузовые компании – владельцы всего российского парка вагонов. Они разговаривать не хотят с мелкими и средними предприятиями, которые грузят в среднем десять-двадцать вагонов.
Сергей Щерчков:
- Цель реформы Российских железных дорог – вывести конкурентный сектор в режим реальной конкуренции, уйти от монополии. Планировалось, что подвижной состав перейдет в первую и вторую грузовые компании, появятся частные операторы. И это произошло, но, мягко говоря, не так, как планировалось, не так, как этого хотелось, в первую очередь, грузоотправителям.
Николай Липатников:
- У меня вообще такое впечатление от реформы РЖД, что никто ни с кем даже не посоветовался. А ведь каждый шаг, который делает государство, должен быть выверен и продуман.
Жертвы коллапса
Андрей Козырев:
- Хочу заметить, что эксплуатируемый парк вагонов по сравнению с 2007 годом вырос в два раза... Однако все равно их не хватает. Что же происходит? Ситуация приближается к точке кипения. Возросли простои на подъездных и станционных путях, замедлилось продвижение вагонов в составе организованных поездов. Если мы с вами будем кричать: «Не хватает вагонов, давайте их больше!», уверяю вас, их нам никогда не хватит. Так же и денег всегда не хватает, даже когда их бывает очень много.
Владимир Паюсов:
- Вагоны действительно пошли, но их подача идет хаотично. К примеру, в июле нам необходимо было 15 вагонов, а выделили 64. Естественно, что с таким объемом работ мы справиться не можем. Приходится штраф платить. И весь этот бардак с поставкой вагонов означает только одно - логистика у «Транслеса» абсолютно отсутствует. Другой момент: вагоны подают, как правило, не осмотренные. Бывали случаи, когда половина поданных вагонов не пригодны для погрузки, их приходилось возвращать.
Андрей Козырев:
- Знаете почему выделили вам 64 вагона? Да потому, что хотели снять напряжение, которое возникло. Вот и загоняли целыми составами. А вы не смогли их переработать. Сегодня нужно поднять производительность подъездного пути, чтобы лесники могли принимать вагоны. И еще важный момент. Возьмем тот же апрель и май, о которых вы говорите. Ведь никто из вас в субботу и воскресенье не работал. Я за этим внимательно наблюдал. Люди аккуратно уходили на выходные, не взирая на дефицит подъездного состава.
Вы говорите, что вагоны приходят без осмотра. Как такое могло произойти? Я на каждом совещании, которое проводит начальник железной дороги, этот вопрос озвучиваю... И мне никто не верит, что такая проблема действительно имеет место быть. Сейчас разбираемся, почему это происходит.
Сергей Щерчков:
- Завершившийся сезон был очень благоприятен для лесников. Выпуск продукции деревообрабатывающей отрасли Кировской области за пять месяцев 2011 года вырос практически на 19%. Это очень серьезный рост. В то же время за январь-май текущего года лесных грузов перевезено на 9% меньше, чем за аналогичный период 2010 года. О чем это говорит? О том, что продукции произведено больше, а отправить мы ее смогли мало. К счастью, ни одно предприятие до банкротства не дошло, и, я надеюсь, не дойдет. Но многие леспромхозы, особенно те, которые не имеют альтернативных перевозок автомобильным транспортом, попали в определенный коллапс.
Андрей Козырев:
- Понимаю вас. Сегодня каждый из нас должен взять на себя долю ответственности. Дирекция перевозок - организацию четкого движения без задержек. Ветвевладельцы - организацию работы на подъездном пути. Мы со своей стороны, как Центр транспортного обслуживания, тоже вносим свою лепту своевременным оформлением документов и решением технологических проблем. Первое наше предложение - заключение с нами долгосрочных договоров. У Горьковской железной дороги огромный опыт в организации этой работы. Вы верно говорите, что раньше ситуация была намного лучше. Грузовладелец предъявляет в течение года гарантированный объем перевозок. РЖД, в свою очередь, гарантированно забирает груз и обеспечивает его перевозку. Другое наше предложение - создание лесных терминалов на крупных станциях, таких, как Луза, Опарино, Безбожник, Мураши. Самое главное - таможенники пошли нам навстречу. Дело должно сдвинуться с «мертвой точки». Стратегическая наша задача сегодня - унификация тарифов. Она разделена на две части. Сначала будет произведена унификация порожнего пробега, потом - грузового.
Остаться оптимистами
Сергей Щерчков:
- Ситуация действительно очень сложная. Напряженность несколько спала, но все-таки остается. К сожалению, у правительства Кировской области властных полномочий в отношении Российской железной дороги нет. Проблему мы поднимали неоднократно, вплоть до того, что губернатор писал соответствующее письмо председателю правительства Путин... Я разговаривал с представителями первой и второй грузовых компаний, и меня заверили, что проблема будет решена уже через три месяца.
Михаил Скворцов:
- Не уверен, что проблема решится в течение этого срока. Сейчас предприятия вынуждены снижать объемы производства, некоторые переходят на автотранспорт, неся при этом убытки. Кто-то увеличивает объемы переработки, сокращая транспортные расходы... Наше предприятие ведет переговоры как минимум с 20 транспортными компаниями.
Николай Липатников:
- Все мы, безусловно, оптимисты. После принимаемых мер хочется надеяться на положительный результат решения проблемы. Конечно, не хочется нагнетать атмосферу, но, если людям не будут платить зарплату, социальные конфликты неизбежны. Президент Торгово-промышленной палаты России лично доложил об обстановке в лесном комплексе Путину. Нам с Михаилом Скворцовым при помощи Николая Шаклеина довелось выступить в Совете Федерации на комиссии по естественным монополиям, которой руководит Николай Рыжков. Выслушав нас, он сказал: «Меня, похоже, три года вводили в заблуждение по поводу успешного реформирования железных дорог».
Мы вышли с предложением в Торгово-промышленную палату России инициировать возврат к отказу от пошлин при экспорте балансов диаметром от 15 дол 40 см. Раньше его продавали финнам, но сегодня для этого необходимо заплатить пошлину в размере 70-75% от стоимости отправки. Кто будет брать баланс по такой высокой цене? Если сегодня Минэкономразвития примет решение об отмене пошлин на один-два года, то завтра финский подвижной состав пойдет на наши предприятия.
Подготовил
Александр Грислис
grislis@mail.ru